Конспект урока Природное сообщество – болото

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семьинская основная общеобразовательная школа»




Приложение №5

Авторская разработка урока
с игровой состязательной основой

Урок – аукцион
по окружающему миру в 4 классе
Тема урока: «Животные холодных районов земли»


Автор-составитель:
Аракелян Виолета Амаяковна,
учитель начальных классов
МБОУ «Семьинская ООШ»






с. Семьинское, 2012г.

Урок дополнительных знаний.
Урок – аукцион по окружающему миру в 4 кл.
УМК «Школа России»

Тема урока-аукциона: «Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз».
(Животные холодных районов земли)
Девиз урока: « Ученье – лучший клад,
его ты множишь:
Копи сокровища,
пока ты можешь!»
Цели урока: 1.Углублять полученные знания, расширять кругозор учащихся, пробуждать потребность узнать неизвестное.
2.Показать многообразие животного мира, его приспособленность к условиям внешней среды.
3.Развивать наблюдательность, быстроту реакции, активизировать память.
4.Развивать творческие возможности: умение сочинять стихи, инсценировать, ставить пантомиму.
Оборудование: выставка книг из серии «Я познаю мир», энциклопедии о животных, «Почемучка», лоты для продажи, молоток.

Ход урока.
Организация начала урока.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке вам предстоит расширить и углубить знания о животных холодных районов Земли и применить их на аукционе, купить выставленный лот в обмен на знания. Эти знания вы будете самостоятельно приобретать, читая тексты, которые я вам подготовила ( см. приложение). Из них вы узнаете интересные факты из жизни животных, живущих в холодных районах Земли: о белых медведях, моржах, тюленях, китах, кайрах, пингвинах.

У нас необычный урок - урок дополнительных знаний. Пройдёт он в форме урока – аукциона.
Аукцион – это публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
Мы же проведём аукцион знаний. Выставленный лот можно будет «купить» не за деньги, а приобрести в обмен на знания о нём. Тот, кто наберёт установленную распорядителем «цену» (количество баллов), тот и станет обладателем данного лота. Баллы (звёзды) участники зарабатывают во время обмена знаниями о предмете, выставленном на аукцион. Если у одного ученика не хватит нужной суммы баллов для покупки, то можно объединиться нескольким участникам аукциона и выкупить вещь вместе. Есть ещё одно условие: участник аукциона выплачивает не только «звёзды» распорядителю за лот, но должен ещё и «выкупить» лот, выступив с творческим номером. Это может быть пантомима, стих, живая картинка, песня.

Самостоятельная работа учащихся по плану.
План:
Прочитай тексты о животных холодных районов Земли: о белых медведях, моржах, тюленях, китах, кайрах, пингвинах.
Постарайся запомнить интересные факты из жизни животных.
Подготовься рассказать то, что показалось особенно интересным.

Физкультминутка.
(Сочинила ученица 4 класса)
Рано утром на рассвете Просыпаются медведи,
Моют лапы, моют нос,
Моют голову и хвост.

Ход аукциона.
Выставляются по очереди лоты из шоколадных фигурок животных.
Учитель называет цену лота и задаёт вопросы.

Вопросы к аукциону по теме:
«Животные холодных районов Земли».
На какие уловки идёт горбатый кит, чтобы заглотнуть за один раз как можно больше криля?
Как кормит мать кита детёныша молоком?
Какие по характеру кайры? (шумные, часто вступают в поединки, владеют удивительной памятью)
Что представляют из себя компании, в которых любят собираться кайры?
Почему говорят, что у кайры гнездо «ходячее»?
Какую роль играют клыки у моржей?
Какое прозвище получили моржи? («ходящие на зубах»)
Почему моржи во время сна не тонут в воде?
К какому отряду относятся тюлени?
Как называют детёнышей тюленей и почему?
Благодаря чему быстро растут детёныши тюленей?
Почему тюлени не замерзают? (спасает подкожный жир, который достигает 5-10 см)
Как удаётся выжить в таких суровых условиях пингвинам? (жир до 3см, плотное перо, товарищество)
Как охотится белый медведь?
Возможна ли встреча белого медведя и пингвина?
Почему в зоопарках в вольерах, где содержат медведей, есть водоёмы, ведь пищу медведи получают от человека?
Как спасаются белые медведи от холода?
Почему белых медведей привлекают полыньи?
Какие животные Северного Ледовитого океана занесены в Красную книгу? (белые медведи, моржи, овцебыки)
Как морские звери спасаются от кислородного голодания, ведь Арктика сплошь покрыта толстым слоем льда?

Подведение итогов.
Понравился вам аукцион? Что нового вы для себя вынесли?
А где ещё можно пополнить свой багаж знаний, узнать неизвестное? (В энциклопедиях, в книгах из серии «Почемучки» и «Я познаю мир»)


VII.Домашнее задание.
Творческое задание по выбору:
а) Написать мини-сочинение на тему: «О чём может рассказать белый медведь бурому медведю?»

б) Сочинить загадку о любом животном, живущем в холодных районах Земли.
Подготовиться по вопросам к аукциону по теме: «Животный и растительный мир тундры». (см. приложение 1)


Аналогично можно провести урок-аукцион по любой теме природных зон. Смотри приложение с вопросами к аукциону «Животный и растительный мир тундры» и «Животный и растительный мир леса».






















Приложение 1.

Вопросы к аукциону по теме:
«Животный и растительный мир тундры».
Что заставляет северных оленей из тундры по льду проникать на острова Ледовитого океана, ведь особого корма там нет? (спасаются от волков и комаров)
Чем опасно таяние полярных льдов?
Где находится самый большой заповедник на планете?
(в Антарктиде)
Какое самое важное вещество на Земле?
Почему в тундре много озёр, хотя осадков выпадает мало?
В каком лесу грибы поднимаются выше вершин деревьев?
Почему розовые чайки на зиму улетают не на юг, как многие другие птицы, а на север, в район Северного Ледовитого океана?
Почему у полярной совы птенцы в гнезде всегда разного возраста?
Почему зимой белая и тундровая куропатки слетаются к местам кормёжки северных оленей?
В тундре есть огромные месторождения разнообразных полезных ископаемых. Как люди прокладывают газопроводы, чтобы во время кочёвки оленям не приходилось менять маршрут?














Приложение 2.


Вопросы к аукциону по теме:
«Животный и растительный мир леса».
Почему в тундре растут карликовые деревья, а в тайге – гигантские: сосна, кедр, берёза?
Почему белые медведи не живут в тайге?
Почему при посадке молодых саженцев елей на территории школы они иногда не приживаются: хвоя краснеет и осыпается? Почему молодые саженцы ёлочки лучше брать с просеки, а не выкапывать в лесу?
Почему многие травянистые растения лесов имеют белые цветки?
Как бурундук помогает «сажать» леса кедра?
Почему бурый медведь в гору бежит быстрее, чем по ровному месту?
Как лоси пробираются через лесные болота?
Каких животных называют лесными инженерами? Что вам известно об их повадках?
Почему звери имеют разные по форме хвосты, а птицы – клювы?
Почему бобры иногда оставляют свои домики и селятся в других местах?
Какого лесного жителя называют «северной обезьянкой» и почему?
Почему весной зайцы-беляки «катаются» по траве?
Почему ужи любят греться на солнце и плавать в лесных водоёмах? Как объяснить такое поведение змей?
Какую пользу приносят белкам бурундуки, дятлы, клесты, полёвки?
Почему возникла необходимость восстанавливать леса?