Поурочный план по самопознанию на тему Учимся взаимопониманию

План урока по самопознанию
Школа: Дата: ____________ Педагог:
Класс - 4 Кол-во уч-сяТема: Учимся взаимопониманию
Ценность: Праведное поведение Качества: доброжелательность, уважение, чуткость.
Цель: углубление представления учащихся о взаимопонимании через раскрытие ценности «Праведное поведение»
Задачи:
– раскрытие значения такого понятия, как «доброжелательность»;
– развитие умения уважать близких и окружающих людей;
– воспитание чуткости по отношению ко всем окружающим.
Ресурсы:
притчи, песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, релаксационная музыка
Ход урока:
1. Организационный момент.
Позитивный настрой.
Концентрация на свет.
 - Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза.  
2. Проверка домашнего задания.
Опережающее задание: Инсценировка «Райкины пленники» по рассказу Ю.Сотникова.
Вопросы:
?Из-за чего возник конфликт?
?Можно ли было не допустить возникновение конфликта?
?Какие качества необходимо проявлять для взаимопонимания?
?Случались ли в вашей жизни подобные истории и как вы их решали?
Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание. Цитата
«Взаимопонимание – начало согласия» 
Бенедикт Спиноза 
1.В чем смысл этой цитаты? 4. Рассказывание истории (Беседа)
Сказка о другой точке зрения И. Вачкова
Маленькую Точку А, как и других малышей, родители наставляли с самого раннего детства:
– Точкам никак нельзя прожить без умения правильно общаться. Для этого всегда нужно помнить важнейшее правило: чтобы понять другого, надо встать на его точку зрения.
– Как это – встать на точку зрения? Так же и раздавить можно! – испуганно пищала Точка А.
– Это значит – посмотреть на вещи его глазами, понять, как он видит мир, что думает, что чувствует.
– Превратиться в другую точку? – уточняла сообразительная Точка А.
– Правильно! Надо уметь становиться другой точкой. Но не переставать быть собой.
Точка А прилежно училась в Точечной школе и старательно осваивала самую важное и трудное умение – стать на другую точку зрения, понять другого. Точки были малюсенькими и легко совмещались друг с другом, поэтому учение шло успешно. В школе Точка А узнала, что в мире есть существа, которые в тысячи, миллионы раз больше размерами, чем точки. Ей очень захотелось на них посмотреть и на каникулах она отправилась в путешествие.
Точка А прилетела в лес, присев на кустик, она увидела двух муравьев, вырывающих друг у друга маленькую палочку.
– Почему вы не хотите понять друг друга? – удивилась Точка А. – Встаньте на точку зрения другого!
– Как это? – спросили муравьи, сердито косясь на нее. – Попробуй-ка сама!
– Но вы такие большие для меня. Мне очень трудно встать на ваши точки зрения.
– Тогда и не поучай нас! – заявили муравьи, снова начиная бороться за палочку.
– Остановитесь! Я попробую.
Точка А настроилась, как ее учили, и стала одним из муравьев. Она поняла, что хочет завладеть этой палочкой, чтобы принести ее в муравейник и заслужить похвалу от папы за трудолюбие. Затем Точка А встала на точку зрения второго муравья и почувствовала беспокойство за больную сестру, которой надо закрепить этой палочкой кроватку.
– Попробуйте и вы встать на точку зрения друт друга! – предложила Точка А. – Для начала просто расскажите, зачем каждому из вас эта палочка.
Муравьи поворчали, но последовали ее совету. Через несколько минут они уже весело и дружно волокли палочку к муравейнику. Точка А улыбнулась и полетела дальше.
На этот раз она летела долго и присела отдохнуть на большой серой горе, которая почему-то двигалась. Гора оказалась слоном, спешащим по саванне к водопою. Сидя на спине слона, Точка А некоторое время любовалась окрестностями, но случайно взглянув вниз, отчаянно завопила:
– Постойте! Остановитесь!
Слон уже занес свою огромную ногу над гнездом куропатки. Куропатка в ужасе распростерла крылья над маленькими рябыми яйцами, как будто это могло уберечь их от участи оказаться раздавленными. Услышав писк Точки А, слон замер и недоуменно повел головой, не понимая, откуда идет звук. Точка А кричала что есть мочи:
– Вы же можете раздавить куропатку в гнезде! Каково ей, как вы думаете? Попробуйте ее понять!
Слон раздраженно заметил:
– А кто встанет на мою точку зрения, кто поймет, что мне надо?
– Я бы попробовала... Но вы же такая громадина! Только на кончике вашего хвоста смогли бы разместиться миллиарды таких точек, как я, – растерянно сказала Точка А.
– Значит, ты не можешь посмотреть на мир моими глазами? Так чего же ты требуешь от меня? – и нога слона начала угрожающе опускаться.
– Нет-нет! Я сумею! – поспешно вскричала Точка А.
Она собрала все свои силы и стала слоном. Она поняла, куда так спешил великан: его слонятам было очень жарко, и он хотел принести воды в хоботе, чтобы устроить им освежающий душ.
– А теперь попробуйте встать на точку зрения маленькой куропатки, которая не может унести свои яйца из-под ваших огромных ног и готова умереть вместе с невылупившимися птенцами, пытаясь их спасти. – усталым голосом сказала Точка А.
Слон задумался. Он осторожно поставил ногу подальше от гнезда, и наклонился, внимательно рассматривая перепуганную куропатку.
– Пожалуйста, извините за беспокойство. – сказал слон. – Назад я пойду другой дорогой.
– Ура! – воскликнула Точка А. – Вы молодчина! Такой огромный, вы сумели встать на точку зрения куропатки. Вы заслуживаете восхищения.
– Нет, – серьезно сказал слон. – Восхищения заслуживаешь ты, крохотулечка, меньше которой ничего не бывает на свете. Ты умеешь становиться на точку зрения любого существа – от самого большого до самого маленького. Ты учишь нас понимать другие точки зрения и мы становимся добрее.
Утомленная Точка А благодарно пискнула и полетела дальше.
?Какое наставление от родителей получила маленькая точка А?
?Какое важное и трудное умение осваивала в школе точка А?
?Как Точка А учила других взаимопониманию?
?Какие качества надо проявлять, чтобы понимать другого человека?
5. Творческая деятельность
Разделить детей на группы по 4 человека и предложить составить кластер. Завершить предложение, используя разные варианты ответов.

«Если я понимаю другого человека, то я …».
Презентация работ.
Просмотр видеофрагмента -
притча «Счастливая семья»
6. Исполнение групповой песни
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, давайте споем все вместе песню «Ты мне веришь или нет?»
- Я заметила однажды,Как зимой кусты сирениРасцвели, как будто в мае –Ты мне веришь или нет?Веришь мне или нет?- Я тебе, конечно, верю,Разве могут быть сомненья?Я и сам всё это видел –Это наш с тобой секрет,Наш с тобою секрет!2- А недавно я видала,Как луна в сосновых веткахЗаблудилась и заснула!Ты мне веришь или нет?Веришь мне или нет?- Я тебе, конечно, верю.Я и сам все это виделИз окошка в прошлый вечер.Это наш с тобой секрет,Наш с тобою секрет!3А во время звездопадаЯ видала, как по небуДве звезды летели рядом –Ты мне веришь или нет?Веришь мне или нет?- Я тебе, конечно, верю –Разве могут быть сомненья.Я и сам все это видел.Это наш с тобой секрет,Наш с тобой секрет!
Аудиозапись:
с. 35 Сл. И. Кохановского
Муз. А. Рыбникова
7. Домашнее задание.
Работа в тетради (с. 22 – 25) раскрасить рисунки и составить рассказы. 8.Заключительная минута тишины.
А сейчас я вам предлагаю закрыть глазки, и вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили, что вам запомнилось из сегодняшнего урока. Релаксационная музыка