Конспект урока по литературному чтению на тему Волшебник Изумрудного города (3 класс)
Литературное чтение (3 класс)
В. Н. КОВАЛЕНКО,
учитель начальных классов ОСШ №3,
г. Талгар
Тема: А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»
Задачи: познакомить с главой из произведения А. М. Волкова «Последнее волшебство Бастинды»; создавать условия для развития речи, навыков чтения; вызвать интерес к чтению; воспитывать нравственные качества учащихся; побудить к доброте, дружбе и взаимовыручке.
Учебные материалы: иллюстрация к произведению; карточки со словами и пословицами; книга А. М. Волкова; тесты для учащихся.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и задач урока
Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке наш класс продолжит путешествие по Волшебной стране Александра Волкова. Путешествуя, мы попадём в Изумрудный город и будем участниками неравного сражения со злой волшебницей Бастиндой. Попасть в Волшебную страну нам поможет книга, но сначала давайте ответим на вопросы и выполним задания.
Актуализация знаний
У. К какому жанру литературы можно отнести произведение А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
На доске:
РАССКАЗ, СКАЗКА, СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ
Д. Это сказочная повесть. В повести в отличие от рассказа изображается не одно, а несколько событий из жизни героя. В повести больше, чем в рассказе действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь. А сказочная, потому что в ней происходят чудеса.
У. Расскажите, как появилось на свет произведение «Волшебник Изумрудного города».
Д. Создал его человек по имени Александр Милентьевич Волков. Он знал четыре иностранных языка и однажды, уже, будучи сорокалетним преподавателем математики, решил выучить ещё один – английский. А для практики попробовал переводить сказку американского писателя Френка Баума «Мудрец из страны Оз». Баум тоже не был профессиональным писателем: он просто придумывал истории для своих сыновей, а потом решил их записать и издать. Его сказка напечатана в 1900 году, переиздавалась много раз и переиздаётся до сих пор. Она стала одной из самых любимых сказок американских детей.
Александр Волков переводит «Мудреца из страны Оз». Книжка Волкову очень понравилась. Так, что он начал рассказывать её своим детям, при этом кое-что переделывая, кое-что добавляя. Девочку стали звать не Дороти, а Элли. Мудрец приобрёл имя Гудвин и титул «Великий и Ужасный». А когда перевод, а вернее пересказ, завершился, то выяснилось, что это уже не Баумовский «Мудрец». А позже, после издания книги, к нему стали приходить письма с одной единственной просьбой: продолжить полюбившуюся историю.
У. На доске мы видим все части Волшебной страны А. Волкова. Знаете ли вы, кто какой страной правил?
На доске:
Голубая странаГингемаЖёлтая странаВиллинаИзумрудный городГудвин
Фиолетовая странаБастиндаРозовая странаСтеллаУ. Рассмотрите рисунок на доске. Назовите путников Элли.
- Какова была цель путешествия у каждого из них?
- Кто должен был выполнить их желания? (Гудвин)
- Исполнил ли их желания Гудвин? (Гудвин желание Элли и её друзей не исполнил)
- Что приказал Гудвин? (Освободить Фиолетовую страну от власти злой волшебницы Бастинды)
Работа по теме урока
У. О приключениях друзей в Фиолетовой стране мы прочитаем в главе «Последнее волшебство Бастинды». Но прежде чем познакомиться с этой частью, прочитайте трудные слова, которые встретятся в тексте.
1. Словарная работа
ПРЕДВОДИТЕЛЬ – т. е. главный вожак
КУХАРКА – работница на кухне
УПРЯЖКА – специальное изделие из кожи для запрягания лошади
ПРОВИЗИЯ – корзина с продуктами
2.Чтение текста в хрестоматии, с.198 – 205.
3. Пересказ
4. Обсуждение прочитанного
- Какие испытания пришлось пережить друзьям, чтобы победить злую Бастинду?
- Какие черты характера помогли им справиться с испытаниями?
- Если бы Элли была одна, смогла бы она справиться с этими испытаниями?
У. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходят друзья.
- Чему мы можем научиться у героев Изумрудного города? (Дружбе и взаимовыручке)
- Какие вы знаете пословицы о дружбе?
5. Работа с пословицами
- Какие пословицы подходят к этой повести?
На доске:
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Самостоятельная работа
Работа с тестом
Как звали девочку, прилетевшую из Канзаса в Волшебную страну?
а) Поллиб) Долли
в) Элли 2. Какой город построил Гудвин?
а) Рубиновый
б) Янтарный
в) Изумрудный
3. Как звали волшебника, который должен был помочь вернуться маленькой девочке домой?
а) Гудвин Злой и Страшный
б) Гудвин Великий и Ужасный
в) Гудвин Толстый и Хитрый
4. Как звали волшебницу, которая боялась темноты и воды?
а) Гингемаб) Виллинав) Бастинда 5. Кто из героев носил прозвище Страшила?
а) собачка
б) лев
в) пугало
6. Сколько лет не умывалась Бастинда?
а) семьсот
б) пятьсот
в) шестьсот
7. Сколько свирепых волков было у Бастинды?
а) сорок
б) пятьдесят
в) шестьдесят
8. Кто из героев расправился со свирепыми волками Бастинды в Фиолетовой стране?
а) трусливый Лев
б) Страшила
в) Железный Дровосек
9. Кто из героев расправился с хищными воронами Бастинды?
а) трусливый Лев
б) Страшила
в) Железный Дровосек
10. Как звали предводителя летучих обезьян?
а) Фрегозаб) Уоррав) Гектор
Итог урока
У. Что же хотел сказать нам автор своим произведением?
Д. Самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба и взаимовыручка.
Домашнее задание
Написать сочинение «Мой друг»