Программа кружка «Школа вежливых наук» ( общеинтеллектуальное направление внеучебной деятельности ) 1 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
г. Абакана.









Программа
кружка
«Школа вежливых наук»
( общеинтеллектуальное направление
внеучебной деятельности )

1 класс








Составитель:
Конева Наталья Анатольевна
учитель начальных классов.





2011г.






Пояснительная записка

Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 1 часа в неделю, всего 33 часов в год.

Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Основные разделы программы:
я среди людей-8ч.
речевой этикет-8ч.
культура поведения-8ч.
в мире сказо-7ч.

Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Используемая литература:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Календарно- тематическое планирование курса

Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
теория
практика

1
2
3
4
5
6

Я среди людей
(8час)
1,2
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
1
1


3,4
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
1
1


5,6
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
1
1


7,8
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка . взаимопомощь.
1
1

Речевой этикет
(8час)
9,10
Что такое этика и этикет
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
1
1


11,12
О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.


1
1


13,14
Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
1
1


15,16
Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
1
1

Культура поведения
(8 час)





17,18
Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
1
1


19,20
Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
1
1


21,22
Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
1
1


23,24
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
1
1

В мире сказок
(7 час)
25,26,27
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
2
1


28,29
Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
1
1


30,31
Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
1
1

Итоговые занятия
(2 час)
32, 33
Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
1


1


15