Литературное чтение 3 класс. А.Волков отрывок из сказки Волшебник Изумрудного города — Ураган.


Литературное чтение.
Дата «_______»____________________ _______ г.
Класс 3 «И».
Тема урока: УРАГАН. А. ВОЛКОВ (отрывок из сказки Волшебник Изумрудного города)

Цель урока: чтение и анализ отрывка «Ураган» из книги А.Волкова «Волшебник изумрудного города»; освоение учащимися понятия «фэнтези», «фантастика».
Ожидаемые результаты.
Предметные: обогащение и развитие читательского интереса к произведениям различных жанров детской литературы; формирование оценочных суждений о прочитанном.
Личностные: эмоциональное восприятие художественного содержания текста, стремление к совершенствованию собственной речи;Системно-деятельностные: рефлексия собственной деятельности
Тип урока: урок развития знаний и умений.
Оборудование, наглядность: портрет писателя Е.Волкова, презентация, раздаточный материал, иллюстрации к произведениям.
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент.
II. Введение в новую тему.
Ребята прислушайтесь.(прослушивание звука ветра).
- Что это за звук?
- Ветер.
- Сегодня мы познакомимся с одним из видов ветров, относящийся к стихийным действиям. Но для этого нам нужно будет собрать его значение.
- У каждой группы на столах лежат слова, вам нужно собрать их в предложение.
- Представитель каждой группы выходит , громко читает предложение и оформляет на доске.
- Итак, у нас получилось значение слова «Ураган».
- Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из произведения Александра Волкова, который называется «Ураган».
Слово о писателе А.М.Волкове ( 1891 - 1977 )
III. Работа с отрывком «Ураган».из книги «Волшебник Изумрудного города»
- Этот отрывок разделен на 4 части.
- У каждой группы своя часть.
- Ваша задача внимательно, вполслуха прочитать свою часть так, чтобы вы смогли ее озаглавить и кратко пересказать.
Каждая группа читает свою часть.
Опрос групп. О чем говорилось в их части. Как можно озаглавить?
Каждая группа озаглавливает свою часть.
- Ребята, мы с вами прочитали части, озаглавили их. Расставили части по порядку.
- Что у нас получилось?
- План.
- Теперь я попрошу вас выбрать себе напарника из соседней группы и кратко пересказать свою часть и выслушать пересказ своего напарника.
Дети пересказывают, после пересказа возвращаются на свои места.
- Внимательно прочитайте ту часть, которую вам пересказали.
- Обсудите в группе, все ли вам пересказали ваши напарники и выставьте одну оценку всей группе, прокомментировав свою оценку.
IV. Закрепление.
- Ребята, мы с вами познакомились с произведением. К какому жанру оно относится и почему?
- Сказка.
- А что такое сказка?
- Какие виды сказок мы с вами знаем?
- К какому виду мы можем отнести эту сказку? Почему?
- Чем эта сказка отличается от других?
- В этой сказке присутствует фантастика.
Знакомство с лексическим значением слова «Фантастика».
Это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира.
- Эта сказка относится к новому виду Сказка – фэнтези (рановидность фантастики.)
Жанр «фэнтези»
возник в первой половине 20 века в англоязычной прозе и занимает промежу-
точное положение между фантастикой и сказкой. Широко распространены книги-
фэнтези: Л.Кэррол «Алиса в стране чудес», Д.Роллинг «Гарри Поттер, Дж.Толкиен
Дж. Толкиен, Р. Говард «Хроники Нарнии» и др.
- Какие факты свидетельствуют о том, что и в тексте «Урагана» есть фантастичес-
кие явления?
(Действия злой колдуньи Гингемы; домик- фургон, взлетевший в воздух) Дальнейшие приключения Элли не менее фантастичны ).
V. Рефлексия.1. Выставление оценок за работу в своей группе.
2. Вручение смайликов особенно выделившихся.
3. Лестница успеха.
VI. Домашнее задание.
1. Прочитать отрывок из сказки «Волшебник Изумрудного города» - «Ураган».
2. Составить и записать правила безопасности при стихийном бедствии «Ураган».