Проект урока по окружающему миру Жизнь луга. Луг природное сообщество


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа с.Вареж
Павловского района Нижегородской области
РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: « Жизнь луга. Луг природное сообщество»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Раздел образовательной программы: « Родной край-часть родной страны»
Программа: «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 2ч.
Учитель: Погодина Наталья Владимировна
с.Вареж, 2015
Тема урока: « Жизнь луга. Луг - природное сообщество»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока:дать представление о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Задачи урока:
Предметные:
Освоение личностного смысла учения.
Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «мир»
Метапредметные:
развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, развивать познавательную активность детей, интерес; умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся познакомятся с лугом- природным сообществом, с разнообразием живых организмов луга, научатся устанавливать взаимосвязи в данном природном сообществе; узнают о взаимоотношениях обитателей луга и человека.
Формирование УУД:
Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Материалы к уроку:
Презентация « Жизнь луга», учебник « Окружающий мир.» 4 класс. 2 ч. Плешаков А.А., атлас-определитель «От земли до неба», рабочие тетради, клей, ножницы, знаки-символы.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, гербарии
Этапы урока и их продолжительность:
Организационный момент. 2 мин
Актуализация знаний. 7 мин.
Мотивация учебной деятельности. 2 мин.
Работа по теме урока. 15 мин.
Физминутка. 2 мин
Работа с рабочими тетрадями 10 мин
Рефлексия учебной деятельности. 2 мин

Психолого - педагогическая характеристика класса.
Диагностика уровня развития и обученности детей.
В классе 6 человек. Для определения уровня развития и обученности детей были проведены следующие методики и выявлены следующие результаты:
Для определения объёма и концентрации внимания использую тест «Корректурная проба» (буквенный материал). Вывод: высокий уровень объёма внимания - 3 чел., средний уровень внимания - 10 чел., низкий уровень внимания - 4 чел.
Уровень Низкий уровень внимания
Средний уровень внимания Высокий уровень внимания
Количество учащихся 6 чел.-100% 33% 33% 33%
Для оценки кратковременной зрительной памяти, её объёма и точности была использована методика «Память на числа».
Уровень
Низкий Средний
Высокий
Количество учащихся (%) 6 чел-100% 33% 33% 33%
Для выявления навыков логического мышления использовала тест «Числовой ряд»

Уровень Низкий Средний Высокий
Количество учащихся (%) 6 чел.-100% 33% 33% 33%
Сопоставляя баллы по методике «Изучения направленности на приобретение знаний» и методике «Изучение направленности на отметку» отмечаем преобладание на низком и среднем уровнях - на отметку, а на высоком уровне - на приобретение знаний.
Уровень
Низкий Средний Высокий
На знания На отметку На знания На отметку На знания На отметку
Количество учащихся (%) 100%-6 чел.
-
25%
12,5%
62,5%
87,5%
12,5%
Исследование уровня притязаний детей школьного возраста (Модификация методики Ф.Хоппе) показало
Уровень
Низкий уровень притязаний
Средний уровень притязаний
Высокий уровень притязаний
Количество учащихся 100%-6 чел.
33% 33% 33%
На основе наблюдений и бесед с другими учителями по изучению познавательной потребности мы определили, что
Уровень Слабо выражена познавательная потребность Умеренно выражена познавательная потребность Сильно выражена познавательная потребность
Количество учащихся 6 чел.- 100 % 33%
33% 3%
Далее проследим уровень сформированности учебной деятельности учащихся 4 класса. Для этого используем методику «Полоски» (уровень сформированности действия анализа). Исследование показало, что 2 учащиеся не смогли найти принцип решения и все задачи решали эмпирическим (необобщённым) способом, что свидетельствует о том, что у этих учащихся нет самостоятельной направленности на выделение существенных условий задачи (эмпирический способ их анализа)
2 учащихся находят теоретический способ решения задач и выделяют искомый принцип только после решения 1-2 задач эмпирическим способом.
Наиболее высокий уровень сформированности действия анализа можно отметить у Балиной Анастасии, Кахаровой Дарьи. Поисково-исследовательская активность у них протекает преимущественно в умственном плане.
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
6-100% 33% 33% 33%
Для выявления уровня развития действия планирования у учащихся использована методика «Найди фигуру». Результат показал, что трое учащихся применяют преимущественно эмпирический способ планирования. План действия составляется пошагово, то есть исполнительские и планирующие действия поэтапно перемежаются. Учащиеся допускают 1-2 избыточных вопроса при выполнении задания.
Далее была исследована самооценка учащихся 4 класса. Адекватная самооценка у 3 чел. Склонность к эгоизму, завышенная самооценка у 2 чел. Дискомфорт ощущает 1 чел, у него заниженная самооценка.
Уровень Заниженная самооценка Адекватная самооценка Завышенная самооценка
Количество учащихся 6 чел. -100% 17% 50% 33%
Характеристика класса.
Общие сведения о классе:
В 4 классе 6 человек. Из них -3 девочек и 3 мальчика.
Оценка интеллектуальной деятельности детей ( по группам):
1 группа с низким уровнем развития : Шмелев А., Шилкин Максим У них низкий уровень развития познавательно- психических процессов: низкая концентрация внимания, плохо развита память, низкий уровень познавательной деятельности. Слабо сформированы действия контроля и самооценки. Самооценка адекватная. Познавательная потребность развита слабо. Преобладает направленность на приобретение знаний. У учащихся нет самостоятельной направленности на выделение существенных условий задачи, что свидетельствует об эмпирическом способе их анализа. Низкий уровень притязаний. Мыслительная операция синтеза на низком уровне. Деятельность отличается уровнем самостоятельности. Низкий темп продвижения в материале. Требуется большое число тренировочных упражнений. Даже при незначительном видоизменении заданий возникает потребность в помощи. Работа выполняется не в полном объёме. Плохое принятие и удержание учебной задачи. Медленный темп выполнения заданий. Требуется постоянный контроль со стороны взрослого. Не сформировано умение работать самостоятельно. Быстрая утомляемость. Недостаточно развито произвольное внимание.
2 группа со средним уровнем развития: 2 чел., 1 из них имеет завышенную самооценку. Присутствует мотивация избегания неудачи, то есть дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечёт за собой низкая отметка. Средний уровень наблюдательности, умение подмечать существенное, в том числе и малозаметные особенности предметов и явлений. Достаточный уровень творческого воображения. Словесно - логическое мышление. Внимание недостаточно устойчиво. Хорошо развиты процессы памяти и речи. Способность выделять в процессе анализа существенные и несущественные признаки различных объектов. Усвоение материала после выполнения общего числа тренировочных упражнений. Мышление характеризуется меньшей гибкостью. Выполнение работы практически всегда в полном объёме, требуется лишь незначительный контроль со стороны взрослого. Сформировано умение работать самостоятельно. Небольшое число исправлений в письменных работах. Достаточно высокий уровень развития произвольного внимания. Средний темп работы.
3 группа с высоким уровнем развития: 2 чел. У учениц адекватная самооценка. Присутствует мотивация достижения успеха – желание хорошо учиться, правильно выполнять задания, получить нужный результат. Высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Большая степень самостоятельности в выполнении заданий. Высокий темп продвижения в изучении материала. Легко формируются обобщения. Мышление характеризуется высоким уровнем развития гибкости. Выполнение работы в полном объёме. Высокий темп решения всех задач. Высокий уровень развития произвольного внимания. Минимальный контроль со стороны взрослого. Сформировано умение работать самостоятельно. Аккуратное и тщательное выполнение домашних заданий.
Разработка урока
Этапы урока Психолoго–педагогическое обоснование деятельности учителя Ожидаемый результат со стороны учеников Универсальные учебные действия
1.Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Все в порядке на столе? (Да!)
Есть порядок в голове? (Да!)
Мы за парты сели ровно.
И к работе все готово.
-Покажите мне, пожалуйста, настроение, с каким вы пришли сегодня на урок.
Я вам желаю узнать много нового.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель читает стихотворение:
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо,
Куда ни глянь-цветы вокруг,
Да поколено- травы.
-Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?(В этом стихотворении говорится о красоте луга.Значит на уроке мы будем говорить о луге)
Сформулируйте тему урока.
- Правильно, сегодня мы узнаем много интересного о луге, как о природном сообществе.
Давайте проверим ваши знания.
3.Выявление места и причин затруднения.
А что бы вы хотели узнать по этой теме?
Заполните второй столбик таблицы.
Итак, что сегодня мы с вами узнаем?
4.Построение проекта выхода из затруднения. («открытие» детьми нового знания)
Учитель читает стихотворение:
На лугу растёт ромашка.
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ-как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, василькиГрамофончики-вьюнки,
Ещё много разных травок, у тропинок, у канавок.
-Какие растения растут на лугу? Что объединяет все эти растения?
Работа в группах с гербариями и атласами- определителями.
-Найдите цветковые растения. Что вы узнали о них? (1 группа)
- Рассмотрите травы. Что вы о них узнали? (2 группа)
5. Реализация построенного проекта.
Делаем вывод, какие растения растут на лугу? ( травянистые, невысокие) Каким вы представляете животный мир луга? ( животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве)
Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь.
Богат луг разнообразием животных. Сейчас мы с вами их назовём, разгадав загадки:
-Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. (муха)
-Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет (бабочка)
-Сок из цветков она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (пчела)
О других животных мы узнаем, прочитав статью в учебнике на стр. 186,187.
Приём «Маркировка текста»
6. Физкультминутка
Снятие напряжения.
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула. Тут кузнечик скок да скок, Пчёлка перелетает с цветка на цветок, Трясогузка хвостиком трясёт, Перепел из земли червячка достаёт. Дружно все вздохнули. Мы немножко отдохнули.
7. Первичное закрепление во внешней речи
Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом, живут сообща. Поэтому как можно назвать луг? (природным сообществом)
А каковы взаимоотношения обитателей луга и человека?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание
Используя иллюстрации на стр. 184,185 учебника, запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.
8. Включение в систему знаний и повторения.
Итак, мы изучили тему «Жизнь луга. Луг- природное сообщество»
Я предлагаю вам заполнить таблицу «Животный мир луга»
Насек-омые Птицы Звери
9 .Подведение итогов урока
Заполните последний столбец таблицы «ЗХУ»
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что…
В конце урока мне бы хотелось посмотреть не ваше настроение. (Дети показывают свое настроение).
Д.З: с. 182-190 пересказать, выполнить задание в «Рабочей тетради», подготовить доклад или презентацию о любом обитателе луга. Создание психологического настроя на учебную деятельность
Организация обратной связи.
Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его).
Развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться
Учитель раздаёт детям карточки «ЗХУ»
Постановка цели урока. Создаю у учащихся «ситуацию успеха».
Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации).
Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу)
Стимулирование познавательной активности.
Работа с презентацией. Внимательно рассмотрите картину «Луг»
Проверка работы
Развитие навыков самопроверки.
Постановка проблемных вопросов способствует дальнейшему формированию познавательной мотивации и устойчивого произвольного внимания
Звучит запись голосов животных луга) Кого вы услышали?
Проверка работы с текстом.
Использование здоровьесберегающих технологий. Изменение вида деятельности детей – релаксация, мышечное расслабление.
Мотивационный компонент учебной деятельности.
Работа в группах
Учитель предлагает прочитать статью «Луг и человек» и привести примеры неправильного поведения человека на лугу, оформив их в знаки.
Работа в парах.
Активизация познавательной деятельности.
Самостоятельная работа учащихся, самопроверка, проверка с образцом выполнения задания. (операционный компонент учебной деятельности)
1. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.
2. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что…
В конце урока мне бы хотелось посмотреть не ваше настроение. (Дети показывают свое настроение).
Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок. (Дети показывают настроение при помощи сигнальных карточек). Класс готов к работе.
Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами
Дети формулируют тему урока
Дети заполняют первый столбик таблицы, что они знают по этой теме.
Дети заполняют второй столбец таблицы «ЗХУ»
Дети внимательно рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя.
Ученики 1 группы работают с цветковыми растениями, готовят сообщение о них.
Ученики 2 группы работают с травами, готовят сообщения о них.
Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга.
Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению.
Дети слушают запись, отвечают на вопросы учителя
Дети отгадывают загадки, делятся знаниями о насекомых.
Дети работают с текстом
Дети выполняют движения.
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой метод),
Отчёт групп о работе с текстами, участники показывают знаки запрета - примеры неправильного поведения человека на лугу.
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.Дети записывают цепи питания, сложившиеся на лугу.
Дети заполняют таблицу, используя приобретённые знания. Взаимопроверка.
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оцениваниерезультатов деятельности товарищей)
Дети заполняют таблицу, используя приобретённые знания.
1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.
2. Оценивают своё участие в уроке.
3. Записывают домашнее задание в дневник.
Психологическая удовлетворённость от урока.
Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической формой речи.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные УУД:
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации ;
выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ;
Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
Познавательное УУД:поиски способов решения проблемы
Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу
Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
Познавательное УУД: умениевыделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
Познавательное УУД: умениевыделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблем
Познавательные УУД: Обобщение,
построение логической цепи рассуждений, доказательство
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы, оценивать правильность выполнения задания.
Познавательное УУД: группировать предметы по существенным признакам.
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы, оценивать правильность выполнения задания.
Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание
Личностные УУД:
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
самооценка на основе критерия успешности;
адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.
Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий
Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий
Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий
Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Условные обозначения: Л – личностные УУД; Р – регулятивные УУД;
П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД.
Самоанализ урока.
Литература.
Т.В. Модестова Животные: «Справочник школьника» – СПб.: Литера, 2005г.
Т.В. Модестова Птицы: «Справочник школьника» – СПб.: Литера, 2006г.
А.А.Плешаков От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов, Москва «Просвещение». 2004г.
А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4класс, Москва:ВитаПрес,2007г.
Приём
«Маркировка текста»
+ -знаю
Н- новое
? не понял
--думал иначе.
Самоанализ урока
Урок по учебному курсу « Окружающий мир» в 4 классе по теме « Жизнь луга. Луг - природное сообщество» является уроком ознакомления с новым материалом.
При планировании урока были учтены уровень подготовленности класса в целом к изучению темы, а также индивидуальные способности слабоуспевающих учеников. Для организации работы на уроке важно владеть информацией о познавательном потенциале ученика. Эти сведения складывались из ежедневных наблюдений за детьми специально организованных методик. Руководствуясь этим, мы разделились на группы.
Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по учебному курсу « Окружающий мир» в 4 классе начальной школы.При планировании урока учитывался уровень подготовленности класса: учащиеся могут работать в группах, парах, индивидуально; высказывать свое мнение при фронтальном опросе, работать над разрешением проблемной ситуации . Поэтому при планировании урока я использовала данные формы работы учащихся, т.к. считаю, что учебное сотрудничество должно быть не только между учителем и учеником, но и между самими учащимися. Работая в парах, группах дети общаются, учатся друг у друга, ищут пути решения проблемы. Группы созданы таким образом, что включают в себя учащихся с разным уровнем умственных способностей. Это позволяет вести эффективную работу на уроке и вне его.

 Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала ИКТ, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.
Свой урок старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос почему? и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова "потому что", "поэтому".
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.
Цели в течение урока были достигнуты.
Урок имел форму познавательной и обобщающей как фронтальной, так и групповой деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания. Урок можно назвать развивающим. Основной путь развивающего обучения -включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения
 Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении.
На уроке применялась физминутка.
Возможности учебного кабинета использованы полностью.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
В перспективе в своей дальнейшей деятельности буду работать над совершенствованием педагогического мастерства в области изучения современных педагогических технологий, использованием проблемного изложения материала (где это применимо) на различных уроках, применение информационных технологий (не только в качестве наглядности).