Разработка урока по произведению А.М. Волкова Волшебник Изумрудного города (3 класс)
Предмет: внеклассное чтение, урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Тема: «Путешествие в Изумрудный город» (по мотивам сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).
Продолжительность: 1 урок – 45 минут
Класс: 3
Технологии: ТСО, ЭВМ, элемент критического мышления приём «Корзина» идей, презентация урока в программе Power Point, аудио запись песни "Элли и друзей" из м/ф "Волшебник Изумрудного города" сл. И. Токмаковой, муз. И.Космачева, электронный кроссворд для учащихся в программе демонстрация Power Point.
Аннотация
Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. Цель этих занятий, как правило, - обеспечение целенаправленного руководства самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.
Во время внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно.
Выбор темы для урока внеклассного чтения творчества А.М. Волкова, позволило учащимся узнать ещё об одном талантливом человеке и нашем земляке.
Представленный урок внеклассного чтения это второй урок по творчеству А.М. Волкова. Данному уроку предшествовали следующие виды работы: во время первичного знакомство со сказочной повестью, была дана общая информация учителем об авторе и просмотрен мультфильм; домашнее задание учащихся состояло из двух частей, первая- самостоятельное знакомство с повестью и выполнение дифференцированного творческого задания.
Для реализации поставленных целей, в ходе урока использовались следующие методы обучения: интерактивный, репродуктивный, игровой, инновационный, словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, методы контроля и самоконтроля.
В комплексе с представленными методами использовались такие приёмы, как прием критического мышления «Корзина» идей, литературный приём инсценирование эпизода сказочной повести, работа с электронным кроссвордом, использование средств наглядности, работа в группе по карточкам, создание проблемных ситуаций, работа с наглядным материалом.
По моему мнению, наиболее эффективными методами и приёмами являлись инновационные, такие как применение: ИКТ, интерактивный, проблемный, элементы технологии критического мышления.
Применённые методы и приёмы позволили достичь поставленных целей урока.
Практическая реализация:
Отзыв ученицы 3 класса Прокудиной В.
«Мне очень понравился урок внеклассного чтения. На этом уроке были: игры, сценка, карта нашего путешествия, по которой мы шли весь урок и к концу урока добрались до Изумрудного города. В начале урока нам светило яркое солнышко, которое освещала наш класс и мы ему улыбались. Все ребята написали на цветочках свои идеи. Я написала, что знаю биографию А.М. Волкова и моя идея совпала с идеей моего одноклассника из другой группы. На уроке я рассказала о творчестве автора и показала ребятам презентацию. Мне очень понравилось петь песенку друзей и выполнять движения. Принимая участие в показе сценки, я играла хорошо, а особенно мне удалась сцена гибели Бастинды.
И всего, на этом уроке, не пересказать.
Было весело играть, физминутку выполнять.
Было интересно, перед классом выступать.
Было классно на вопросы, группой отвечать,
А ещё, электронный кроссворд разгадать»
КГУ «Малоубинская средняя школа»
Конспект урока
по внеклассному чтению
Тема: «Путешествие в Изумрудный город»
(по мотивам сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» )
3 класс
Выполнил: учитель начальных классов
Жогова И.Ф.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
с. Малоубинка 2013 год
Тема: «Путешествие в Изумрудный город» (по мотивам сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Цели:
Обучающие:
Вспомнить и закрепить материал по творчеству А. М. Волкова.
Учить объяснять значение новых слов, правильному построению ответов на поставленные вопросы.
Развивающие:
Развивать навыки и умения работать в группе;
Развивать монологическую речь;
Развивать умение находить главное в изученном материале;
Составлять характеристики героев.
Воспитывающие:
Прививать интерес к творчеству А.М. Волкова;
Воспитывать товарищеские отношения друг к другу;
Воспитывать душевные качества: доброту, взаимовыручку.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: корзина идей, аудио запись песни "Элли и друзей"из м/ф "Волшебник Изумрудного города" сл. И. Токмаковой, муз. И.Космачева, анимационный рисунок солнышка, презентация урока в программе Power Point, электронный кроссворд для учащихся в программе демонстрация Power Point, выставка детских рисунков «Каким я представляю себе Гудвина», выставка «Творчество А.М. Волкова», дидактический материал (карточки с заданиями), творческие работы учащихся: карта Волшебной страны, испытания героев, портрет и характеристика главных героев повести, презентации «Биография А.М. Волкова», «Творчество А.М. Волкова»; серебряные башмачки для оценивания результатов работы на урок, почта для учащихся.
Методы обучения: интерактивный, репродуктивный, игровой, инновационный, словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, методы контроля и самоконтроля.
Приемы обучения: прием «Корзина» идей, инсценирование эпизода сказочной повести, работа с электронным кроссвордом, использование средств наглядности, работа в группе по карточкам, создание проблемной ситуации.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
(1 минут)
Приветствие
Психологический настрой.
Учитель: Посмотрите внимательно в окно как ярко светит солнышко. У нас на уроке тоже есть такое солнышко. Давайте ему улыбнёмся, а теперь друг другу.
Учитель:
В одиночестве, в покое, Дремлют книжные героиНа страницах книг своих.Пробудите к жизни их!Что им маяться от скуки?Все герои любят труд!Вам друзья и карты в руки.Пусть герои оживут.
Смотрят в окно.
Улыбаются, обмениваясь хорошим настроением.
Сообщение темы и цели урока.
(3 минут)
Учитель (после слов Влады): Так приглашает нас в путешествие по Волшебной стране удивительный человек, А. М. Волков.
На уроке мы с вами отправимся в путешествие. В конце урока мы должны прийти в Изумрудный город.
Владислава: «Юный друг, мой, дай мне руку, и помчимся с тобой далеко-далеко, в Волшебную страну, которая отделена от всего мира Великой пустыней и цепью огромных гор. Там под вечно жарким солнцем обитают милые и смешные человечки – Жевуны, Мигуны, Болтуны и ещё много разных племён»
Цели:
Обучающие:
Вспомнить и закрепить материал по творчеству А. М. Волкова.
Развивающие:
-Развивать навыки и умения работать в группе;
монологическую речь;
находить главное в изученном материале;
составлять характеристики героев.
Воспитывающие:
Прививать интерес к творчеству А.М. Волкова;
воспитывать товарищеские отношения друг к другу.
Внимательно слушаю учителя.
Составляют предварительную картину деятельности на уроке.
Деление класса на группы.
Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие вам нужно узнать в какой группе вы будете работать. Для этого выберите смайлик любого цвета.
Учитель: Теперь класс разделён на группы. Каждой команде необходимо придумать знак готовности группы.
Работа в группе:
- Что необходимо знать и соблюдать при работе в группе.
- Выберите правило или правила, которые, по вашему мнению, являются главными.
Учитель: во время урока вам нам необходимо вести оценку своих достижений.
Учащиеся выбирают смайлики, и рассаживаются по командам в соответствии с цветом.
Представляют свой знак готовности группы.
Команда выбирает спикера.
Высказывает свое мнение.
Остальные спикеры дополняют ответ.
Критерии
Учитель: во время урока вам необходимо будет оценивать свои достижения, и достижения товарищей.
Полнота ответов
Грамотность
Активность
Актуализация и систематизация знаний учащихся
(3 минут)
Приём «Корзина» идей
Учитель: прежде чем отправиться в путешествия, нам нужно каждому представить, что он знает по теме урока.
Задание: запишите всё, что вы знаете по теме урока. Помните, неправильных идей нет.
Учитель: Теперь мы можем дружной компанией отправляться в путешествие по дороге выложенной жёлтым кирпичом.
Записывают индивидуально на цветочек свои идеи.
Обмен идеями в группе (выявляют, что общего).
Помещают свои идеи в общую «Корзину» идей.
Знакомство с автором сказочной повести.
(15 минут )
Жизнь и творчество А.М. Волкова
Учитель: Перед нами карта путешествия. Приглядитесь внимательно, мне кажется, что кто-то спрятал автора повести. Давайте вспомним, кто же такой А.М. Волков. Серёжа и Влада расскажите нам.
Учитель: Ребята молодцы.
«Три громких хлопка»
Выставка «Творчество А.М. Волкова»
«Три громких хлопка»
Сергей: Александр Мелентьевич Волков русский советский писатель, драматург, переводчик. Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного и портнихи. Читать научился в 3 года, но в доме отца книг было немного, и с 8 лет Саша стал мастерски переплетать соседские книги, и их читал. Волкова приняли сразу во второй класс городского училища и в 12 лет он закончил его лучшим учеником. Родители сумели дать сыну образование, он закончил городское училище, и учительский институт.Александр Волков начал работать учителем в старинном алтайском городе Колывани, а затем в родном городе Усть-Каменогорске. Человек одаренный, он 40-летним поступает на математический факультет.
Владислава: И вот здесь происходит самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича. Он большой знаток иностранных языков, решил изучить английский. И попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума "Мудрец из Страны ОЗ".
Книжка ему понравилась. Он начал пересказывать ее двум сыновьям. При этом кое-что переделывая и добавляя. Девочку стали звать Элли. Тотошка, попав в Волшебную страну, заговорил. А Мудрец из Страны Оз обрел имя - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин...
С. Я. Маршак вскоре познакомился с рукописью "Волшебника", а потом и с переводчиком, и посоветовал ему заняться литературой профессионально.
Волков прислушался к совету. "Волшебник" был издан в 1939 году. В руки нашего поколения "Волшебник Изумрудного города" попал только в начале 60-х, уже в переработанном виде, с чудесными картинками художника Л.Владимирского.
С тех пор он переиздается, чуть ли не каждый год и пользуется успехом. И юные читатели опять отправляются в путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом
Владимир:
Книги Волкова все связаны единой сюжетной линией в следующей последовательности:
Волшебник Изумрудного города.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Существует продолжение истории, написанное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это повесть «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Работа со сказочной повестью.
(15 минут)
Учитель: Смотрите ребята, на нашем пути, новое препятствие. Что это такое?
«Волшебный сундучок знаний».
«Три громких хлопка»
Артур:
Ска
·зочная по
·весть изложение событий в сказочной форме.
Изумру
·д [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1-го класса зелёного цвета.
Тронный зал – зал, где находится трон царя (короля) и проходят различные торжества.
Лоснящийся – тот, который блестит, отсвечивает.
Герои сказочной повести.
Учитель: Ребята, посмотрите на карту, кто-то спрятал наших героев в пещеру, давайте поможем им выбраться! Перечислите главных героев в той последовательности в которой они нам встречались в повести.
Портрет героев повести.
Загадки.
Учащиеся обсуждают в группе. Выбирают спикера, который защищает мнение команды.
Главные герои: Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев.
Константин:
1. Он на палочке виситИз соломы состоитКто же это отгадайте?
Быстро руки поднимайте. (Страшила)
2. Раньше жил в лесу дремучемНоги скрючив, руки скрючивВесь от ржавчины больной
Отгадайте кто такой? (Железный дровосек)
3. Как осенний лист дрожит
Очень жизнью дорожит
Будет скоро он герой
Догадайся кто такой? (Лев)
Работа в группе.
Учитель: по характеристикам угадать героя повести.
1задание:
Я иду дорогой трудной,
Но друзья помогут мне.
Город чудный Изумрудный
Засияет нам во тьме.
Лев, Страшила и Тотошка,
И Железный Дровосек –
Все шагают по дорожке
И друзья мои навек.
задание:
Он с лаем прыгал по степи, гонялся за воронами и был бесконечно доволен собой и своей маленькой хозяйкой. У него была черная шерсть, остренькие ушки и маленькие, забавно блестевшие глазки.
задание:
Мой вопрос совсем не трудный,Он про город Изумрудный.Кто там был правитель славный?Кто там был волшебник главный?
Учитель: Молодцы ребята! В очень хорошо справляетесь и дружно работаете.
«Три громких хлопка
Читают характеристику в группе.
Участвую в обсуждении, высказывая своё мнение.
Выбирают спикера.
показывают знак готовности.
Доказывают свою точку зрения, подтверждая элементами характеристики.
Карта волшебной страны.
Учитель: Посмотрите ребята, что это за непонятная местность с белыми пятнами? Но, нам нужно двигаться в перёд. Давайте заполним эти пятна и в этом нам поможет Данил.
«Три громких хлопка»
Данил: (работа по карте) .
На территории Волшебной страны существует пять крупных стран. Четыре волшебницы делили Волшебную страну, они распределили эти основные страны:
На западе – Голубая страна досталась [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и жителям страны Жевунам. На юге Ро
·зовая страна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где живут Болтуны. На востоке Фиоле
·товая страна с жителями Мигунами и волшебницей Бастиндой, на севере Жёлтая страна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В центральной части Изумрудная (Зелёная). Зелёная выступила в качестве нейтральной разделительной территории, а Страну Подземных рудокопов никто не захотел брать.
Препятствия вставшие на пути друзей.
Учитель: теперь мы знаем, где находится наш Изумрудный город, и будем преодолевать дальше препятствия. Но препятствия встали не только на нашем пути, нашем героям тоже пришлось преодолевать немало трудностей, а вот каких нам расскажет Кирилл.
«Три громких хлопка»
Учитель: Что помогло нашим героям справиться с испытаниями? А нам, что помогает.
Кирилл: Во время путешествия в изумрудный город друзья встретили препятствия:
1. попали в плен к людоеду.
2. встретили саблезубых тигров.
3. переправа через широкую реку.
4. Маковое поле.
5. Борьба с злой волшебницей Бастиндой.
Благодаря дружбе, взаимовыручке они прошли все препятствия и их желания исполнились.
Мы ещё раз убедились, что: “Самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба, и взаимная выручка”.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Физминутка
(1 мин)
Учитель: прежде чем попасть в Изумрудный город, нам нужно отдохнуть.
Выполняют танцевальные движения под песню из мультфильма «Волшебник Изумрудного города».
Закрепление знаний учащихся
(10 мин)
Учитель: Мы уже почти дошли до нашего Изумрудного города. Осталось всего одно препятствие. Посмотрите, какая большая река на нашем пути.
- Что мы можем сделать?
Игра «Стенка на стенку»
Как друзья пришли к Изумрудному городу?
Кто встретил друзей у ворот Изумрудного города?
Почему всем жителям Изумрудного города обязательно нужно было носить зелёные очки?
Высказывают своё мнение.
Учащиеся выбирают спикера, который будет задавать вопрос и кто будет отвечать.
Готовятся в группе.
Задают вопрос группе.
Оценивают ответ: зеленый смайлик – отлично, оранжевый – хорошо.
Инсценирование эпизода.
«Гибель злой Волшебницы Фиолетовой страны Бастинды»
Ученики проигрывают сцену гибели волшебницы на стилизованной сцене.
Электронный кроссворд
«Три громких хлопка»
Работаю в группе с электронными кроссвордами на ноутбуках.
Показывают знак готовности группы.
Оценка результатов урока.
(3 мин)
Рефлексия:
Учитель: В начале урока вы заполняли корзину идей? Вспомните свои идеи и товарищей.
-Ребята понравился вам урок?
-А сказочная повесть?
- У кого возникло желание прочитать другие произведения Волкова А.М.
Учитель: во время урока вам нам необходимо вести оценку своих достижений.
(таблица расположена на серебряных башмачках).
Оцените свою работу во время урока.
Проведите взаимооценку в группе.
Выставите себе итоговую оценку.
Учащиеся высказывают мнения.
1.Учащиеся заполняют таблицу.
Моя оценка
Оценка товарища
Итоговая оценка
Задание на дом.
(работа с послесловием)
(2 мин)
Учитель: Нам с вами пришла почта. Давайте откроем её и посмотри что там.
Домашнее задание будет познакомиться с содержимым письма и поделиться на следующем уроке.
«Три громких хлопка всем»
Спасибо вам за урок!
Ребята делятся предположениями, что находится в почте.
·