Требования к современному уроку английского языка в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку английского языка
в условиях введения ФГОС
Стандарт нового поколения нацелен помочь научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые создадут возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться, формируя фундаментальное ядро образования.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?
Новое в том, что чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
проблемный вопрос (Почему вы думаете... ? В чем разница... ? Предположите, что будет, если... ? и др.)
предъявление противоречивых фактов, теорий;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
Примеры учебных ситуаций:
Представь, что ты получил приз – путёвку в Лондон. Какие достопримечательности ты посмотрел бы в первую очередь, о каких бы хотел бы узнать больше?
Вы познакомились с учениками английской школы. Расскажи об ученике, который тебе особенно понравился, не называя его.
Примером учебной ситуации может послужить «прогулка в поисках буквы или слова», во время которой учитель, обходя с малышами классную комнату или школьное здание, с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.), которое затем прочитывается и заносится в классную книгу знакомых слов и знаков.
Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или приём «ЗХУ» (знаю, хочу узнать узнал), выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса».
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Виды заданий для формирования УУД:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- «найди отличия» (можно задать их «количество»);
- поиск лишнего;
- лабиринты;
- упорядочивание;
- цепочки;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами, словарями.
- «преднамеренные ошибки»;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант
- диспут;
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, мотивирующих их.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной, развивая творческий потенциал ребёнка.
15