Технологическая карта к уроку литературного чтения на тему Мюнхаузен и его слушатели ( 2 класс)
Технологическая карта урока
Учитель
Лилия Владимировна Моисеева
Учебный предмет
Литературное чтение
Автор учебника
Т. С. Троицкая, О. Е. Петухова
Класс
2 класс
Тема урока
«Мюнхаузен и его слушатели», работа по главам «Восьминогий заяц» и «Чудесная куртка» (по книге Эриха Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)
Тип урока
Изучение нового материала
Тема урока
«Мюнхаузен и его слушатели», работа по главам «Восьминогий заяц» и «Чудесная куртка» (по книге Эриха Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)
Кол-во учебных часов
1
Планируемые результаты
Предметные результаты
Личностные и метапредметные результаты
- формирование умения подтверждать своё мнение текстом;
- формирование умения находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- формирование умения выделять в тексте обращение;
- формирование умения сравнивать несколько текстов (главы одного произведения) с целью выявления общего и отличного.
- формирование умения выражать и аргументировать свою точку зрения, соотносить её с версией другого; (М)
- формирование умения обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; (М)
- развитие умения использовать знаково-символические средства; (М)
- понять, как работать над своей историей, чтобы она была похожа на главу из книги Эриха Распэ. (Л)
- формирование чувства ответчивости (помочь другому для его результата) (Л)
Основной тезаурус уроков
Предисловие, вступление, концовка, обращение, слушатели, читатели, правдивость
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Изобразительное искусство (образ барона Мюнхаузена, работа с иллюстрациями);
Окружающий мир (животный мир, явления природы, закономерности, физические явления)
- фронтальная;
- парная;
- творческая (разыгрывание сценки)
Рабочая тетрадь Т. С. Троицкой, О. Е. Петуховой «Врун, фантазёр, мечтатель?» (по книге Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»; книга
«Приключения барона Мюнхаузена» в пересказе К. Чуковского
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха
Цель: заинтересовать обучающихся новым исследованием (найти «секреты» (правила) историй о Мюнхаузене в новых главах)
Прогнозирование по названиям новых глав; обобщение опыта работы с предыдущими главами.
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи
Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания
Диагностические задания, результаты деятельности учеников
1. Актуализация знаний учащихся
Цель: вспомнить и обсудить с помощью схемы какие находки (правила построения глав) уже удалось обнаружить в главах Э. Распэ на предыдущих уроках
- Прочитайте главы «Восьминогий заяц» и «Чудесная куртка» одну за другой, подряд. Проверьте, можно ли объединить эти главы в одну главу.
- Найдите в этих главах слова и предложения, которые связывают эти главы. Отметьте в тексте.
- Проверьте, есть ли такая связь между другими главами.
- Как вы думаете, можно ли главы в книге о Мюнхаузене поменять местами?
-Рассмотрите схему. Как вы её понимаете? К каким главам она подойдёт?
-Найдите и отметьте в разных главах слова и предложения, которые связывают главы между собой (работа в группах).
III этап. Организация и самоорганизация познавательной деятельности обучающихся
Урочная деятельность
Цель: 1)найти новые «секреты» (правила), по которым строятся главы в книге о бароне Мюнхаузене;
2) анализ и сравнение нескольких глав по найденным правилам;
3) выяснить роль обращения к слушателям в главах книги Э. Распэ.
- Найдите и отметьте в главах «Восьминогий заяц» и «Чудесная куртка» обращение Мюнхаузена к слушателям.
- Помните ли вы, что Мюнхаузен – это седой старичок, который сидит у камина и рассказывает о своих приключениях, а его слушатели смеются ему прямо в глаза? Когда первый раз удалось представить себе эту сцену? Перечитайте ещё раз предисловие к книжке, чтобы вспомнить про это.
- Понятно ли нам, читателям, как реагировали слушатели на рассказы Мюнхаузена?
- разыграйте сценку « Мюнхаузен рассказывает свои истории» по по главе «Чудесная куртка».
- Подтвердите своё мнение текстом.
- Работа с иллюстрациями (детские и книжные)
- Разыгрывание сценки.
- Как вы думаете, для чего Мюнхаузен обращается к слушателям в этих и других главах? (обсуждение вариантов, предложенных авторами в рабочей тетради). Работа в группах.
- Как мог бы Мюнхаузен обратиться к слушателям в ваших историях? Вы можете помочь друг другу (подсказать варианты для историй других детей)
Внеурочная деятельность
Цель: доработать и оформить свою историю и иллюстрацию для сборника детских работ
Оформление своего текста (письменный вариант или печатный), придумывание иллюстрации к своей истории
Сборник детских работ (текст и иллюстрация)
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности
Цель: формировать умения контроля и самоконтроля
Учитель задет вопросы:
- Какие открытия вам удалось сделать в классе по этим главам?
- Кто помог продвинуться в понимании?
- Кто внимательно работал с текстами (доказывал, находил ответы по тексту)?
- Что удивило вас как читателя?
Домашнее задание: 1) главу «Конь на столе» прочитать самостоятельно; 2) постараться придумать обращения к слушателям для своей истории или для истории другого ребёнка (доработать историю).
15