Конспект урока в 4 классе по теме Природное сообщество. Болото.
Тема урока «Природное сообщество. Болото»
4 класс
Цели урока:
-дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;
-воспитание уважения и любви к природе, культуры поведения;
-формирование ценностного отношения к миру живой природы.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с природным сообществом «болото»,
-совершенствовать умение учеников в добывании знаний по теме, используя различные источники (интернет-ресурсы, энциклопедическая литература),
-умение работать в паре, составляя общее умозаключение,
-заинтересовать учащихся в решении проблемы охраны природы,
-развитие умения сравнивать, обобщать, систематизировать информацию,
-воспитание гуманного отношения к природе.
Оборудование:
-экран, мультимедийный проектор, компьютер
Конспект урока по окружающему миру по теме «Природное сообщество. Болото»
1.Орг.момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Актуализация знаний учащихся
-Что такое природное сообщество?(Природное сообщество-это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.)
-Назовите, какие природные сообщества вы уже знаете? Слайд №2
-Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках. У вас на столах лежат карточки. Соедините линиями природные сообщества и их обитателей.
-Проверим. Поменяйся карточкой с соседом.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
3. Сообщение темы, постановка цели урока
-Как вы думаете, все ли природные сообщества мы изучили?
-Отгадайте:
Все обходят это место,
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Не опоры для ноги.
-О чём идёт речь, предлагайте своё мнение. (Болото.) Слайд№3
-А что бы вы хотели сегодня узнать о болотах?
-Задачи нашего урока:
1.выяснить особенности образования болот;
2.познакомиться с его удивительным растительным миром и животным миром;
3.доказать, является ли болото природным сообществом.
4. Введение новых знаний с учётом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание материала)
- Как вы думаете, как и где образуются болота?
-Проведём опыт. У вас на столе коробочки с землёй и сосуд воды. Работаем в группах.
Налейте немного воды в коробочки с землёй. Что вы заметили?(Вода просочилась в землю).
-Налейте ещё немного. Что происходит? (Земля промокла, а затем вода поднялась над поверхностью земли )
-Какой можно сделать вывод?
(Избытку воды некуда деться)
-Так образуются болота. Как вы думаете, учитывая природные условия, где больше всего образуется болот?( Там, вода в больших объёмах не может просочиться в землю). Слайд № 4
5. Изучение нового материала
- В какой природной зоне больше всего образуется болот? Слайд№5
Больше всего болот образуется в тундре и в тайге.
-Почему?(Вечная мерзлота, земля оттаивает на один метр, вода не успевает испаряться из-за природных условий, скапливается на поверхности земли)
-Болота и заболоченные места образуются в низинах, где скапливается и застаивается вода и на месте бывших озёр при их зарастании. Болота занимают в России 2 миллиона квадратных километра. Слайд №6
-Послушайте стихотворение А.Майкова «Болото».
Я целый час болотом занялся.
Там белоус торчит, как щётка, жёсткий;
Там точно пруд зелёный разлился;
Белым пушком одеты тощие цветы,
Над ними мошки вьются целым роем;
Лишь незабудок сочных бирюза
Кругом глядит умильно мне в глаза,
Да оживляют бедный мир болотный
Порханье белой бабочки залётной
-Что делал поэт на болоте?
-Каким предстал перед поэтом болотный мир?
-Так ли это на самом деле? Давайте выясним.
-Как вы думаете, что это? (Коллекция мхов)
-В сложении растительного покрова болот особенно большую роль играют сфагновые мхи. Именно они образуют сплошной ковёр на болоте и определяют условия существования остальных растений. Во мхах очень много воды. Слайд №7
Основная масса мхов составляют мельчайшие клетки, которые легко наполняются водой. Когда вода испаряется, клетки заполняются воздухом и мох становится лёгким.
-Где можно использовать мох?
Пучки сухого сфагнового мха кладут между брёвнами при постройке деревянных домов для того. Чтобы в доме лучше сохранялось тепло. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. А ещё, во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал из ран гной, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.
-Но сфагнум не единственный представитель. Есть ещё много интересных и полезных растений.
-Встречаются здесь деревья. Отгадайте загадки. Слайды №8,9,10,11
(Ива, ольха, ель, береза)
-Почему этим деревьям здесь комфортно?
-С кустарниками болот нас познакомят ребята, которые к сегодняшнему уроку подготовили интересный материал.
(Учащиеся называют литературный источник и рассказывают своё сообщение) Слайд №12,13,14,15
6.Физминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет.
7. Продолжение: изучение нового материала.
-Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками «ваты» наверху. Листья пушицы узкие, почти как вязальные спицы, и очень длинные. Цвести она начинает самой первой на болоте. К началу лета у пушицы уже успевают созреть плоды, что и напоминают клочки «ваты». Слайд №16
-Здесь мы можем встретить осоку, острую как бритва, камыши, а также лекарственные травы валериану и череду.(Показать аптечные коробки с данными растениями) Слайд №17 ,18, 19
- Но самое удивительное растение болот – это росянка. Слайд №20
-Почему так называется растение?
-Это растение – насекомоядное. Добыча её -мелкие насекомые (мухи, комары). Ловчими снарядами у росянки служат листья. Верхняя
поверхность их покрыта особыми волосками, каждый из которых несёт на конце капельку клейкого сока, похожего на росу. Садясь на такой лист, насекомое приклеивается и не может освободиться. В день росянка может отловить до 25 комаров.
-Болота –рай для размножения различных насекомых (комары, мошки, слепни). Слайд № 21
Поэтому на болотах много насекомоядных земноводных.
-Кто же это? (жабы, тритоны, лягушки). (Сообщения учащихся о данных представителях)
-Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах встречаются ужи и гадюки. Крупным животным на болотах трудно жить, они заходят сюда в поисках пищи. Например: аист.
- А вот представители болот – выпь и филин.
(ПРИЛОЖЕНИЕ )
8. Физминутка
-Проведём игру. Я читаю утверждение, если согласны, вы встаёте, если не согласны – сидите.
-Растения выделяют кислород?
-Животные дышат кислородом?
-Растениями питаются растительноядные животные?
-Растительноядными животными питаются хищники?
-Подтвердите это на примере. Составьте цепь питания.
(На доске : лягушка, аист, комар, гадюка, муха, росянка)
Иллюстрации на доске
-Можем ли мы нарушить эту взаимосвязь?
-Что же можно сказать обо всех обитателях болот? (Живут сообща).
9.Работа по учебнику
-Откройте учебники. Возьмите карандаш и делайте пометки на полях:
-буква З- отмечается в тексте информация, которая уже известна;
-буква Н – отмечается новая информация
-? – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.
( Работа в парах. Обсуждение прочитанного).
-А сейчас проверим, как вы были
внимательны на уроке.
Игра «Проверь себя». Слайды № 22,23,24,25
10. Подведение итога урока
-Что нового и неожиданного для себя вы узнали?
-Является ли болото природным сообществом?
-Чем же болото отличается от озера?
-Какое общее свойство есть у всех растений болот?
-Назовите наиболее распространённые растения болот.
-Как человек может использовать мох-сфагнум?
-Какие ягодные кустарники произрастают на болотах?
-Какие животные обитают на болоте?
-Какими дарами болот пользуются у вас дома?
- На следующем уроке мы продолжим разговор о болотах, поговорим о значении болот в жизни природы и человека. А вам домашнее задание: подготовить материал о болотах, который заинтересует вас и других учеников.
-В течение урока, ребята, я внимательно слушала ваши ответы, рассуждения. Мне очень понравилась ваша работа.
-Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного на уроке?
Я – узнал, вспомнил, запомнил, удивился, мне понравилось, и т.д.
Молодцы!
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Клип «Живёт повсюду красота!»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Для учителя
Багульник
Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой – то особенный. С полчаса походишь, голова будто бы одурманена иногда и разболеться может. Это всё от вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника обычно растущего на болоте. У багульника плотные, кожистые, очень узкие листья, края которых завёрнуты вниз. Листья остаются на растении и зимой, они хорошо переносят морозы. Пахнут все части растения, особенно его мелкие белые цветки. Цветёт багульник в конце весны-начале лета. Багульник животные не трогают.
Почему?
Выпь
Непонятные звуки на болоте издаёт небольшая, с курицу, птица, которая называется выпью.
Выпь живёт в тростниковых зарослях, в камышах. Ягоды её не интересуют, ей подавай карасей, окуней, лягушек или головастиков. А то и щуренка поймает. Неподвижно часами стоит выпь в зарослях у воды, даже не подумаешь, что она живая. И вдруг молниеносно метнёт острый, как кинжал клюв, и рыбке уже не уйти. В воздухе мелькнет серебряный хвост рыбёшки, и вновь всё замрёт.
Начнёшь искать выпь в камышах и мимо пройдёшь – она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь её от пучка сухой травы или камыша. И не подумаешь, что эта скромная, незаметная птица так страшно ревёт и ухает ночью. Голос у выпи очень громкий.
Филин
Но не только выпь кричит по ночам на болоте. Вот на ветке виден какой – то большой бурый нарост. Вдруг повернулась голова, и стали видны два круглых жёлтых глаза. Это ночной разбойник – филин. Нет от него спасения в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, как стемнеет. Незнающий человек просто обомлеет, когда в первый раз услышит его раскатистый хохот.
15