Конспект урока по произведению А. Беляева Голова профессора Доуэля (5 класс)

Учитель русского языка и литературы
МАОУ Мулянская средняя школа
Сидорова Марина Анатольевна
Конспект урока литературы в 5б классе по произведению А. Беляева «Голова профессора Доуэля»
(в форме технологической карты).
Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика»
Рабочее название урока: Злые и добрые волшебники науки.
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока


На данном уроке: дать понять учащимся, что научно-фантастический роман призван решать нравственные проблемы, стоящие перед человечеством.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.
1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.























2. Анализ текста.


































































- Наверное, все вы читали сказки. Там есть добрые и злые герои. Одни представляют Добро, другие – Зло. Если бы мы определяли произведение «Голова профессора Доуэля» как сказку, то кто в ней представлял бы сторону добра? (Мари Лоран, Артур, профессор Доуэль). А кто – сторону зла? (Профессор Керн).
- Скажите, можно ли сравнить учёных с волшебниками? (Можно).
- Почему? (Они делают то, что не могут делать обычные люди, они в состоянии изменить мир, уничтожить его).
- Если бывают злые и добрые волшебники, то могут ли быть злые и добрые учёные (Конечно).
Формулируем тему урока:
Добрые и злые волшебники науки. Слайд 1.
Как вы думаете, что будет конечным результатом нашей работы? Определите цель урока. Исходя из цели, сформулируем учебные задачи:
проанализировать отдельные главы романа;
сравнить двух учёных, выявить их качества;
определить проблемы, которые поднимает автор, актуальность произведения;
сформулировать свою точку зрения на роман. Слайд 2.
- Предлагаю Вам рассмотреть ключевые понятия темы урока: «добрый», «злой», «волшебник». Слайды 3, 4, 5.
- На какой период приходится развитие научно-технического прогресса?
- Докажите на основе прочитанных вами глав, что «Голова профессора Доуэля» - научно-фантастический роман. (Вспомнить признаки научно-фантастического романа и сопоставить с произведением).
- Героем научной фантастики часто является учёный, профессор. Вспомним профессоров Челленджера и Саммерли из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир». Такой герой, как и сама наука, которой он служит, может или стремиться к добру и счастью человечества, или мечтать об уничтожении одной половины человечества во имя другой, преследовать личные цели, видеть в науке средство для достижения славы, власти.
- Какие, на ваш взгляд, критерии можно использовать для сравнения этих учёных? Слайд 6.
- Перед вами портреты профессора Доуэля и профессора Керна. Как вы думаете, какие именно фрагменты текста изображены на слайдах? Слайды 7, 8.
- В чём же была разница между профессором Доуэлем и профессором Керном?
- Опишите их внешность, используя материалы учебника на стр. 110, 113. Слайд 9. На основании портретов Доуэля и Керна докажите разницу между этими людьми. Сопоставляя этих двух учёных, мы сопоставляем не талант и бездарность (это было бы проще всего), а двух одарённых, умных людей. Ведь то, что совершил Керн как учёный, невероятно сложно, даже если воспользоваться чужими знаниями. Недаром Керн был первым ассистентом Доуэля. Слайд 10.
- Какова же цель Доуэля и Керна? (работа в тетрадях, заполнение таблицы под литературными портретами).
Цель Доуэля – развитие науки на благо человечества, борьба со смертью. Почему Доуэль помогает Керну довести эксперимент до конца? Опять-таки во имя высших целей: его открытие должно принести пользу людям, неважно, чьим именем будет подписан научный труд.
Цель Керна – обрести личную славу. Ради этого он готов на всё: украсть записи Доуэля, убить его самого, пытать беспомощную голову. Самое главное – сделать себе имя. Этому служат все возможные средства. Здесь полезно обратиться к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Как одно подходит к другому! Какой солидный облик у кабинета! Так и должно быть у настоящего учёного. Только всё-таки веет от этой комнаты и профессорского облика чем-то мрачным, и это сразу настораживает героиню.
- Что ими может двигать? Давайте попробуем определить, какими чертами характера они обладали. Сопоставление портретов Доуэля и Керна. Слайды 11, 12, 13.
Злые учёные (волшебники от науки)
Власть, слава, материальное богатство, вера в собственную исключительность, отношение к работе, как к самому главному в своей жизни (важнее семьи, детей, Родины), трудолюбие, гордыня (гипертрофированное, то есть слишком большое самолюбие).
Добрые учёные (волшебники).
Трудолюбие, отношение к работе, как к самому главному в жизни, любовь к семье, к детям, к Родине, желание сделать мир лучше, самолюбие, понимание смысла своего дела.
- Отметьте те качества, о которых ещё не было сказано.
- Прочитайте, пожалуйста, отрывок из романа (стр. 117-118) от слов «Прошлую ночь Лоран видела во сне» до конца главы. Какая проблема здесь раскрывается автором?
- А теперь на основе сказанного попробуем определить и сформулировать проблемы, которые поднимает автор в романе. Слайд 14.
- Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн?
Материалы для учителя:
В качестве возможного ответа на этот вопрос приведём слова
Шерлока Холмса, произнесённые им в известном рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...». Наука – очень опасное оружие в преступных руках. Слайд 15.
- Скажите, могут ли быть такие знания, которые для человечества опасны? От которых больше вреда, чем пользы (ответы детей).
- Можете ли вы предположить, что существовали открытия, которые учёные прятали от общества? И если да, то почему? (Общество к ним было не готово). Слайд 16.
Давайте проведём совместную работу: берём области науки и стараемся отобразить вред и пользу каждой из них. Слайд 17.
(Например:
Атомная энергия (атомная электростанция, атомная бомба)
Электричество (свет в домах, бытовые приборы – удар электрического тока, вред от гидроэлектростанций).
и т.д.)
Учащиеся приводят свои примеры пользы и вреда науки.
- Когда врач получал диплом, начиная с древнегреческих времён, он должен был давать «клятву Гиппократа» - своеобразный кодекс чести врача – что он может делать, а что он, что бы ни случилось, делать не может. Слайд 18.
- Какие пункты нарушает Керн как врач, как человек?
- Гиппократ сравнивал деятельность врача со свечой: «Сгорая сам, свети другим». Кто из врачей, Доуэль или Керн, жил и работал по этому девизу? Можно ли таким людям, как Керн, доверять научные открытия?
- О чём же предупреждал нас в романе А. Беляев?
Давайте предположим, что нам поручили составить клятву учёного, его кодекс чести. Какие пункты вы бы в него включили? (индивидуальное задание с последующей проверкой). Слайд 19. Можно это задание предложить на дом для тех, кто планирует посвятить свою жизнь служению медицине.


III. Итог урока.
Мы определили задачи, которые ставит перед собой научно-приключенческий роман и составили кодекс чести учёного.
- Предлагаю вернуться к учебным задачам и отрефлексировать, всё ли нам удалось выполнить?
- Я предлагаю вам, используя методику незаконченного предложения, высказать свою точку зрения по изученному произведению. Слайд 20.



IV. Домашнее задание.

Напишите эссе на одну из предложенных тем:
1. Может ли наука служить злу?
2. Каким должен быть настоящий учёный?
3. Предупреждение Александра Беляева.
4. О чём заставил меня задуматься роман А. Беляева?.