Урок по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество» (3 класс)
Урок курса «Окружающий мир»
«Лес – природное сообщество»
(с использованием сюжетно-ролевой игры)
Урок: предметная область «Природные сообщества».
Тема: Лес – природное сообщество.
Тип урока: изучение нового материала. Закрепление ранее изученного.
Цель урока: изучение природного сообщества лесов, закрепить знания о понятии «природное сообщество».
Обучающие задачи:
сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
Учащийся будет:
знать:
- наиболее типичных представителей растений и животных природного сообщества лес;
- правила поведения в природе;
уметь:
- приводить примеры растений и животных природного сообщества лес;
- устанавливать последовательность круговорота веществ в природе;
Форма проведения урока: групповая.
Оборудование и материалы:
- компьютер,
- видео-мультфильм «Жизнь леса»,
- музыкальные файлы «Звуки природы», «Звуки леса»,
- гербарии лесных растений,
- плакаты с изображением различных лесов,
- костюм Незнайки, Знайки, костюмы обитателей леса,
- рисунок с фоном леса для последующего размещения на нём растений и животных,
- кроссворд,
- карточки с ситуационными задачами,
- учебник, рабочая тетрадь.
План урока
Организационный момент
Сюжетно-ролевая игра «Незнайка-художник»
Физкультминутка
Просмотр видео-мультфильма «Жизнь леса»
Рассказ о пользе деревьев
Кроссворд
Викторина
Беседа о значении леса
Домашнее задание
Рефлексия
ХОД УРОКА
Организационный момент
(направлен на положительный эмоциональный настрой детей и сообщение темы урока))Учитель.
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою, Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!
2. Сюжетно-ролевая игра «Незнайка-художник»
- Сегодня у нас в гостях герои сказки Незнайка и Знайка. Они расскажут нам свою историю.
Выходят ученики в костюмах Знайки и Незнайки:
Знайка: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы расскажем Вам историю про то, как Незнайка хотел нарисовать волшебными красками лес.
Незнайка: - Да я нарисовал картину, только не все у меня получилось! А вы мне поможете понять почему?
Знайка: - Слушайте внимательно и помогайте (в ходе рассказа на доске моделируется лес). (Приложение 1)
Незнайка: - Решил я как то раз нарисовать картину. Мне очень нравится гулять в лесу, вот его я и нарисовал! И не простыми красками, а волшебными, картины нарисованные ими оживают!
- А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья.
Знайка: Взял он кисти и краски, и стал рисовать.
Какие деревья живут в лесу?
Учащиеся: - Береза, ольха, осина, рябина, ель, сосна.
Знайка: Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез. Повесил Незнайка картину на стену, полюбовался и ушёл куда-то. А когда вернулся, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.
(На доске картина цветущего леса заменяется картиной леса засохшего) (приложение 2)
Незнайка: – Почему засох мой лес?
Знайка: – Какой же это лес? Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел.
- Какие еще растения можно увидеть в лесу?
(Ответы детей)
Незнайка принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Под деревьями спрятались грибы.
Незнайка: Вот теперь хорошо, вот теперь получился настоящий лес!
Знайка: - Но прошло немного времени, и растения опять стали чахнуть. Незнайка задумался. А давайте мы ему поможем, ребята!
Учитель: Давайте разгадаем загадку!
Не зверь, не птицаНосок – как спицаЛетит – кричитСядет – замолчит (Комар)
- К какой группе животных относится комар?
- Каких насекомых можно встретить в лесу?
- Зачем лесу нужны насекомые?
Знайка: - Ну, теперь ты понял, Незнайка, чего в твоем лесу не хватает?
Дорисовал свою картину Незнайка и ушел на прогулку.
3. Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы»
Учитель: - А пока Незнайка на прогулке мы с Вами отдохнем. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав.
Если называется дерево – «прыжок на месте», кустарник – «руки вверх», травянистое растение – «приседание».
Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина.- Молодцы, ребята!
Продолжение сюжетно-ролевой игры.
Знайка: - А тем временем вернулся и наш незадачливый художник Незнайка.
Увидев свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Незнайка подошел к картине…и вдруг отшатнулся. Все на ней и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
Незнайка: - Да что же это творится?! Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
- Помогите мне, ребята разобраться! Почему погиб мой лес?
Знайка: - Ребята, давайте подскажем Незнайке что еще надо нарисовать?
Дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку животного, объясняют свой выбор, прикрепляют на модель.
Знайка: - Долго работал Незнайка, стараясь ничего не забыть. Вот теперь это настоящий лес, - теперь он будет жить.
Что же такое лес?
Вывод: Лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс. Все живут дружно, помогают друг другу.
- По какому закону живут растения и животные в лесу?
- Какие увидели экологические связи (невидимые ниточки) в лесу? (Соединить маркером на модели)
4. Видео-мультфильм «Жизнь леса»
Учитель: - А теперь, давайте вместе с Незнайкой и Знайкой посмотрим мультфильм о жизни леса!
5. Рассказ о пользе деревьев
Учитель: - А теперь давайте послушаем о пользе деревьев!
Рассказ о пользе деревьев (рассказывают ученики в костюмах деревьев)
Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет.
Дуб – растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных дуб – настоящая кормушка.
Липа – цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды.
Ель – обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу.
Сосна – прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов.
6. Кроссворд
Учитель: - А теперь давайте поговорим о животных!
- Какие животные обитают в лесной полосе?
- Какие из названных вами животных живут в нашем крае?
- Как называется наука, изучающая животных?
- А теперь чтобы ответить на мой вопрос как называются животные, живущие в лесу, вам предстоит разгадать кроссворд.
(приложение 3)
7. Викторина
Учитель: А сейчас я Вам предлагаю провести викторину! Для этого мы разделимся на две команды: команда Знайки и команда Незнайки.
Викторина
Командам на выбор предлагаются пронумерованные карточки с ситуационными задачами. Команды одновременно обсуждают проблему. На обсуждение 1 минута.
1 балл за верный ответ.
1) Середина лета является периодом размножения многих птиц. Какие правила нужно соблюдать в лесу в период выведения потомства?
Ответ: нельзя разорять гнёзда, брать яйца и птенцов в руки, шуметь.
2) Назовите известные вам ориентиры в лесу?
Ответ:
лишайники растут на северной стороне дерева;
у отдельно стоящего дерева с северной стороны ветви короче и их меньше;
годовые кольца шире с южной стороны;
муравейник более пологий с южной стороны.
3). Подорожник по-другому называют “следом белого человека”. Чем можно объяснить такое название? Назовите приспособления, позволяющие обитать ему в таких условиях?
Ответ: человек после себя оставляет тропинку, в результате чего не каждое растение имеет возможность произрастать на такой почве. Подорожник же имеет определённые особенности строения:
отличается приземистостью;
все листья собраны в розетку;
жилки листьев из-за упругости препятствуют раздавливанию;
листья затеняют почву под листьями, что позволяет сохраняться влаге и препятствует прорастанию других растений, которые стеснили бы их.
4) Долгое время существовало мнение, что волки значительно уничтожают поголовье лосей. Было решено произвести отстрел волков. Вопреки ожиданиям численность лосей сначала увеличилась, а потом резко уменьшилась. С чем это связано?
Ответ: быстрый подъём численности лосей связан с малым количеством хищников. Но в результате этого, возросла конкуренция за пищевые ресурсы. Кроме этого, волки являются санитарами леса, т.е. уничтожают больных и слабых животных. А так как их стало меньше, то количество больных лосей стало увеличиваться.
5) В лесу вырубили все дуплистые деревья. Через некоторое время лес был съеден вредителями. В чём дело?
Ответ: в дуплах жили насекомоядные птицы, а так как жить им стало негде, то они покинули этот лес, в результате чего резко возросло количество насекомых – вредителей.
6) Белки большую часть жизни проводят на деревьях, питаясь орехами. Какие особенности строения позволяют им вести такой образ жизни?
Ответ: острые коготки и хвост, который направляет движения.
8. Беседа о значении леса
Учитель: - Дети, какое значение имеет лес?
Учащиеся:
Дом для растений, животных, грибов.
Защитник воздуха, водоемов и почв.
Место для отдыха человека.
Источник древесины.
Деревья очищают воздух города и поселков от пыли и копоти, выделяют кислород.
Лес доставляет радость своей красотой.
Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.
Учитель: Поднимите руки – кто ответил правильно на эти вопросы? Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.
9. Домашнее задание
Учитель: И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и используя его, выберите одно задание из трех – на выбор:
Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд. Составьте кроссворд «Природное сообщество», используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.
10. Рефлексия
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
Больше всего мне понравилось …
Сегодня я понял (а), что думать …
Главным на уроке для меня было …
– Спасибо, сегодня мы все отлично поработали, узнали много нового и помогли Незнайке нарисовать прекрасную картину!
Анализ учебного занятия с применением сюжетно-ролевой игры в формировании представлений о сообществе
Учебное занятие проводилось в начальном звене МКОУ Дубская СОШ д.Дубской Ирбитского района. В работе принимали участие ученики 3 класса в количестве 8 человек.
В программу урока входит:
- Занятие на тему: «Лес – природное сообщество»;
- Проведение самостоятельной работы;
- Оценка показателей экологических знаний и способов деятельности;
- Подведение итогов.
Тема «Сообщества» изучается в разделе «Разнообразие природы на Земле». Из раздела проведен урок на тему: «Лес – природное сообщество», целью которого было углубление и расширение знания детей, приведение их в систему; также необходимо было показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.
На занятии рассматривались следующие вопросы:
1. Природные сообщества родного края - лес.
2. Растения леса и их особенности.
3. Животные леса и их особенности.
4. Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах).
5. Влияние человека на природные сообщества.
Использовались материалы и оборудование: гербарии лесных растений, плакаты с изображением различных лесов, костюмы обитателей леса, кроссворд, рисунок с фоном леса для последующего размещения на нём растений и животных, ситуационные задачи, учебник, рабочая тетрадь.
После проведения урока учащимся была предложена самостоятельная работа. (см. приложение 4)
После урока проводится анализ уровня знаний учащихся и их практического применения на практике по теме «Лес – природное сообщество». Также анализируются результаты самостоятельной работы.
Оценка показателей экологических знаний и способов деятельности проводится по нескольким показателям: полнота знаний, полнота познания, понимание, практическое применение.
Показатели оценки и критерии оценивания показателей базы экологических знаний и способов деятельности в природе приведена в приложении (см. приложение 5, таблица 3).
Оценивание производится по пятибалльной системе.
Таблица 1
Уровень Диапазон
суммарного балла Оценка
1
2
3
4
5 1-3
4-7
8-12
13-17
17-20 низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
Таблица 2
Результаты оценки уровня экологических знаний
Ф.И.
учащегося Полнота знаний Полнота познания понимание Практическое применение Итого уровень
Слепцов Александр 3 3 4 4 14 Выше
среднего
Караваева Елизавета 3 3 3 3 12 средний
Чернов Семен 2 3 4 3 12 средний
Лобанова Яна 4 4 4 5 17 высокий
Мкртчян Репсима4 4 5 5 18 высокий
Белобородова Полина 4 3 4 5 16 Выше
среднего
Слепцова Полина 2 2 3 2 9 Ниже
среднего
Гоголев Вадим 3 3 3 3 12 средний
Диаграмма 1.
Результаты оценивания знаний
24003002431415учащиеся
00учащиеся
5029200488315высокий
00высокий
50292001859915низкий
00низкий
50292001059815средний уровень
00средний уровень
Итак, по результатам исследования отображенных в виде диаграммы 1 видно, что уровень знаний у основного числа учащихся лежит выше отметки среднего уровня, т.е. – средний, выше среднего или высокий – у 7 из 8 человек. Можно сделать выводы, что экологические знания, знания об окружающем мире преподаются довольно качественно, материал хорошо усваивается учащимися. Дети на занятии хорошо включаются в работу, активно задают вопросы, демонстрируют свои знания и интерес к новой информации. При выполнении самостоятельной работы все дети ответили на все 5 вопросов. Ответы подробные, развернутые.
Исходя из этого можно сделать вывод, что проведенное занятие с использованием сюжетно-ролевой игры вызвало у детей интерес, внимание было устойчивым, новый материал хорошо усвоился.
Учащиеся класса, принимавшие участие в исследовании, имеют уровень сформированности экологических знаний выше среднего и высокий.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По горизонтали:
3.
Сама рыжеватая,Мордочка плутоватая,Ей не надо пирожка.Ей бы скушать петушка. (Лиса)
6.
Сидит на веткеА не птица,Есть хвост,Да не лисица. (Белка)
По вертикали:
1.
Обитатель леса шустрыйСворовал листок капустный.У него дрожат реснички:«Нет ли где – нибудь лисички?»
(Заяц)
2.
Землекоп слепой, копает рукой –Строит толстостенные города подземные:У тех городов сто ходов, сто выходов. (Крот)
5.
На овчарку он похож.Что ни зуб – то острый нож!Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть. (Волк)
Приложение 4
Самостоятельная работа
1. В нашей местности преобладают _______________________________ леса.
В лесах растут _____________________________________________________.2. Растения дают пищу многим животным, которые поселились в наших лесах. Среди них можно встретить _____________________________________ .3. Враги леса: _____________________________________________________ .4. Охранять лес – долг каждого человека. Для этой цели нужно
_________________________________________________________________ .5. Мое отношение к лесу: ___________________________________________ .Приложение 5
Таблица 3
Показатель Балл
1 2 3 4 5
Полнота
знаний Отсутствие знаний Знания на 1/3 требуемого объема Знания на ½ требуемого объема Знания в соответствии с требуемым объемом, возможны ошибки. Знания в соответствии с эталоном
Полнота
познания Не задает вопросов Задает 1-2 вопроса случайного содержания на определение предметов – кто? что? Задает 3-5 вопросов из одной области знаний на определение предметов по требованию учителя. Задает 6-8 вопросов из 2-3 областей знаний, разных, по собственной инициативе Задает не менее 8 вопросов более чем из 3 областей знаний, вопросы о причинах явлений, о следствиях
Понимание Не понимает и не осмысливает материал Не может оперировать знаниями Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками Осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи
Практическое применение знаний Пассивность, не включается в деятельность, равнодушие к учебе, только исполнительная деятельность Активен только по требованию, не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам, нет природоведческой деятельности, исполнительная деятельность. Внешняя активность, выбирает наиболее легкий путь, поисковая деятельность в природе случайна, только по заданию, исполнительная деятельность Активен не всегда, демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе, часто безрезультатно, исполнительная и творческая деятельность Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает деятельность в природе, демонстрирует знание природных объектов, творческая и исследовательская деятельность.
Оценка показателей базы экологических знаний и способов деятельности91440003236595Приложение Б00Приложение Б