Разработка урока Путешествие по морю Местоимений


Овсянкина Любовь Витальевнаучитель русского языка и литературы
МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области
Урок русского языка в 6 классе
Путешествие по морю Местоимений
( Неопределенные и отрицательные местоимения)
Цели:
- познакомить учащихся с неопределенными и отрицательными местоимениями, их правописанием;
- учить различать неопределенные и отрицательные местоимения;
- развивать творческие способности учащихся, связную речь, мышление;
- воспитывать любознательность, доброжелательность, культуру общения.
Оборудование: кораблики, карта моря, карточки, «рыбки».
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя.
Ребята, вы любите путешествовать?
Давайте попробуем пофантазировать. Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие. Представьте себе, что перед вами море Местоимений. Среди его бескрайних волн находится множество островов. С жителями некоторых из них вы уже знакомы. Сегодня я предлагаю вам стать первооткрывателями еще одного острова, пока нам неизвестного, познакомиться с его жителями-местоимениями, их образованием и правописанием. Ну, что, не боитесь? Тогда отправляемся в путь!
Создание благоприятного эмоционального фона на уроке.
Выберите себе корабль знаний, на котором вы хотите отправиться и определите, с какой пристани вы отправляетесь бороздить просторы моря местоимений (пристань Радости, пристань Грусти, пристань Страха, пристань Познания).
Проверка домашнего задания.
Как вы заметили, в нашем море есть много островов. Давайте вспомним, что вы знаете об их жителях, тем самым проверим домашнее задание.
Ой, ребята, кажется, на море начинается шторм. Случилась беда. Жители островов оказались в открытом море. Они не могут найти дорогу домой. Давайте им поможем.
Работа парами у доски. Распределить местоимения по островам.
Я, его, себя, кто?, что, чей? , чей, каков, сколько?, мы, они, который?, кто, каков?, вы, ты, он, что?, она, какой, какой?, который, чей, оно, сколько?
1ученик - тетрадь на проверку.
1 сильный ученик - составить 2 предложения с местоимениями:
Что? Что.
Спасибо, что помогли жителям островов найти свой дом. А мы отправляемся дальше. Силы не истратили? Давайте проверим.
Фронтальный опрос.
Что такое местоимение?
Как изменяются все местоимения?
Какими членами предложения могут быть местоимения?
Назовите личные местоимения.
Назовите местоимения 1-го лица. 2-го лица, 3-го лица.
Какое из местоимений не имеет именительного падежа?
Назовите вопросительные местоимения.
Назовите относительные местоимения. Чем они отличаются от вопросительных?
Изучение нового материала.
Внимание! Перед нами неизвестный остров. Давайте поближе познакомимся с его жителями.
Сравните предложения. В каких из них местоимения указывают на неопределенные предметы или признаки. А в каких – на отсутствие предметов или признаков?
Рассказать кому-нибудь стихотворение – никому не рассказать ;Нечто интересное - ничего нет интересного;
Кое с кем подружиться – ни с кем не дружить;
Чей-то котёнок – ничей котёнок.
Давайте попробуем сделать вывод, какие же местоимения называются неопределенными. А какие отрицательными.
Проверьте себя по учебнику.
Как вы считаете, родственниками каких местоимений они являются?
Посмотрите на образование и правописание данных местоимений. Расскажите друг другу правило (работа в парах).
Кто? что? какой? каков? чей? который? сколько?
не- некто ни- никто
кое- кое-что не- нечего
-то какой-то
-либо чей-либо Обрати внимание: не с кем, ни в чем
-нибудь сколько-нибудь кое с кем, кое у кого.
Как мы назовем наш новый остров?
Закрепление изученного материала.
Давайте побудем немного на этом острове и познакомимся поближе с его жителями. Заодно закрепим новую тему.
Упражнение 417.
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернулись,
Сели – встали, сели –встали
И на месте побежали.
Несколько жителей острова отправились в лес и заблудились. Помогите отыскать их среди деревьев-великанов. (Выписать из стихотворения все неопределенные местоимения, объяснить их правописание.)
Три черных собаки на чем-то сидели,
Три черных собаки куда-то глядели,
Три черных собаки увидели что-то,
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
Какие еще местоимения пишутся через дефис?
Жители этого острова очень любят ловить рыбу. А мы попробуем?
(Словарный диктант. На каждой «рыбке» местоимение, которое нужно правильно записать у доски.)
Кто(нибудь), (кое) у кого, чей (то), (не)кто, (не) у кого, (не) с кем, (кое) чей, что(либо), сколько(то),(ни) чего, (ни) в ком.
Местоимения Никто и Нечто поспорили: близнецы они или нет. А как думаете вы? Свой ответ подтвердите примерами.
Обобщение изученного
Наше путешествие подошло к концу. Давайте еще раз вспомним, с какими местоимениями мы сегодня познакомились, чему научились.
7) Рефлексия
Какое задание было самым интересным? самым сложным?
Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание: п.63, упр. 421