Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Канон (1 класс)


Конспект поурочного плана учебному по предмету «Сольфеджио»
1 класс (8-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Канон
Цель: познакомить обучающихся с понятием канон
Задачи: 1. Образовательная:
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята! Здравствуйте учитель», «Прозвенел звонок, начался урок».
Дать понятие канон. Пример с. 39 «Дед Андрей» - спеть каноном.
Повторить понятие аккорд.
Спеть гамму Ре мажор вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-III-I, V-VI-VII-I; Т5/3.Работа с клавиатурой: показ разрешения неустойчивых звуков в устойчивые, вводные звуки, Т5/3.
Повторить правило о гамме Ре мажор (ключевые знаки фа-диез и до-диез) и построить гамму, в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, Т5/3.
Пение и игра диктанта № 21 в тональности Соль мажор.
Разучить Шведскую народную песенку «Пау-паучина» Т. Боровик (с. 66) с движениями, простучать ритм.
С. 32 «Гуси» - досочинить окончание мелодии в До мажоре.
2.Воспитательная: осознанное отношение к интонации.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1.В.В. Белобородова, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2012.
2.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.
3.Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Ч. 1. – Минск, 1999.
4.Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, гамма Ре мажор, пособие по вводным ступеням, памятка о гамме.
2.Карточки музыкальных обозначений: ноты I и II октавы, длительности нот, вводные звуки, устойчивые ступени, паузы, Т5/3.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1.Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята! Здравствуйте учитель», «Прозвенел звонок, начался урок».
2. Спеть гамму Ре мажор вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-III-I, V-VI-VII-I; Т5/3.Работа с клавиатурой: показ разрешения неустойчивых звуков в устойчивые, вводные звуки, Т5/3.
3.Пение и игра диктанта № 21 в тональности Соль мажор.
Теоретические сведения
1.Дать понятие канон. Петь каноном значит вторить, то что спел 1 голос, 2 голос должен повторить. Пример с. 39 «Дед Андрей».
2.Повторить понятие аккорд.
3. Повторить правило о гамме Ре мажор (ключевые знаки фа-диез и до-диез) и построить гамму, в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, Т5/3.
Сольфеджирование и пение с листа
Пример с. 39 «Дед Андрей» - спеть каноном.
Разучить Шведскую народную песенку «Пау-паучина» Т. Боровик (с. 66) с движениями, простучать ритм (см. пример в конце урока).
Воспитание чувства метроритма
Шведская народная песенка «Пау-паучина» - простучать ритм.
Воспитание творческих навыков
С. 32 «Гуси» - досочинить окончание мелодии в До мажоре.
Анализ на слух
Е. Марченко Танец с. 108 по сб. Ю. Фролова – определить размер, лад, жанр, характер.
Д/з
1.Нарисовать рисунок к песне про паучка.
2.Построить гамму Ре мажор по образцу в тетради.
3.Повторить слова «Дед Андрей».

Песенка про паучка исполняется в сочетании с пальцевыми жестами. При пении первой фразы пальцы изображают «плетение паутинки» (рис. 1) – соединение первого пальца левой руки со вторым правой, меняется на соединение второго пальца левой руки с первым правой. «Вдруг закапал дождик» - в жестах – щелчки пальцами, «паутину смыл» - в жесте изображение того, как «моют руки». «Вот и солнце вышло, стало подсыхать» - повороты рук из стороны в сторону с соединёнными ладонями и широко расставленными пальцами. Последняя фраза текста исполняется в жестах как первая.