Технологическая карта по окружающему миру Животный мир Черноморского побережья Кавказа 4 класс


Технологическая карта урока
Ф.И.О. _Карбачкова Виктория Викторовна_Предмет: _Окружающий мир_Класс:_4_Тип урока:_Открытие новых знаний_
Тема урока:_Животный мир Черноморского побережья Кавказа_
Цель урока:_Создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, разнообразии растительного и животного мира_
Планируемые результаты:
Предметные:
Расширение кругозора по теме через знакомство с различными источниками информации;
Метапредметные:
К: формировать умение аргументированно высказываться, задавать вопросы;
П: делать логические умозаключения, развивать умение работать с таблицами, содействовать формированию исследовательской культуры;
Р: уметь выстраивать собственную деятельность на уроке, осуществлять контроль и коррекцию.
Личностные:
Работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; Воспитывать экологически грамотного человека, любовь к природе;
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивирование к учебной деятельности. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает положительную эмоциональную направленность на учебную деятельность.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
Какое ключевое слово произнесли, настраиваясь на работу?
Я вам предлагаю сегодня на уроке осуществить данное желание в приобретении новых знаний. Приветствуют друг друга. Включаются в учебную деятельность Личностные:
Психологический настрой. Определение своей позиции на уроке.
Коммуникативные:
Включиться в деловой ритм.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Организует работу в парах.
Над какой большой главой мы работаем уже несколько уроков?
А что входит в понятие” природные зоны”? Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам собрать определение. (Приложение 1).
Выстраивает логическую цепочку на доске, появляется карточка “субтропики”.
Проводит проверочную работу. (Приложение 2).
О какой природной зоне мы начали говорить с вами на прошлом уроке?
Почему она так называется? Что обозначает слово субтропики?
Вспомните, что мы уже знаем о климатических условиях зоны субтропиков? Сейчас мы выполним проверочную работу – тест.
Продолжает составлять логическую цепочку, появляется карточка “климат”.
На что может повлиять благоприятный климат субтропической зоны?
Продолжает выстраивать логическую цепочку и появляется карточка “растительный мир”.
Что влияет на разнообразие растительного мира Черноморского побережья Кавказа? Выполняют работу в парах.
Обосновывают свою точку зрения.
Выполняют проверочную работу. Проверяют друг друга, используя ответы на доске. Предметные:
Осознать границы знаний. Повторить термины по теме. Определить лексическое значение слова.
Познавательные:
Уметь обобщать и систематизировать информацию, строить логическую цепочку, перекодировать информацию.
Коммуникативные:
Учитывать позиции собеседника.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. Продолжает выстраивать логическую цепочку на доске.
Вспомним, что мы узнали о растительном мире зоны субтропиков?
По ходу ответов детей, на доске продолжает выстраивать логическую цепочку. (Приложение 3).
Обсуждает затруднения;
Обращает внимание учащихся на логическую цепочку, выстроенную на доске.
Благоприятный климат, разнообразный растительный мир, на что ещё это может повлиять?
Какова же тема нашего урока? Называют представителей каждой группы и рассказывают об одном из них.
Отвечают на поставленный вопрос и заканчивают логическую цепочку.
Появляется карточка “животные”. Познавательные:
Анализировать объект с целью установления причинно – следственных связей.
Регулятивные:
Ставить цель собственно познавательной деятельности.
Коммуникативные:
Слушать и понимать других.
Оформлять свои мысли с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Построение проекта выхода из затруднений. Назовите цель нашего урока.
Какие же задачи мы поставим перед собой, что бы достичь целей урока?
Учитель продолжает выстраивать логическую цепочку на доске.
Организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма.
Откуда вы можете получить информацию, что бы решить наши задачи?
Организует работу в группах.
Вам предстоит поработать с текстом учебника. Ставят перед собой следующие задачи:
1) Понять причины разнообразия животных;
2) Изучить группы животных;
3) Узнать о животных, занесённых в Красную книгу;
Каждая группа получает своё задание и работает по плану. (Приложение 4). Каждая группа отчитывается по своему заданию. Регулятивные:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные:
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Уметь работать с информацией, обмениваться ею, уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Коммуникативные:
Учитывать позицию собеседника в группе.
Личностные:
Осознавать ответственность за общее дело.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Чем могут быть взаимосвязаны между собой растительный мир и животный мир?
Отвечают на поставленный вопрос и делают выводы. Познавательные:
Уметь сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Уметь работать с информацией и обмениваться ею.
Регулятивные:
Самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные:
Аргументировать своё мнение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует самостоятельную работу по составлению цепи питания.
Какое же задание вам предстоит выполнить дальше? Группы составляют и зачитывают свои цепи питания, осуществляют проверку по рабочей тетради. Регулятивные:
Уметь планировать и контролировать свою деятельность.
Коммуникативные:
Отстаивать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Обращает внимание детей на логическую цепочку, выстроенную на доске и организует работу в группах используя метод: шесть шляп мышления.
Возвращается к поставленным в начале урока задачам и вместе с учащимися достраивает логическую цепочку. Работают в группах, каждая из которых получает своё задание. (Приложение 5).
Каждая группа составляет свой синквейн. (Приложение 6). Личностные:
Осознавать ответственность за общее дело.
Познавательные:
Самостоятельно анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты; делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе схем.
Регулятивные:
Использовать при выполнении задания различные средства. Исследовать условия учебной задачи, анализировать свою работу и работу соседа.
Коммуникативные:
Учитывать позицию собеседника, сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Рефлексия учебной деятельности. Организует оценку работы при помощи карточек, лежащих на столе учащихся.
Предлагает дифференцированное выполнение домашнего задания.
Те, кто оценил свою работу при помощи смайлика и звёздочки, должны будут составить кроссворд по нашей теме. Те, кто оценил свою работу при помощи молнии или тучки – должны будут составить тест по нашей теме. Оценивают свою работу. Личностные:
Проявлять самостоятельность, следовать в деятельности нормам этики.
Регулятивные:
Самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.
Познавательные:
Самостоятельно делать выводы.
Приложение 1.
Определение понятия природные зоны. Большие пространства с похожими природными условиями, имеют свой характерный растительный и животный мир.
Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.
Задания для учащихся.
Группа №5 и №2:
Выделить группу животных, обитающих на суше.
План:
Название группы
Представители группы
Рассказать об одном из представителей
Группа №1 и №3:
Найти информацию о животных, обитающих на суше и добывающих пищу в море.
План:
Название группы
Представители группы
Рассказать об одном из представителей
Группа №4 и №6:
Найти информацию об обитателях моря.
План:
Название группы
Представители группы
Рассказать об одном из представителей
Приложение 5.
Шесть шляп мышления.
Белая.
Объяснить, как животные приспособились к условиям субтропической зоны.
Чёрная.
Объяснить, каковы сложности существования некоторых животных. Их причины. Способы устранения. (Красная книга)
Жёлтая.
Назвать положительные стороны жизни животных субтропической зоны.
Красная.
Поделиться информацией, о необходимости создания Сочинского национального парка.
Зелёная.
Рассказать, как сохранить и преумножить природные богатства зоны.
Синяя.
Дополнить материал вашими личными наблюдениями.
Приложение 6.
Синквейн.
Животные.
Разнообразные, замечательны.
Живут, радуют, удивляют.
Приспособились жить в субтропиках.
Друзья.