Познание мира, 4 класс, Тема: Жизнь леса – Лес природное сообщество
Методическая копилка Пивень Светланы Ивановны учителя начальных классов средней школы !7
Познание мира 4 класс
Тема: «Жизнь леса – Лес природное сообщество»
Цель: Сформировать представление учащихся о лесе, как
природном сообществе, познакомить с растениями
и разнообразием лесных обитателей, с ярусами леса
Развивать познавательную активность детей, умение
использовать в работе полученные знания, рассуждать,
анализировать, выражать свои мысли.
Формировать убеждение у учащихся о личной ответствен-
ности к состоянию природной среды, чувство уважения
к окружающему миру.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, пословицы,
голоса птиц, иллюстрации птиц, животных,
растений.
Ход урока:
1. Организационный момент
Я, хочу пригласить вас сегодня в лес
В добрый лес, могучий лес
Полный сказок и чудес
Если внимательны будете, дети
Тайны чудесные откроите эти
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный тайны и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь до зари
Весь в осе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь какая птица
Все открой не утаи
Ты же видишь это Мы
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь
Излечит обогреет
Накормит русский лес!
2 Определение темы урока (вставка рисунок- лес)
«Жизнь леса – Лес природное сообщество»
- Лес не только для забавы
В нем деревья, ягоды, травы
Птицы звери
И прочие твари
Ученые тоже работают тут
Лес они сообществом зовут
3 Постановка цели урока
Узнать: - какие бывают леса
о лесных ярусах
какие растения и животные обитают в лесу
о пользе леса, об бережном отношении
человека ко всему что его окружает
4. Зона леса ( вставка виды лесов)
Лес
Хвойный Смешанный Широколиственный
Сообщение №1 Хвойный лес занимает большую часть лесной зоны. Зима холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья требовательные к теплу. Такие как: ель, сосна, пихта, лиственница и другие. Это деревья с мощными корнями. У хвойных деревьев лист это хвоинки, они вечно зеленые.
Так же здесь прорастает мох, клюква, грибы.
Задание: - записать название растений которые растут в хвойном
лесу
Сообщение №2 В смешанном лесу наряду с хвойными деревьями растут береза, осина, ольха и другие растения, Зима в таком лесу мягче, листочки на деревьях некрупные и сбрасывают их на зиму.
Березу – можно узнать по коре, она белая такой коры нет больше ни у какого дерева
Осина – имеет округлые листы, они дрожат при каждом дуновении
Ветра, кора зеленоватая, весной можно увидеть зеленные пушистые сережки
Ольха – имеет небольшие темные шишки на ветках, ствол черного или серого цвета
Задание: - записать название растений которые растут в смешан-
ном лесу
Сообщение № 3 Ближе к югу становится теплее смешанные леса
сменяются широколиственными. Это теплолюбивые растения
поэтому у них крупные листочки и их они сбрасывают на зиму.
Главное отличие этих лесов МНОГОЯРУСТНОСТЬ
В этих лесах растут: дуб, липа, клен, ясень
Задание: записать название растений которые растут в широколиственном лесу
Вывод: -Какой можно сделать?
(Познакомились с хвойными, смешанными и широколиственными лесами и растениями которые в них растут, в каждой лесной зоне растут свои растения)
5. Схема – опора (вставка с голосами птиц)
Рассмотреть внимательно
- С чем вы можете сравнить?
(с лестницей которая поднимается вверх или вниз)
- Чем является для лесных жителей лес?
( для лесных жителей лес является домом)
- А какой это дои?
( большой, многоэтажный)
Давайте выделим этажи леса (вставка этажи леса)
Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют этажи леса
ЯРУСАМИ (из словаря Ожигова значение слова)
И располагаются они в порядке уменьшения
(деревья, кустарники, травы, грибы, лишайники)
Работа по группам:
Заполни таблицу, расположи эти растения по лесным этажам
1гр. Береза, шиповник, ландыш, мох.
2гр. Липа, малина, тюльпаны, грибы.
3гр. Сосна, смородина, кислица, лишайники,
Защита по 1 ученику из каждой группы
ФизминуткаТолько в лес мы вошли. Появились комары ( хлопки вверх, вниз)
Дальше по лесу шагая, мы медведя повстречали (ходим как медведьДальше шли, шли. И грибок нашли (наклонились вниз)
Сели отдохнули. Встали и дальше пошли.
6. Животный мир ( вставка животный мир)
Сообщение №1 Разнообразен и животный мир. Здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых
Способы питания животных разные: одни питаются растениями, другие хищниками, третьи – всеядны.
Сообщение №2 Из растительноядных зайцы, лоси, белки,
из хищников рысь, соболь. Ну а бурый медведь всеяден
он не прочь отведать малины и меда и кедровых шишек и рыбы, недаром его называют хозяином леса. Обилие насекомых и мелких грызунов привлекают в эти леса разных птиц, Здесь обитабт сова, дрозд, иволга и много других
Задание (составит схему как питаются животные)
Питаются
Растениями Животными ВсеядныРассмотрим пример – Здоровому молодому дереву жуки не
страшны, любое повреждение на коре заливается смолой.
А вот когда дерево стареет оно не может справится с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям .
Вопрос: Вред или пользу приносят короеды лесу?
(для молодых деревьев это – польза, для старых – нет)
Работа в паре
Составить правильно цепь питания
1гр. Жук-короед, ястреб, кора дерева, дятел
2гр. Муравей, гусеница, медведь, лист дерева
3гр. Сойка, желуди дуба, ястреб
Защита по 1 ученику из каждой группы
7. Роль леса
Какова роль леса в природе и в жизни человека?
- Написать свои ассоциации со словом ЛЕС
Защита по 1 ученику из каждой группы
Показ слайда Роль леса
- источник древесины
-источник тепла
- дом для грибов, растений, животных
- аптека
- место отдыха
- источник питания
- незаконная охота
- Что из данных записей вы считаете лишним? Почему?
Вставка: Экологическая проблема
- вырубка лесов
-неумеренная охота
-браконьерство
-загрязнение
Вставка: Памятка
- не оставляй мусор – это вредит животным леса
- лес теряет красоту
Конституция - закон который должен соблюдаться и выполняться
(чтение стать № 38 об охране растений и животных на территории Казахстан) – чтение учеником
8. Итог: домашнее задание – подготовить творческие проекты
«Правила защиты природы»
Защита по 1 ученику из каждой группы
И хочется закончить свой урок словами М. Пришвина (вставка)
Мы хозяева нашей природы
Для рыбы нужна чистая вода – Будем охранять наши водоемы
В лесах, горах разные ценные животные – Будем охранять наши леса и горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы.
А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять
Родину!