Статья Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ


Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ
I Современная концепция образования, сформулированная в ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности [10]. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения литературы. Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование коммуникативной компетентности – одно из обязательных требований к формированию предметных результатов, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Таким образом, одной из задач обучения литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация в обществе. Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации, то есть компетенция – это совокупность традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В связи с этим новый компетентностно-ориентированный подход в обучении литературы требует и новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках.
Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету в ОУ.
Современное общество всё больше приобретает признаки информационного, и выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Возросший объём информации, стремительное развитие новых информационных технологий обусловило потребность общества в интеллектуально развитой личности, способной к самообразованию, владеющей научными знаниями и универсальными учебными действиями, способной ориентироваться в информационной среде, добывать знания и применять их для решения задач [8]. Но происходящие сегодня социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не вполне удовлетворяет актуальным запросам общества.
Таким образом, выявляются явные противоречия: с одной стороны, социальный заказ на интеллектуально развитую личность, с определёнными навыками и способностями, с другой стороны, невозможность современной школы в полной мере удовлетворить этот заказ.
II Выявляется профессиональная проблема проблема готовности современных педагогов к формированию коммуникативной компетентности в условиях новой информационной среды школысредствами ИКТ.
III Ожидаемые результаты динамики развития коммуникативной компетенции
Аспекты сравнения 2012-13учебный год
9«А» класс 2013-14 учебный год
10 «А» класс
Владение литературоведческими терминами и умение ими оперировать Средний (ученик знает терминологию, умеет её находить в тексте, но может оперировать специальными терминами только с помощью учителя) – 70% Высокий (ученик знает терминологию, самостоятельно может оперировать специальными терминами, указать их роль в тексте)-70%
Комплексный анализ литературного текста Средний (анализирует текст частично, с помощью учителя, т. е. без помощи не может сформулировать тему, идею произведения, выделить проблему, которую поднимает автор, указать художественные особенности произведения) – 50% Высокий (анализирует текст самостоятельно на идейно-тематическом, художественном уровнях) – 50%
Создание собственного текста (сочинения) Средний (ученик способен лишь частично самостоятельно, без помощи учителя создать текст (сочинение)– 60% Высокий (ученик может самостоятельно создать собственный текст – сочинение; самостоятельно определить замысел, составить план раскрытия темы, найти аргументы для обоснования своего мнения, сделать выводы) -50%
IV Чтобы решить означенную профессиональную проблему и добиться определённых результатов, я использую в учебном процессе компьютерные и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических заданий, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Поэтому на разных этапах уроков литературы я использую электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединённую одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений [9,с.5]. Презентация отражает не только основные понятия, схемы, алгоритм применения определённых знаний и умений, но и служит красочной иллюстрацией к уроку, помогает сэкономить время. Презентации выполняются как учениками при подготовке домашнего задания, например, при рассказе биографии писателя, так и учителем, например, для мотивации учеников к выполнению определённых заданий. Это может быть красочно оформленное высказывание писателя о произведении или герое, которое помогает учителю сформулировать проблемный вопрос к уроку, задать нужную тональность в беседе.
Можно использовать презентации и при анализе лирических произведений. Например, в презентации можно дать основные литературоведческие понятия в виде гиперссылок, можно работать со словарём, использовать таблицы, схемы, можно показать иллюстративный материал к произведениям. Всё это делает уроки более яркими и интересными, значительно расширяет канал коммуникации учителя и ученика, так как современный ученик по своему опыту общения с окружающим миром является в большей степени визуалом, нежели аудиалом. Создание и применение на уроках электронных презентаций требует от учителя продумывания хода урока, учёта специфики конкретного класса, учебной темы. Например, при организации работы над презентацией необходимо продумать следующие аспекты:
зависимость объёма презентации (в слайдах) от формы работы (классная, внеурочная), темы изучения и возраста учеников;
продолжительность презентации на уроке;
форма презентации: презентация, сделанная учеником; презентация как учительский конспект; коллективное создание презентации учениками как защита проекта;
уникальные свойства презентации в рамках изучения литературы
(презентация как форма работы с текстом; презентация как инструмент словарной работы; презентация как инструмент анализа текста; презентация как инструмент отображения интертекстуальных связей художественного текста)[11, с.50].
Актуальна ещё и другая проблема: формирование критического отношения к найденной информации, умение проверять её на достоверность. Важным фактором успешной презентации является в первую очередь умение автора устанавливать связь между тем, что он говорит и что демонстрирует. Учитель с презентацией должен оказаться в диалоге – это залог совершенно иного уровня воздействия на аудиторию.
Изучение биографии писателя может строиться по определённому алгоритму, который используют и учащиеся:
«Вот я» - иконографический ряд (портреты, автопортреты, фотографии, кинодокументы);
«Я сам» - автобиографические фрагменты, письма, анекдоты;
«Откуда я» - биографические топонимы (памятные места);
« Я люблю» - любимые книги, музыка, живопись, в XX веке кино и спектакли (их фрагменты можно найти в Интернете);
«С кем» - круг личного общения, культурный и исторический контекст;
«Какой он» - мемуары, воспоминания, отзывы современников;
«Его образ» - памятники, экслибрисы, литературные произведения [11,с.124].
Данный алгоритм я взяла из методического пособия Ю. В. Ээльмаа, С. В. Фёдорова «Информационные технологии на уроках литературы», так как в этом пособии подробно рассматриваются вопросы создания и использования презентаций в литературном образовании в качестве инструмента комментирования и анализа художественного текста. Примеры поисковых текстовых технологий, электронных библиотек, презентаций размещены в электронном варианте данной книги на сайте издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru.
Интересно проходят уроки, на которых ученики выполняют в классе (если позволяет время) или готовят во внеурочное время исследовательские мини-проекты по определённым темам, помогающие детально включиться в анализ произведения. Так, при изучении рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» в 11 классе можно распределить учеников по группам и дать им задание составить мини-проекты: «Круг чтения главной героини», «Московские театры в рассказе Бунина и восприятие их героиней», «Московские рестораны, которые посещают главные герои», «Религиозные места Москвы», «Сказание о Петре и Февронии» и его роль в рассказе Бунина». Чтобы работа прошла динамично и эффективно, необходимо ввести некоторые ограничения и жёсткие требования: презентационный проект не должен превышать 5 блоков-слайдов, выстроенных как гипертекстовый иллюстративный и смысловой комментарий наиболее значимых, с точки зрения учащихся, элементов текста. Цитаты из бунинского рассказа должны быть оформлены в виде гиперссылок. Защита этих мини-проектов поможет ученикам более детально познакомиться с историко-культурной жизнью Москвы начала 20 века, лучше разобраться в пристрастиях главной героини и героя, и в конечном итоге подойти к главной мысли рассказа: почему героиня уходит в монастырь? Почему не сложились их взаимоотношения? В конечном итоге такой историко-культуроведческий анализ поможет глубже разобраться в характерах главных героев и выйти на общечеловеческий смысл рассказа. Кроме того, такая работа поможет ученикам распределить роли в группах, самостоятельно решить проблемы отбора и структурирования материала и качественного его публичного предъявления. Благодаря коллективной проектной работе по составлению презентации-комментария выводы могут быть сделаны учащимися самостоятельно, главное же – не голословно, а строго научно и убедительно.
Всё это даст возможность создать условия для формирования на уроках литературы коммуникативной компетенции, которая заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
Наряду с информационными технологиями на уроках литературы я использую и опыт педагога- новатора Е. Н. Ильина. Внимание к детали, постановка проблемного вопроса и выход на нравственную проблему урока, сотрудничество учителя и ученика – всё это тоже поможет достичь высоких результатов в обучении литературы в школе и будет способствовать формированию коммуникативной компетенции. При подготовке учеников к творческим заданиям (сочинениям) я использую методику Н. Л. Карнаух, И. В. Щербиной. Они уделяют особое внимание анализу поэтического текста, анализу эпизода, рецензированию. Это очень помогает при подготовке к Единому Государственному экзамену и, безусловно, развивает речь учеников.
V Для успешного решения означенной выше профессиональной проблемынеобходимо:
Провести консультации со школьным психологом, так как задачей учителя является создание условий для формирования мотивации к обучению у старшеклассников;
Создать банк нормативно-правовых идей и обеспечить возможность широкого доступа к нему каждого учителя;
Создать учебную базу кабинета;
Изучить определённые научно-методические пособия;
Создать банк методических сайтов, обеспечить широкий доступ к образовательным ресурсам;
Изменить расписание: уроки литературы должны быть сдвоенными.Таким образом, результатом использования указанных современных образовательных технологий станет, как нам кажется, высокий уровень сформированности интеллектуальных и коммуникативных компетенций, практическое овладение языковыми средствами, что проявится в дальнейшем в высокой результативности учебной деятельности, на ЕГЭ, предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
Список источников и литературы
Академия Айти. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности./http//eor.it.ru/eor/
Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков// Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 8-14.
Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа. - 2003. – С.411.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). www.school-collection.edu.ru (http//www.school-collection.edu.ru/)
Краснова Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе/Г. М. Краснова// Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 91-94.
Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования/ О. В. Крючкова. – Минск: Красико-Принт. – 2006. – 176с.
Кузнецов А. А. Учебник в составе новой информационно-коммуникативной образовательной среды: методическое пособие /А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний . – 2010. – 63с.
Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008г. № ПР – 212[Электронный ресурс]. Режим доступа insor-russia.ru/ru/programs. Дата доступа 10.04.14.
Ткаченко И. С. Методика использования электронной презентации на уроке / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова //Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5(15). – С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
ФЗ №273 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа assessor.ru/zakon/273– fz– zakon. Дата доступа 10.04.14.
Ээльмаа Ю. В. Фёдоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы. – М.: Просвещение. – 2012. – 176с.