Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Гамма Ре мажор (1 класс)


Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»
1 класс (8-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Гамма Ре мажор
Цель: научить учащихся строить гамму Ре мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки
Задачи: 1. Образовательная:
Гамма Ре мажор – правило. Построить гамму Ре мажор вверх и вниз, подписать устойчивые ступени, неустойчивые закрасить, показать стрелочками разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки.
Повторить строение мажорной гаммы. Найти на клавиатуре гамму Ре мажор и показать её.
Дать понятие тональности. Лад: мажорный и минорный.
Цифровое обозначение ступеней.
Спеть гамму Ре мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I, V-III-I-II-I (пение по столбице, ручным знакам).Повторить песенку-упражнение «Ой, ладушки-лады» от звука «f» с прохлопыванием ритма, спеть сольфеджио и со словами.
Повторить песенку про «Полутон. Тон» В. Белобородовой со словами.
Повторить песенки Л. Абелян «Про бемоль», «Про диез» (см. в конце урока).
С.9 «Курочка» по сб. Ю. Фролова Сольфеджио 1 класс – сольмизация, пение сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием.
Уч. Ю. Фролова Сольфеджио 1 класс с. 10 № 3 «Дождик, дождик» - разучить попевку, простучать ритм (повторение темы: Тон. Полутон).Слушание музыки: Р. Шуман «Веселый крестьянин» (фрагмент) - определить лад, темп.
Сочинить ритмический аккомпанемент к фрагменту пьесы Р. Шумана «Веселый крестьянин».
Определить на слух: тон и полутон.
2.Воспитательная: воспитать у учащихся осознанное отношение к построению гаммы Ре мажор и интонации.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно- иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: доска, мелки, фортепиано.
Использование ЭОР: Тональность. Мажорные и тональности диезные www.musicchool.ucoz.com [Дата обращения 26.08.2016 г.]
Название ресурса: дидактический материал.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1.В.В. Белобородова, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2012.
2. Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1985.
3. Картавцева М. Сольфеджио XXI века. – 1-4 классы ДМШ. – М.: Кифара, 1999.
4.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.
5.Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, гамма Ре мажор, пособие по вводным ступеням.
2.Карточки музыкальных обозначений: ноты I и II октавы, длительности нот, вводные звуки, устойчивые ступени, темп, лад.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1.Спеть гамму Ре мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I, V-III-I-II-I (пение по столбице, ручным знакам).2.Повторить песенку-упражнение «Ой, ладушки-лады» от звука «f» с прохлопыванием ритма, спеть сольфеджио и со словами.

3.Повторить песенку про «Полутон. Тон» В. Белобородовой со словами.

4.Уч. Ю. Фролова Сольфеджио 1 класс с. 10 № 3 «Дождик, дождик» - разучить попевку, простучать ритм (повторение темы: Тон. Полутон).Теоретические сведения
1.Гамма Ре мажор – правило. Гамма Ре мажор, тоника звук – «ре», ключевые знаки: фа# и до#. Устойчивые звуки: «ре», «фа#», «ля». Вводные звуки: «до#», «ми».
Построить гамму Ре мажор вверх и вниз, подписать устойчивые ступени, неустойчивые закрасить, показать стрелочками разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки.

2.Повторить строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, 3 тона, полутон.
Найти на клавиатуре гамму Ре мажор и показать её.
3.Дать понятие тональности. Тональность – это высота лада. Высота – это тоника. Лад – дружба звуков устойчивых и неустойчивых. Лад бывает: мажорный и минорный.
4.Цифровое обозначение ступеней: I, II, III, IV, V, VI, VII.Сольфеджирование и пение с листа
1.Повторить песенки Л. Абелян «Про бемоль», «Про диез».
2.С.9 «Курочка» по сб. Ю. Фролова Сольфеджио 1 класс – пение сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием.
Воспитание чувства метроритма
1.С.9 «Курочка» по сб. Ю. Фролова Сольфеджио 1 класс – сольмизация, простучать ритм.
2.Уч. Ю. Фролова Сольфеджио 1 класс с. 10 № 3 «Дождик, дождик» - простучать ритм.
Воспитание творческих навыков
Сочинить ритмический аккомпанемент к фрагменту пьесы Р. Шумана «Веселый крестьянин» (уч. Ю. Фролова Сольфеджио 1 класс, с. 108).Анализ на слух
1.Слушание музыки: Р. Шуман «Веселый крестьянин» (фрагмент) - определить лад, темп.
2.Определить на слух: тон и полутон.
Д/з
1.уч. с. 10 «Дождик» - переписать в тетрадь карандашом ноты.
2.Построить гамму Ре мажор по образцу в тетради.
3.уч. с. 12 задание 1. говорить «ступеневые дорожки» в До мажоре.