Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП на тему Романсы М.И. Глинки ( 3 класс)
План-конспект урока
по учебному предмету «Музыкальная литература»
3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Тема: Романсы М.И. Глинка
Цель: познакомить обучающихся с романсами русского композитора М.И. Глинки
Задачи: 1.Образовательная:
Романсы М.И. Глинки «Жаворонок» на стихи Нестора Кукольника, «Попутная песня» на стихи Н. Кукольника, «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина, «Венецианская ночь» на стихи Ивана Козлова, баллада «Ночной смотр» на стихи Василия Жуковского.
К жанру романса М. Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких времен и стран. Среди его романсов есть «русские песни», элегии, серенады, бытовые танцевальные романсы, баллады, фантазии. Глинка сам был замечательным вокалистом, хотя любил петь только в кругу близких людей. Он был прекрасным вокальным педагогом, среди его учеников такие выдающиеся певцы, как Д.М. Леонова, О.А. Петрова, А.Я. Петрова-Воробьева и другие.
Дать понятия: баллада, элегия, фантазия, серенада, баркарола.
Глинка стал основоположником русской вокальной школы, соединяющей высокое мастерство владения голосом, широкую распевность и драматическую выразительность.
В своих романсах Глинка использовал текста двадцати поэтов. Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, Антона Антонович Дельвига, Евгения Абрамовича Баратынского. Многие его романсы написаны на слова близких друзей, например Нестора Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Среди романсов цикла – «Жаворонок» и «Попутная песня».
Вокальные произведения Глинка писал на протяжении 32 лет. Лирические романсы Глинки – это своего рода исповедь его души. В романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста, и ясная красочная гармония.
80 произведений для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии.
2.Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения и эмоционального отклика на музыку романсов русского композитора Михаила Глинки.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.
Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедиа.
Демонстрационный материал: слайды – портреты поэтов А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского, Н.В. Кукольника, певицы А.Я. Петровой – Воробьевой, портреты Анны и Екатерины Керн, картинка Жаворонок, Венецианская ночь.
Музыкальный материал: слушание романсов М.И. Глинки «Жаворонок» на стихи Нестора Кукольника, «Попутная песня» на стихи Н. Кукольника, «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина, «Венецианская ночь» на стихи Ивана Козлова, баллада «Ночной смотр» на стихи Василия Жуковского.
Использование ИКТ: Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Русская музыка. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.
Использование ЭОР: Портреты поэтов А.С. Пушкина, Н.В. Кукольника, портрет Анны Керн http://www.liveinternet.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Пушкин А.С. (1799-1837) поэт http://www.5klass.net [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Е.А. Баратынский, литография Шевалье, начало 1820-х годов http://www.hrono.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Е.А. Баратынский 1800 - 1844 http://www.900igr.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Портрет В.А. Жуковского http://www.foto.meta.ua [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
В.А. Жуковский http://www.myshared.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Дельвиг А.А. (1798 – 1831) русский поэт http://www.bigslide.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Россия| Традиции русской культуры | Дельвиг http://www.rf-history.narod.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Портрет А.Я. Петрова-Воробьева http://www.artsait.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Птица жаворонок http://www.webmandry.com [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Я помню чудное мгновенье… «Стихи о любви» http://stihiolubvi.ru/pushkin/ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene.html [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
Портрет Екатерины Керн http://www.rpp.nashaucheba.ru [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
М. Глинка романс «Венецианская ночь»
http://iplayer.fm/q/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81+%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BD%D0%BE%D1%87%D1%8C/ [Дата обращения: 01.04.2016 г.]Глинка романс «Ночной смотр» [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
http://iplayer.fm/q/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80/
Картинка «Венецианская ночь» [Дата обращения: 01.04.2016 г.]
http://www.xrest.ru/original/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%BE%D1%87%D1%8C-387108/
Название ресурса: тематическая подборка материала.
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Э. Смирнова. Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШ. – 11-е изд. – М.: Музыка, 1989.
3.Шорникова М. Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения: учеб. пособ. / М. Шорникова. – 6-изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4.Л.Е. Середкина. Музыкальный словарь для учащихся. – Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2008.
Ход урока
К жанру романса М. Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких времен и стран. Среди его романсов есть «русские песни», элегии, серенады, бытовые танцевальные романсы, баллады, фантазии. Глинка сам был замечательным вокалистом, хотя любил петь только в кругу близких людей. Он был прекрасным вокальным педагогом, среди его учеников такие выдающиеся певцы, как Д.М. Леонова, О.А. Петрова, А.Я. Петрова-Воробьева и другие.
Баллада – произведение драматически-повествовательного характера (с таинственными, бурными, героическими и другими событиями).
Элегия – пьеса печального характера, в переводе с греч. – жалоба.
Фантазия – музыкальное произведение, написанное в свободной форме, т.е. с отступлениями от правил.
Серенада (от итал. – на открытом воздухе) песня, исполняемая перед балконом возлюбленной (обычно вечером).
Глинка стал основоположником русской вокальной школы, соединяющей высокое мастерство владения голосом, широкую распевность и драматическую выразительность.
В своих романсах Глинка использовал текста двадцати поэтов. Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, Антона Антоновича Дельвига, Евгения Абрамовича Баратынского. Многие его романсы написаны на слова близких друзей, например Нестора Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом». Среди романсов цикла – «Жаворонок» и «Попутная песня».
«Жаворонок» - задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью:
В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный пейзаж – бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка (слушание).
«Попутная песня» - образец светлой, жизнерадостной лирики. В ней все – движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. И в песне все подчинено этому настроению:
Глинка стал первым композитором, который в музыке передал новое для того времени впечатление от поездки по железной дороге. В 1837 году в России открылась первая железная дорога, которая соединяла Петербург и Царское село (ныне город Пушкин). Фортепианная партия с упругим и четким ритмом как бы передает быстрое движение поезда, стук колес и мелькание за окном меняющихся картин. Характерен энергичный и полнозвучный аккорд в начале каждой строфы – от него отталкивается и неудержимо несется вперед мелодия. А далее она сменяется широким и плавным напевом, как бы передающим тоску ожидания:
(слушание «Попутной песни» М. Глинки).
«Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина
Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежнойВ тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежныйИ снились милые черты.Шли годы. Бурь порыв мятежныйРассеял прежние мечты,И я забыл твой голос нежный,Твои небесные черты.В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,Без слез, без жизни, без любви.Душе настало пробужденье:И вот опять явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.
В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы на стихи Пушкина. Среди них «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией:
Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть («В глуши, во мраке заточенья»). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение – подвижным и трепетным.Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Это высшее достижение композитора в области вокальной лирики. В нем идеально сливаются пленительные стихи и вдохновенная мелодия. Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровне Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание гениального стихотворения. Кстати, Е.Е. Керн Глинка посвятил еще одно свое гениальное творение – «Вальс-фантазию» (слушание романса «Я помню чудное мгновенье»).
Анна Керн Екатерина Керн
«Венецианская ночь» на стихи И. Козлова – образ природы. Спокойное, безмятежное настроение, вызванное наслаждением жизнью и красотой природы.
История этого романса такова: Глинка жил в Милане, восхищался поэтичными картинами лунных ночей. Трепетное чувство радости жизни нашло выражение в баркароле, которую композитор назвал фантазией. Баркарола – песнь лодочника, в переводе с итал. барка – лодка (слушание).
Баллада «Ночной смотр» на стихи В. Жуковского – музыка баллады создает картину призрачного, фантастического ночного парада. Использование жанра военного марша, который у нас вызывает воспоминания о боевых походах, доблести, подвигах, придает романсу характер романтического воспевания верности воинскому долгу. Во Франции существует легенда о Наполеоне, который встает по ночам из гроба и делает смотр своим войскам (слушание).
Вокальные произведения Глинка писал на протяжении 32 лет. Лирические романсы Глинки – это своего рода исповедь его души. В романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста, и ясная красочная гармония. Он наполнил романс огромным жизненным содержанием, усилил характер его образов. Традиции, заложенные романсовым творчеством Михаила Ивановича, были продолжены многими русскими композиторами. М.И. Глинка написал 80 произведений для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии.
Александр Пушкин Василий Жуковский Антон Дельвиг
Евгений Баратынский Нестор Кукольник (1809 – 1868)
певица А.Я. Петрова-Воробьева – первая
исполнительница партии Вани в опере «Иван Сусанин
Д/з
1.Подготовиться к викторине и опросу по романсам М.И. Глинки.
2.Составить 10 вопросов по романсам М.И. Глинки.