Урок литературы по комедии Н.В.Гоголя «Смех – единственное честное, благородное лицо в комедии «Ревизор»
Тема урока: «Смех – единственное честное, благородное лицо в комедии «Ревизор»
Цели: 1) вскрыть социальное зло, заключенное в образе Хлестакова, и показать почву, на которой оно процветает;
2) дать понятие о жанре комедии и композиционной инверсии;
3) повторить составные части сюжета;
4) вырабатывать навыки выразительного чтения и аргументированного суждения.
На доске:
Комедия – это драматический жанр, в котором характеры и действие представлены в смешных формах, рассчитаны на создание комического эффекта. Комедия предполагает осмеяние недолжного, не соответствующего норме.
Оборудование и материалы: диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Русская литература 8-9 класс»
Примечание: в названии урока слово «СМЕХ» учащиеся дописывают в конце урока, когда приходят к такому выводу и поэтому запись темы урока на доске или в в презентации в начале урока должна выглядеть следующим образом «.. - единственное честное, благородное лицо в комедии «Ревизор».
Ход урока
1. Слово учителя
- Сегодня мы познакомимся с бессмертным произведением Н.В.Гоголя – комедией «Ревизор».
-А что такое комедия? (Запись в тетрадях)
-В чем же бессмертие этой комедии?
В том, что многое из изображенного в ней не изменилось, большинство недостатков имеют место и в наши дни.
- Так хорошо или плохо, что она бессмертна? (Плохо)
- А хорошо потому, что с ее помощью мы можем бороться со злом.
2. История создания комедии
3. Проверка домашнего задания.
Вы должны были прочитать комедию «Ревизор». Ответьте на следующие вопросы:
- Как называется город, в котором происходят события пьесы?
- А почему Гоголь не назвал точного места, где происходит действие пьесы?
(Он имел в виду не один какой-то город, а всю царскую Россию, не одного плохого городничего, а весь бюрократический чиновничий аппарат страны)
- Давайте совершим небольшую экскурсию по городу. Каким предстал перед нами этот провинциальный городок? ( Грязный, везде беспорядок.И этот беспорядок не только на улицах, но и в учреждениях)
-Что вы узнали о влиятельных лицах этого городка? Почему их так сильно напугала весть о ревизоре? (Потому что погрязли в грехах, боятся возмездия)
-В чем каждый из них грешен? (Проверка домашнего письменного задания)
4. Просмотр фрагмента кинофильма «Инкогнито из Петербурга»
5 Анализ произведения
- Почему городничий , весьма неглупый человек, так быстро поверил , что Хлестаков –ревизор?
(Слишком грешен, слишком трясется за свою шкуру, чтобы не поверить и не испугаться. Недаром русская пословица гласит: «У страха глаза велики»)
- А на что тогда надеются Городничий и чиновники? ( Что откупятся деньгами, пышными обедами и т.д..Свою философию Городничий излагает следующим образом: « Нет человека, который бы за собою не имел грехов. Это уж так самим богом устроено»)
- Что вы считаете кульминационным в этом произведении? (Сцену вранья)
6.Чтение по ролям
7. Просмотр фрагмента кинофильма «Инкогнито из Петербурга»
- Каким предстал Хлестаков перед нами? Что вы можете о нем рассказать?
(пустомеля, ничтожный, невежественный, легкомысленный, чванливый, старается себя показать значительнее того, чем он есть на самом деле)
- Что явилось развязкой всей этой комедии?
( вначале письмо Хлестакова, затем известие о прибытии в город настоящего ревизора)
- Ребята, над чем вы смеялись, когда читали эту комедию?
- А от чего вам было грустно?
( оттого что такие беспорядки, как взяточничество, казнократство, чинопочитание, подхалимство существуют и в наши дни. Мы каждый день сталкиваемся с такими явлениями и нам становится страшно, что нас окружают ляпкины-тяпкины, земляники, хлоповы, городничие. И хлестаковых много среди нас.
- Но неужели нет ни одного положительного лица в этой комедии?
Его нет на сцене, но он все же присутствует. Что вы делаете, когда слушаете или читаете комедию?
- Смех и есть положительный герой комедии. Вот как высказался об этом сам Н.В.Гоголь:
«Мне жаль , что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе Это честное , благородное лицо был – смех»
Этот грозный гоголевский смех разоблачалне только произвол городничих и пустоту Хлестаковых, но и весь самодержавно- крепостнический строй царской России.
Вот почему так по-разному была принята пьеса Гоголя зрителями
(зачитать отрывок из книги)
- Давайте мы с вами допишем название нашего сегодняшнего урока (в название урока добавляется слово «СМЕХ»).
8. В заключение
- Как вы заметили, что смех в «Ревизоре» разный по своему характеру. Иногда это шутливо-добродушный смех, а иногда – смех сквозь слезы, горькая ирония. Но было бы ошибкой думать, что столь смешная комедия написана для того, чтобы повеселить нас, читателей. Напротив, она призывает задуматься над многими вещами. И задуматься серьезно.
9. Проверка индивидуальных домашних работ.
- Нескольким учащимся я дала задание прокомментировать слова Гоголя «Каждый хоть на минуту делался Хлестаковым». Давайте послушаем.
10.Разъяснение понятия «композиционная инверсия в комедии «Ревизор».
11. Домашнее задание: прочитать повесть Гоголя «Шинель»
12. Тестирование.
15