Рабочая программа Умелые руки 1-4 класс


Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания для разработки программы.
Программа кружка «Умелые руки» разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
Направленность программы.
Данная программа художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков по технологии.
Цели и задачи программы.
Цель программы - создание условий для формирования и развития творческих способностей обучающихся, самореализации личности ребенка посредством расширения его социального опыта.
Цели могут быть достигнуты при решении ряда задач:
- способствовать развитию стремления к углублению знаний;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству, к освоению опыта познавательной творческой деятельности.
- содействовать формированию всесторонне развитой личности; развитию художественного вкуса;
- развивать креативное мышление;
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, гражданственности;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать чувство самоконтроля.
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества.
- формировать общественную активность, способствующую реализации в социуме.
Срок реализации программы, количество учебных часов в неделю
Программа рассчитана на один год. Она ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая деятельность учащихся направлена, прежде всего, на развитие мышления, воображения и эстетического восприятия мира. Программа рассчитана на 34 недели, по 2 часа в неделю (68 часов)
Возраст и количество детей в группе, участвующих в реализации программы
Данная программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста (7-11 лет). Количество детей в группе – до 15 человек.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 раз в неделю, продолжительность занятия 90 минут. Основными формами образовательного процесса являются:
- экскурсии ;
- творческие мастерские;
самостоятельная работа над творческой работой
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение коллажей)
Планируемые результаты и способы их результативности
В результате освоения программы «Умелые руки» учащиеся получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения

Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
•интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
•познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
•внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•выраженной познавательной мотивации;
•устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•планировать свои действия;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•адекватно воспринимать оценку учителя;
•различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
•проявлять познавательную инициативу;
•самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
•допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
•учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться, приходить к общему решению;
•соблюдать корректность в высказываниях;
•задавать вопросы по существу;
•контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
•учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•владеть монологической и диалогической формой речи;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
•высказываться в устной и письменной форме;
•анализировать объекты, выделять главное;
•осуществлять синтез (целое из частей);
•проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
•развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
•расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
•познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
•использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
•совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
•оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
•достичь оптимального для каждого уровня развития;
Данная программа предусматривает различные способы определения результативности: участие в школьных, районных и областных конкурсах и выставках, фиксирование достижений в портфолио обучающегося.
Результативность работы кружка

п/п Название мероприятия, конкурса Дата проведения/ месяц
1. Общешкольное мероприятие, посвященное Дню осени октябрь
2. Общешкольная выставка сувениров из бумаги и картона декабрь
3. Районный конкурс «Правила противопожарной безопасности» январь
4. Общешкольная выставка сувениров из ниток январь
5. Районный конкурс «Безопасность на дороге» январь-февраль
6. Районный конкурс «Декоративно-прикладное искусство» март-апрель
7. Общешкольная выставка сувениров из ткани май
4. Содержание курса
Игрушки - сувениры из бумаги и картона
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры.
Изготовление игрушек-сувениров из ниток
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Болгарский сувенир “Куколки-мартинички”. Пушистые игрушки из ниток. Колобок. Мохнатый домовенок. Утенок.
Сувениры из ткани
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: “вперед иголку”, “петельный”, шов “через край”. Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Лошадка. Козлик. Лягушка.
5. Учебно-тематический план
№ п/п Наименование тем Количество часов
Теория Практика Всего
1. Игрушки – сувениры из бумаги и картона 8 14 22
2. Изготовление игрушек – сувениров из ниток 4 8 12
3. Сувениры из ткани. 10 24 34
Итого 22 46 68
6. Календарно -тематическое планирование кружка «Умелые руки»
на 2016-2017 уч.год, 68 часов
№ занятия Название разделов и тем Кол-во часов Планируемые сроки Фактические сроки
Игрушки – сувениры из бумаги и картона
1 Вводное занятиеЗнакомство. План работы кружка 1 2-3 Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по ТБ.
Сувенир “Юла” 2 4-5 Игрушка “Белка” 2 6-7 Игрушка – сувенир “Мишутка” 2 8-9 “Зайка” 2 10-11 Подарок “Попугай” 2 12-13 “Яблоко” 2 14-15 Подарок “Петушок” 2 16-17 “Бабочка на цветке” 2 18-19 Игрушка – сувенир “Фонарик” 2 20-21 “Мышка” 2 22 Подведение итогов. Выставка работ 1 Изготовление игрушек – сувениров из ниток
23 Вводное занятие по теме. Инструктаж по ТБ.Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. 1 24-25 Болгарский сувенир “Куколки-мартинички” 2 26-28 Пушистая игрушка из ниток “Колобок” 3 29-31 “Мохнатый домовенок” 3 32-34 “Утенок”. Выставка работ учащихся. 3 Сувениры из ткани.
35 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 1 36-38 Техника выполнения ручных швов 3 39 Раскрой материала. Соединение деталей 1 40-46 “Матрешка” 7 47-53 “Лошадка” 7 54-60 “Козлик” 7 61-67 “Лягушка” 7 68 Выставка творческих работ учащихся 1 Итого 68 7. Материально-техническое обеспечение кружка
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (стандарты второго поколения).
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 288 с., илл.
Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 160 с., ил.
Соленое тесто: Лепка и роспись/ Гусева И. В. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.: ил. – (Серия «Детское творчество»)
Соленое тесто/ Хананова И. Н. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995. 112 с., илл.
Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 192 с., ил. – (Серия «Домашняя мастерица»)
Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову/ С. Ю. Ращупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 256 с.: ил.
Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия/ Лобачевская О.А. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 152 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. – 132 с.: ил. – (Серия «Вышивка от А до Я»).
Вышивка шелковыми лентами/Пер. с анг. – М.: Издательская группа «Континент», 2007. – 48с., ил.
Сайт «Страна Мастеров» - http://stranamasterov.ru/Сайт «Всё для детей» - http://allforchildren.ru/Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.
• Инструкции по технике безопасности
Инструменты и приспособления:
- простой карандаш;
-линейка;
-фломастеры;
-цветные карандаши;
-ножницы;
-кисточка для клея и красок;
-иголки швейные;
-доски для работы с пластилином.
Материалы:
-пластилин;
-бумага цветная для аппликаций;
-двухсторонняя цветная бумага;
-картон белый и цветной;
-ткань: ситец однотонный и цветной;
-мех;
-вата;
-нитки швейные;
-мулине;
-шерстяная пряжа;
-клей ПВА;
-ватные диски;
-набор бусин.