Урок по окружающему миру на темуЖИЗНЬ ЛЕСА. ЛЕС – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ЖИЗНЬ ЛЕСА. ЛЕС – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Мы пойдем сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Учитель. Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.
На доске и в тетрадях записывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит о п р о с:
– Приведите примеры различных типов почв.
– Какая почва самая плодородная?
– Какие почвы в нашем крае?
– Почему нужно бережно относиться к почвам?
– Как нужно охранять почвы?
Тест «Земля-кормилица. Почвы»
1. Характерными почвами нашего края являются:
а) черноземы;в) подзолистые почвы;
б) тундровые почвы;г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре;в) лесной зоне;
б) степях;г) пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка;в) перегноя;
б) глины;г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода;в) воздух;
б) камни;г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок;в) глина;
б) перегной;г) ил.
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым;в) светло-коричневым.
9. Один сантиметр почвы в природе образуется:
а) за 100–150 лет;в) 5–10 лет;
б) 250–300 лет;г) 1–2 года.
О т в е т ы: 1( ), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в).
III. Работа над новым материалом.
На доске – плакат «Лес». Звучит запись голосов птиц. Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».
Сказка о художнике, который решил нарисовать лес
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
(Показ картины «Лес».)
Учитель. Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
Ученики. Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.
Учитель. Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.
Ученики. Деревья, кустарники, травы.
Учитель показывает схему «Ярусы леса».
Учитель предлагает заполнить таблицу:
Деревья Кустарники Травы
ели
сосны
березы
осины малина
смородина
калина
шиповник костяника
кислица
ландыши
Учитель. Что растет на самой земле?
Ученики. Лишайники и мхи.
Учитель открывает схемы на доске.
Учитель. Что обозначают стрелки?
Ученики. Это цепи питания.
Учитель. Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?
Ученики. В лесу животные находят пищу.
Учитель. Давайте рассмотрим цепи питания:
дуб жуки-короеды.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?
Ученики. Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.
Учитель. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.
Ученики. Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.
Учитель. В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Ученики. Грибы.
Учитель предлагает прочитать статью учебника «Нужны ли лесу грибы?» на с. 179.
Ученики. Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (Опята).
(Дети стоят.)
2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор.)
(Дети садятся.)
3. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовики.)
(Дети стоят.)
4. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…. (Масленок.)
(Дети стоят.)
5. Растут в лесу сестрички.
Рыжие ... (Лисички.)
(Дети стоят.)
6. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Не бери ты их с полянки,
Называются … (Поганки.)
(Дети садятся.)
7. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)
(Дети стоят.)
Учитель. Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.
Учитель. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?
Ученики. Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.
Учитель. Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?
Ученики. Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.
Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 180 учебника.
IV. Закрепление изученного.
Учитель. Как живут растения и животные в лесу?
Ученики. Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.
Учитель. Как можно назвать лес?
Ученики. Лес – природное сообщество.
Учитель. Приведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на схему:
Учащиеся выполняют задание «Подумай!» на с. 180–181 учебника.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 181 учебника.
Домашнее задание.
С. 175–182. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задание 1.