Урок в 6 классе «Что такое красота, и почему ее обожествляют люди?
Урок музыки в 6 классе
«Что такое красота и почему ее обожествляют люди?»
Тема «Образы романсов и песен русских композиторов». «Я помню чудное мнгновенье» М.Глинка, А. Пушкин. «Два музыкальных посвящения».
3 урок 1 четверти
Цель: Создать условия для углубления представлений учащихся о старинной русской вокальной музыке и образе прекрасных качеств души русского человека, его устремленности к истине, добру, красоте, любви.
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Методы и приемы: вокально-хоровое пение, пластическое интонирование, вслушивание в музыку, монолог, диалог, метод эмоциональной драматургии, метод создания «композиций», метод игры, метод художественного контекста.
Планируемые результаты
Личностные - мотивация к изучению музыкального искусства- становление духовно- нравственных ценностных ориентаций,
Метапредметные. Познавательные: поиск необходимой информации в тексте учебника; умение анализировать, делать выводы, формирование умения применять полученные знания в жизни.
Регулятивные: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; умение ставить цель, планировать деятельность на уроке, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные: - формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей. - сотрудничество с учителем, умение вести обсуждение с партнером, воспитывать умения общаться в группах, в парах; в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Прогнозируемые результаты. Учащиеся научатся:
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека,
- понимать музыкальный язык, переводить его в зрительные образы, связанные с жизненными ситуациями.
Учащиеся получат возможность научиться:
-ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
-творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Основное содержание темы, понятия и термины: русский романс, содержание и форма, особенности формы, реприза, вступление, кода, контраст.
Образовательные ресурсы: Учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Музыка 6 класс., фонохрестоматия, нотная хрестоматия, карточки со
Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный центр, фортепиано.
Музыкальный материал: А. Гурилев «Колокольчик», А. Варламов «Красный сарафан», А.,Варламов и А. Рубинштейн на стихи М. Лермонтова «Горные вершины». «Гори, гори, моя звезда». М.Глинка «Жаворонок»,», М. Глинка «Я помню чудное мнгновенье». «Школьный романс» Крылатова.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности. Включение учеников в учебную деятельность.
Звучит инструментальное вступление романса М. Глинки «Я помню чудное мнгновенье».
-Здравствуйте, ребята. Наш урок начался с прекрасной музыки.
- Какое у вас настроение в начале урока?
- Я думаю, что это хорошее настроение сохранится в течение всего урока.
Ребята отвечают на вопросы учителя. Получают эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний. Подготовка мышления обучающихся- повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.
-Как вы думаете, какой музыке будет посвящен наш урок? Слайд 1.
-Совершенно верно, старинным русским романсам. На прошлом уроке мы знакомились с этим жанром музыки. Вспомните (звучат фрагменты- «Песня жаворонка» М. Глинки, «Горные вершины» А. Варламова» и А. Рубинштейна. «Колокольчик» Гурилева).
Ребята вспоминают, узнают, подпевают, называют.
3. Постановка учебной задачи.
-В конце урока нам предстоит ответить на вопрос - Что такое красота в музыке?
-Постараемся услышать в музыке мир человеческих чувств.
Звучит романс «Я помню чудное мнгновенье». Слайд 2
-Чувства людей: искренность, волнение, радость, тоска и др.
-В романсах звучат прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте. В душе каждого из нас живут эти чувства, мы генетически унаследовали их от предков. У одних людей они проявляются свободно, у других-заперты на замок. Надо их освободить. У меня есть волшебный ключ, который поможет нам. Произношу с чувством «Я помню чудное мнгновенье» и прошу продолжить учеников вспомнить свои прекрасные (добрые, искренние, душевные переживания) моменты, когда их что- то поразило.
Обычно подростки не любят искренно делиться своими чувствами, начинают шутить или «закрываются». Помогаю им словами – красота, доброта, любовь, искусство, исполняю романс «Я помню чудное мнгновенье» на фортепиано.
Ученики высказываются, делятся своими «поразительными моментами». Сравниваем свои переживания с чувствами поэта и композитора.
4. «Открытие» нового знания. Слайд 3.
-А Пушкина А. С. поразила одна встреча, которая стала причиной создания его стихотворения.
Слайд 4. (портреты А.С.Пушкина, М.И.Глинки, А.П.Керн)
Предлагаю открыть учебник и прочитать стихотворение с чувством, которое переживает поэт.
-Это исповедь сердца, очень личная, «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Можно теперь записать тему урока. Ученики сами диктуют. Романс «Я помню чудное мнгновенье» музыка М.И. Глинки стихи А.С. Пушкина. Два музыкальных посвящения (договариваю сама) об этом - узнаем позже.
Идет работа по освоению формы призведения на основе текста стихотворения и нотной записи в учебнике. Выявляем 3 части в музыке, контрастные по настроению. Ученики подбирают слова к каждой части сверяя интонации в музыке с содержанием стихотворения. Прошу найти в нотных записях одинаковые мелодии, пропеваем их с разными словами, помогаем себе пластикой руки. Выявляем повтор в мелодии. Понятие «реприза». Прошу найти в учебнике как композитор создает образ мимолетного виденья. Разбираем слова акцент, синкопа, декламация, сопровождаяем их пением, пластическим интонированием, сравниваем прочитываем и снова пропеваем, пытаемся вжиться в музыкальный образ и присвоить чувства поэта. Обращаю внимание учеников на инструментальные фрагменты (вступление, кода). Выявляем интонационное зерно, объединяющее вступление,1 и 3 части, коду. Предлагаю пропеть слова 2 части «Шли годы, бурь порыв мятежный» на мелодию 1 части. Выявляем несоответствие музыкальной и поэтической речи .Пропеваем по нотной записи интонацию 2 части. Замечаем контраст темпа, ритма, настроения. Говорим, что смысловая выразительность поэтической речи передается разными ритмами. Проигрываем ритм со словами. Стимулирую деятельность учеников похвалой. Осмысление 3-х частной формы и содержания.
-Как вы думаете почему романс «Я помню чудное мнгновенье» считается шедевром романсной лирики?
- Прекрасные чувства поэта и композитора, стройная форма музыки, красивая мелодия.
-Почему романсы живут в памяти людей? В чем причина их такого долголетия? (идет обсуждение в парах-)
Помогаю в выборе слов. Выбираем коллективно более точный ответ.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий.
Прошу художественно - графически изобразить форму романса, подобрать цвета их звучания. (идет индивидуальная работа)
Прошу подписать под каждой частью слова, характеризующие чувства героя.
Слайд 5. (графическое изображение формы романса и слова: воспоминание, порыв, радость, забвение, вдохновение).
-Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминание о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Слайд 6.
Сравниваем работы ребят с изображением, дополняем, исправляем ошибки.
- Музыкальное воплощение поэтического образа звучит так гармонично и вдохновенно не случайно. Найдите в учебнике, почему.
Слайд 7.
-М. Глинка был влюблен в Екатерину Ермолаевну Керн, дочь Анны Петровны Керн, которой посвятил свое стихотворение А. Пушкин. Романс с удвоенной силой выражает прекрасные чувства двух великих творцов А.Пушкина и М. Глинки.
-Forme значит красота – соразмеренность частей для составления стройного целого. Чувства и форма – это душа и тело.
- Я думаю вам теперь несложно ответить на вопрос: -Так что же такое красота в музыке?
Ответы детей. Глубокие, искренние чувства и совершенная форма. Как у Пушкина – Все в ней гармония.
-Романсы воспевают великое человеческое чувство-любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье. Все эти состояния человеческой души переживает каждый, даже ваши сверстники.
Предлагаю исполнить «Школьный романс» муз. Крылатова на стихи Ю. Энтина.
6. Рефлексия учебной деятельности. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Заканчивая наш урок, предлагаю составить синквейн «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МНГНОВЕНЬЕ»
Музыка, поэзия, чувства
Старинный, русский, чарующий
Звучит, льется, волнует,
Романс
1.Пушкин, Глинка, воспоминания
2.Лирические, трепетные, волнующие
3. Трогают, завораживают, чаруют
4.Музыка
Слайд 8
-Два музыкальных посвящения о которых я говорила в начале урока относятся к творчеству М. Глинки. Под влиянием сильного и глубокого чувства к Екатерине Керн он сочинил свой «Вальс- фантазию», который посвятил той же Екатерине Керн. Посвятить стихи, романс любимому человеку удел творцов. Наша задача понимать и ценить добрые, нежные чувства людей, которые находятся рядом с нами. А вы как думаете?
7. Домашнее задание.
Подготовить мини-проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А. С. Пушкина» или продолжить презентацию «Два музыкальных посвящения». Составить синквейн к слову «Красота».
Дети выходят из класса под музыку М.И. Глинки «Вальс- фантазия».
13PAGE \* MERGEFORMAT14115