Урок окружающего мира. Тема Природное сообщество – болото


Прокофьева Лидия Борисовна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»
Тема: «Природное сообщество – болото.»Форма: урок.
Цели: 1. Формировать представление о природном сообществе – болото, разнообразии растений и животных болота, о взаимосвязях между ними.
2. развивать внимание, экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости, искать и выделять информацию, целеполагание, планирование.
3. воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.
Используемое оборудование: 
 гербарии растений болота, карта природных зон, индивидуальные карточки.
Используемые ЦОР: 
мультимедийная 
Ход урока:
Организационный момент
- Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? ( «Путешествие по природным сообществам»)
- Какие природные сообщества мы уже знаем? (моря, океаны, озера)
- Как вы думаете, существуют ли еще природное сообщество?
- А как оно называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Назовите самое крупное озеро России (Байкал)
какое растение озер человек использует, как строительный материал? (тростник)
Назовите редкую красивую озерную птицу (фламинго)
Насекомое-клоп, которое бегает по поверхности воды и охотится за мошками и комарами. (водомерка)
Водоплавающая птица (утка)
Небольшая всеядная озерная рыбка (плотва)
- Итак, какое слово получилось? О каком природном сообществе мы сегодня будем узнавать?
-Прочитайте тему урока (слайд 3)
-Исходя из темы, поставьте учебные задачи. О чем вы должны сегодня узнать на уроке?
- Итак, сегодня на уроке мы выясним: (слайд 4)
1. Что такое болото?
2. Какие растения и животные обитают на болоте?
3. Какое значение имеют болота для природы и человека?
Новая тема
1.- Что представляет человек при слове «болото»? (грязь, трясину, насекомые и т.д.)
Это в прямом смысле, а в переносном значении, какой смысл люди вкладывают в это слово? (что-то нехорошее)
- Так что же такое болото? (предположения детей) (слайды болот)
- Где мы можем прочитать более точные сведения? (в учебнике)
Открыли учебник стр. 26 прочитайте 1 абзац
- Так что же такое болото?
(Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. (слайд)
- Как вы думаете, в какой природной зоне чаще всего встречаются болота? Почему? (т.к. много влаги, тундра, лес – показ по карте)
Об одном из таких мест нам подготовила небольшое сообщение …(сообщение ребенка про Васюганское болотоВ самом центре Сибирского федерального округа раскинулось Большое Васюганское болото. Оно является самым большим болотом на земном шаре. Его площадь составляет 53 тысячи квадратных километров. На таком пространстве спокойно поместилось бы государство Швейцария. Васюганское болото расположено на территории Томской области. Оно возникло около девяти тысяч лет назад. Первоначально на его территории расположились 19 отдельных болот, которые к настоящему времени слились в сплошной водный массив и процесс заболачивания продолжается.)- Что интересного узнали из сообщения?
2.- Какие виды  растений встречаются на болотах?  (травянистые: тростник, осока, камыш, рогоз; кустарнички: багульник, голубика, клюква – показ гербария)- Какое общее свойство у всех растений болот? Почему? (влаголюбивые, т.к. почва сильно увлажнена)
- Еще об одном таком растении нам подготовила сообщение… (сообщение ребенка о мхе)
(Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Мох - одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами, Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Можно использовать это растение в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища.
Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.)- Итак, о каком растении шла речь? Что интересного узнали?
Физминутка
- Вернемся к нашему плану, какой следующий вопрос на который мы должны ответить? (животные, обитающие на болотах)
Болото - рай для размножения различных насекомых.
-А какие группы животных еще обитают на болоте, выясним из статьи учебника на стр. 26 , начиная со 2 абзаца до стр. 27 (самостоятельное чтение)
- А теперь откройте ТПО на стр. 9 № 15. Что предлагают сделать?
Представителей этих групп выпишите из статьи, которую читали.
- Итак, назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах.
- Как вы считаете, а на территории нашей области есть болота? (карта области)
- Как на карте отмечаются болота? (пунктирными линиями)
- Посмотрите на карту нашей области и скажите, где больше всего распространено болот?
(Болота занимают 28% территории области. Широко распространены на юго-востоке в пределах средне-амурской низменности, а также вдоль русел рек, проникая в горные районы.)3. - Мы пришли к выводу, что на болотах обитают разнообразные живые организмы, но нам надо выяснить, как связаны эти  организмы между собой. Составьте цепь питания. (работа в парах)
- Подумайте и скажите, можем ли мы нарушить эту взаимосвязь? Что произойдет, если из цепи питания убрать одно звено?
- Вернемся к нашему плану, какой третий вопрос, на который мы должны ответить? (слайд с планом)
- Итак, мы познакомились с растениями и животными болот. Давайте подумаем, какую роль играют болота, нужны ли они природе?
Д/з ответ на этот вопрос вы найдете дома на стр. 28, а также порассуждаете над значением болот, выполнив задание в ТПО на стр. 9 № 16
Итог: -Какие учебные задачи  мы сегодня перед собой ставили?
- Что нового и неожиданного для себя вы узнали?
- Что такое болото?
- Какое общее свойство есть у всех растений болот?
- Какие животные обитают на болоте?