Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Гамма фа-диез минор (3 класс)


План-конспект урока по учебному предмету «Сольфеджио»
3 класс (8-летний курс обучения) ФГТ
преп. Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Тема: Гамма фа-диез минор
Цель: научить учащихся строить гамму фа-диез минор (3 вида), в ней комплекс
Задачи: 1. Образовательная:
Гамма фа-диез минор – правило. Построить гамму фа-диез минор (3 вида), в ней комплекс. Игра на ф-но: t5/3. Спеть гамму фа-диез минор (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3.
Спеть ступени в тональности фа-диез минор на с. 51 задание № 3: I-II-III-II-VII#-I; I-III-V-VI-I↓-V-VI#-VII#-I; I↓-V↑-I-VII-VI-V-I.№ 213 – сольмизация, пение с листа.
№ 218 – сольмизация, пение с листа.
№ 148 (2-хголосие) – пение 2-хголосно.
Повторить ритмическую группу: восьмая и две шестнадцатых, простучать данное ритмическое упражнение:

Мелодический диктант № 232, тональность Ля мажор, размер ¾.
Подбор баса к диктанту № 232, используя I, V ступени.
2.Воспитательная: осознанное отношение обучающихся к интонации 3-х видов минора.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно – иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: доска, фортепиано.
Раздаточный материал: карандаши, ластики, ручки, клавиатуры.
Использование ЭОР: Осваиваем 3 вида минора http://music-education.ru/tri-vida-minora/
Открытый урок в музыкальной школе-студии "Ритмические группы с шестнадцатыми": http://festival.1september.ru/articles/612620/
Название ресурса: учебно-методический материал
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1.Белобородова В.В., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Г. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности». – СПб, 1999.
3.Е. Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио для ДМШ 3 класс. - М.: Музыка, 2007.
4. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ, 4-е изд-е. Л.: «Музыка», 1986.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособие по ступеням, гамма фа-диез минор.
2.Карточки музыкальных обозначений: t5/3, ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1. Спеть гамму фа-диез минор (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3.
2.Спеть ступени в тональности фа-диез минор на с. 51 задание № 3: I-II-III-II-VII#-I; I-III-V-VI-I↓-V-VI#-VII#-I; I↓-V↑-I-VII-VI-V-I.Игра на ф-но: t5/3 в тональности фа-диез минор.
Теоретические сведения

1.Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез), а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется, звучит натуральный минор. 
2.Построить гамму фа-диез минор (3 вида), в ней комплекс: показать разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3.
Мелодический диктант № 232

Воспитание творческих навыков
Подбор баса к диктанту № 232, используя I, V ступени.
Сольфеджирование и пение с листа
№ 213 – пение с листа.
№ 218 – пение с листа.
№ 148 (2-хголосие) – пение 2-хголосно.
Воспитание чувства метроритма
№ 213 – сольмизация.
№ 218 – сольмизация.
Повторить ритмическую группу: восьмая и две шестнадцатых, простучать данное ритмическое упражнение:

Воспитание творческих навыков
Подбор баса к диктанту № 232, используя I и V ступени.
Д/з
1.Диктант играть с басом и петь.
2.№ 218 – выучить наизусть, 148 – петь по нотам и играть, петь с тактированием.
3.№ 219 – переписать в тетрадь.