Самоанализ педагогической деятельности учителя математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска гимназии №12 Моториной Жанны Ивановны
Самоанализ
педагогической деятельности учителя математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска гимназии №12
Моториной Жанны Ивановны
Работая над темой самообразования, я пришла к следующему выводу: формирование и развитие творческого мышления, прочных математических знаний – основополагающие принципы обучения.
Раскрыть творческий потенциал в ребенке может только творческая личность, поэтому я, прежде всего, ищу творческое начало в себе, и это помогает мне увидеть и раскрыть творческое начало в детях. Поэтому поставленную перед собой цель «Развитие собственного творческого потенциала как основного фактора для развития творчества в учащихся» реализую через следующие задачи:
Повышение собственного творческого потенциала: развитие гибкости, нестандартности мышления, отказ от консерватизма, поиск новых оптимальных решений через рефлексию, самообразование, саморазвитие.
Формирование и развитие творческих задатков учащихся как одного из основных факторов эффективной адаптации к условиям социума.
На реализацию поставленной цели и задач направлена вся система моей педагогической деятельности.
Общепризнанно, что математика является самым сложным предметом курса средней школы - и по количеству затрачиваемого времени, усилий и нервной энергии, и по объему материала и сложности привыкания, запоминания формул и теорем, и по необходимости выработки усидчивости, упорства, силы воли. Но все это невозможно без серьёзного отношения к предмету, без осознания его важности и необходимости учиться.
Нельзя сказать, что у меня выработалась система работы, т.к. она постоянно меняется, меняются дети, меняюсь я, меняются требования общества к образованию, поэтому нельзя работать так, как ты привык раньше. Просто учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом, наверное, и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их, это позволит детям не только осознано владеть школьной программой, но и продвинуться по пути формирования своей личности.
Работая учителем математики гимназии №12, соблюдаю нормативно - законодательную базу в области образования. Строю педагогическую практику в соответствии с Уставом гимназии.
Для обучения математике (модуль алгебра) в 7-11 классах в гимназии №12 выбран учебник А. Г. Мордковича. Считаю, что преподавание предмета по указанному учебнику несколько облегчает работу учителя, поскольку изложение материала доступное, зачастую сопровождаемое непривычными для математической рутинной лексики оборотами, и, пропустивший занятие обучающийся, легко разберется в новом материале. Рабочая программа по математике составлена на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
В 10 и 11 профильных классах работаю по учебнику «Алгебра и начала анализа 10 и 11 класс», учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы Мордкович А. Г, Семёнов П. В., Мнемозина 2009 г.
При изучении математики (модуль геометрия) использую учебник для 7-9 классов и для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, и др. – М: «Просвещение», 2012 г.
Рабочая программа по математике для 7- 11 классов составлена на основе авторской программы по алгебре Мордкович А. Г и на основе авторской программы по геометрии Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, и др. в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, содействует сохранению единого образовательного пространства.
В 2013-2014 учебном году работаю в 5-х классах, где преподавание математики ведется с учетом требований ФГОС основного общего образования. Выбран учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И.
Для работы по этой программе в 2013г. прошла обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе «Изучение предмета «Математика» с учетом требований ФГОС основного общего образования» в объеме 108ч. в Куйбышевском филиале ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». В рамках данной программы рассматривались концептуальные основы новых образовательных стандартов, специфика системно-деятельностного подхода, методика формирования планируемых результатов по предмету «Математика».
Выбор методической темы «Применение современных образовательных технологий при обучении математики» обусловлен тем, что активное преобразование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. На данный момент, одной из важнейших стратегических задач в данном направлении, является создание образовательной среды, основанной на принципах гуманистической педагогики, отвечающей запросам формирования всесторонне развитой, грамотной, инициативной личности, способной творчески мыслить и решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества, выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни.
Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.
В своей педагогической деятельности применяю:
технологию организации проектной деятельности обучающихся;
технологию дифференцированного обучения;
технологию проблемного обучения;
технологию оценивания учебных успехов;
информационно - коммуникационные технологии.
Основными целями обучения математики выделяю для себя следующие:
Обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике
Формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).
В последнее время особое внимание уделяю технологии развивающего обучения. В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л.С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.
Под развивающим обучением, по мнению В.В. Давыдова, подразумевается активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Что представляет собой наука математика? Зачем она нужна? Кто из учителей математики не получал подобных вопросов, особенно на последней ступени обучения, в 10-11 классах? И каждый раз ответ на такой вопрос будет разным, в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира. Создание комфортных, благоприятных условий для роста, воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей - моё педагогическое кредо. Как творчески работающий учитель, рационально использую каждую минуту урока, даю прочные знания обучающимся. Мои уроки проходят в деловой обстановке, все учащиеся включены в активную познавательную деятельность, при подготовке продумываю все этапы занятия, деятельность каждого обучающегося. Реализуя здоровьесберегающие технологии, в среднем звене на уроках своевременно проводятся физкультминутки, дозировано проводится работа с интерактивной доской. С целью создания развивающей среды подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся. Стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика.
Для организации самостоятельных, проверочных и контрольных работ использую дополнительную рекомендованную литературу и собственные разработки.
Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. В каждом классном коллективе найдется 2-3 ученика, которые раньше других справляются с поставленными задачами, предлагают разные способы решения задач, выделяются из основной группы обучающихся своей заинтересованностью, неослабевающим вниманием. Такие дети требуют особого подхода. При подготовке к урокам, обязательно продумываю, как увлечь таких ребят, какое дополнительное задание подготовить каждому успешному ученику, ведь именно среди них - призеры НПК, победители олимпиад. Собирая таких ребят в группы по параллелям, мы решаем с ними задачи повышенной сложности, олимпиадные задания, готовим проекты для участия в НПК и различных конкурсах, проводим математические бои, интеллектуальные игры.
Предметом познавательного интереса школьников всегда являются новые познания о мире. Вот почему тщательный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях являются важнейшим звеном формирования устойчивого интереса к учению.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданное новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно является стимулом интереса ученика к познанию.
Ориентируясь на концепцию профильного образования, работаю над расширением выбора содержания материала. Для формирования у учащихся различных форм мышления: логического, алгебраического, алгоритмического использую разработанную мною программу элективного курса «Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметрами» (10, 11 классы). Разработанная мною программа элективного курса даёт возможность научить гимназистов работать с нестандартными решениями, позволяет развивать способности личности к математической деятельности. Программы элективных курсов составляю сама с учетом рекомендаций и готовых программ.
На успешность деятельности учителя влияет качество материально-технической базы. Кабинет оборудован SMART доской, которая регулярно используется мною на уроках. Использование технических средств позволяет мне рационально использовать время урока, выдавать большой объём информации за короткое время, быстро менять виды деятельности на уроке, что даёт возможность не только научить учащихся на базовом уровне, но и развивать их творческие способности. Мои ученики создают презентации в Power Point по изученной теме, интерактивные сообщения, строят графики функций в системе Math Cad и т.д. Применение информационных технологий позволяет проектировать уроки математики не похожие друг на друга. Это чувство постоянной новизны также способствует формированию мотивации к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.
Для кабинета математики мною создана материально-техническая база: различная научная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною разработаны учебно-методические комплексы для контроля и коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» (5 класс); «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Умножение и деление обыкновенных дробей» (5 класс); зачётных материалов по геометрии «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника», а также материалы для устного счета по всем курсам математики. Материально-техническое оснащение кабинета позволяет учащимся пользоваться электронными библиотеками, интернет - ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников.
Подготовка к уроку, наверное, самый сложный этап учительской работы, необходимо определить место урока в изучаемой теме, задачу конкретного урока, определить наиболее удачную организационную форму, подобрать посильные и интересные задания, продумать все этапы деятельности каждого ученика, просчитать время на каждый вид деятельности на уроке. Этот этап я начинаю с анализа предыдущего урока: проверки домашнего задания, отбора содержания материала, материал распределяю по блокам
задания для устной работы;
подготовительные задания для восприятия нового материала;
задания для отработки полученных знаний;
творческие задания проблемного характера;
задания на повторение.
С помощью схем, таблиц, алгоритмов обучающиеся легче усваивают материал, особенно, если составляют их самостоятельно, поэтому представляю учебный материал именно в таком формате. Чтобы реализовать требования стандартов второго поколения важно знать, какими должны быть критерии результативности урока. Для выработки чёткости в подаче научного материала организую деятельность следующим образом:
1 Цели урока задаю с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Использую технологию диалога, обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Эффективно (адекватно цели урока) сочетаю репродуктивную и проблемную формы обучения, учу детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаю задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи.
9. Специально планирую коммуникативные задачи урока.
10. Принимаю и поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и другие виды взаимодействия)
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету. На средней ступени обучения включаю в урок игровой момент, старинные задачи, исторический и занимательный материал; на старшей ступени – проблемная ситуация, исследовательская работа, самостоятельное математическое творчество. Задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы. На уроках сочетаю групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.
При работе со слабоуспевающими важно на начальном этапе выявить причину отставания, часто причиной являются пропущенные уроки, неизученный материал. Пробелы в знаниях накапливаются, и ученик переходит в разряд неуспевающих.
Но, ни для кого не секрет что для некоторых детей изучение математики – большая проблема, при работе с такими детьми применяю следующие приемы:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
предложения учащимся примерного плана ответа;
разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Необходимо поддерживать постоянную связь с родителями слабоуспевающих детей, помочь им справиться со сложившейся ситуацией, сделать все возможное, чтобы привлечь такого ребенка к работе. Как классный руководитель, и как учитель-предметник даю родителям следующие советы:
Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ, поэтому в курсе последних событий в образовании. В межаттестационный период регулярно повышаю свою квалификацию:
2013г. Куйбышевский филиал ФГБОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по курсу «Изучение предмета «Математика» с учетом требований ФГОС основного общего образования» (108ч.);
2011г. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «Ай Ти» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике» (108 ч);
2011г. В рамках Всероссийской конференции обучающихся «Национальное Достояние России», в ДДО «Непецино» Управления делами Президента РФ, курс повышения квалификации по теме: «Государство, общество, образование», (36ч.);
2011г. Получила сертификат об участии в семинаре «Интерактивное оборудование SMART Tehnologies» , включающий теоретические и практические занятия по теме: «Создание образовательного контента»;
2010г. В рамках Всероссийской конференции обучающихся «Национальное Достояние России», в ДДО «Непецино» Управления делами Президента РФ, курс повышения квалификации по теме: «Взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии личности в современных условиях», (36ч.).
2010г. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НГПУ» по теме «Повышение профессионализма учителя математики в условиях перехода к новым формам аттестации учащихся и педагогов»(72ч.)
Полученными на курсах знаниями, своими методическими находками делюсь с коллегами.
Свой опыт работы представляла на:
1) Региональном семинаре «Присвоение статуса образцовой школы СМАРТ гимназии №12», открытый урок в 10 классе: «Использование математической панели Match Tools», в 2011 году.
2) Региональном научно-практическом семинаре «ИКТ в математическом образовании школьников в контексте требований ФГОС», мастер-класс для коллег «Применение математической панели Match Tools в обучении математике», в 2012 году
3) Открытый урок алгебры в 7 классе разместила на сайте ЭОР «Графические методы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в 2011 году.
4) Районном семинаре учителей математики «Использование ИКТ в реализации деятельностного подхода на уроках математики», открытый урок в 9 классе «Функции и графики», в 2010 году
5) Мною опубликована статья «Повышение квалификации педагога в условиях реформирования системы образования: проблемы и перспективы», Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое образование в современных условиях» (24-25 октября 2012 года)/ под науч. ред. Н.Д. Жидкова, ред. А.А. Куруленок; Куйб. фил. Новсиб. гос. пед. ун-та – Новосибирск: Немо Пресс, 2012. – С. 222-226.
Приобретая профессиональные навыки, убедилась, что совместный тандем «учитель - ученик» предполагает полное человеческое равноправие, как в образовательном процессе, так и в межличностных отношениях. Применяемые мной методы обучения, основанные на уважении к личности учащегося, способствуют развитию демократичных отношений между учеником и учителем, формируют у учащихся чувство собственного достоинства.
Считаю, что большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: математические игры, викторины, вечера, провожу математические недели, олимпиады, веду факультативные и элективные курсы. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том числе и научно-исследовательскую деятельность.
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольная работа, самостоятельная работа дифференцированного характера, зачеты, тестирования. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце – итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс. Мои ученики всегда знают критерии выставления оценок, имеют возможность исправить оценку. Отметка стимулирует ученика на дальнейшие успехи. При проведении письменной работы ученик заранее знает, какой объем работы нужно выполнить для получения «5», «4», «3». Высоко оцениваю умение логически мыслить, глубокое понимание изучаемого материала. За успешное творческое решение, за умный, вовремя поставленный вопрос – ученик получает оценку «5». Поурочная оценка знаний, важный стимул активной деятельности учащихся. Вместе с тем ученики знают: отметка – это не показатель ума или личностных качеств ученика. Стремление получить отметку не является главным. Главной задачей современного процесса обучения является подготовка образованной творческой личности, способной к самообразованию и непрерывному развитию.
Работая в старших классах, я чувствую за собой огромную ответственность: как мои дети-выпускники сдадут экзамен, подготовлены ли они психологически к испытанию, не растеряются ли, подтвердят ли претенденты на медали свои оценки, и затем - поступят ли в то учреждение, в которое планировали, смогут ли социализироваться в обществе, найдут ли свое место.
Моя педагогическая деятельность даёт положительные результаты. Среди учащихся нет неуспевающих по математике. Абсолютная успеваемость составляет 100% во всех классах. В выпускных классах в 2013 году качественная успеваемость 53.3% в филологическом классе и 65,38% в экономическом. (Приложение 1)
В 2010- 2011 учебном году подготовила 94 обучающихся (9а,9б,9в,9г класс) к ГИА с высокими результатами.
В 2009-2010 учебном году ГИА сдавали 26 обучающихся, подготовленных мною. Абсолютная успеваемость составила 100%, качественная-92%. (Приложение 2)
Ежегодно мои ученики являются призёрами районной научно практической конференции школьников и участниками городской научно практической конференции (Приложение 6)
Класс
Тема
Место
2008-2009
6
«Приемы устного счета»
1 место в
районе
2008-2009
7
« Геометрия зрения»
2 место в
районе
2011-2012
10
«Проблема четырех красок»
1 место в
районе
2012-2013
8
«Графы в моей родословной»
2 место в
районе
Ребята с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, турнирах. Так, в 2009 году один из моих учеников вошел в «Золотую сотню» лауреатов Всероссийского конкурса по математике «Кенгуру», получил диплом и памятный подарок. В 2013 году 50% обучающихся в моем классе приняли участие во Всероссийском открытом турнире «Пони». В 2010 и в 2011 году мною подготовленные дети заочно прошли отборочный тур и были приглашены в Москву для участия в очном туре, в результате стали победителями 4 и 5 Всероссийского открытого конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России», получили дипломы 2 и 3 степени.
По результатам внешней экспертизы при выполнении диагностической работы в 2012-2013 учебном году 95,45% учащихся 8а класса выполнили от 70% до 100% работы, уровень обученности в классе составляет 86,36% (выполнили работу на «5» и «4» - 19 человек из 22, на «3»-3 человека). (Приложение 3)
В 2013 году обучала математике учащихся 11г и 11э классов. В 11 а - гуманитарный профиль, в 11э социально-экономический профиль, учащиеся 11 э класса изучали математику на профильном уровне. На ЕГЭ в 2013 году все мои учащиеся справились с работой и показали высокие баллы: в 11г классе средний балл 48,4; в социально экономическом классе средний балл 55,5. Средний балл у моих учащихся выше среднего балла по НСО (который составляет 49 баллов), по городу Новосибирску (51 балл) и по Калининскому району (47,4 балла). Среди моих выпускников наивысший балл в этом году-79. (Приложение 4)
Я была классным руководителем выпускного экономического класса. Все ученики этого класса поступили вузы. 36% из них на бюджет, двое – в НГУ, на технические специальности. Успешность моя в полной мере зависит от успешности моих учеников. (Приложение 5)
Чтобы быть успешным в жизни, недостаточно только владеть знаниями. Необходимо также уметь общаться с людьми, доказывать свою состоятельность – то есть быть социализированным. Поэтому помимо развивающей функции уроков математики в классах с углубленным изучением, учитель должен помнить и о процессах социализации личности одаренного ребенка, ведь это тоже одна из важных проблем.
Успех обучения в значительной мере определяется состоянием психологического комфорта, раскованностью, которые присутствуют на моих занятиях. Это обеспечивает непринужденность общения, свободу обмена мнениями. Я толерантно и уважительно отношусь к различным мнениям, идеям учащихся. Знаю особенности каждого ученика, подчеркиваю их достоинства, отмечаю все положительные моменты. Похвала сильнее других приемов влияет на воспитание личности человека, поддерживает его в стремлении к успеху.
У выпускников гимназии сформированы трудолюбие, культура, умение общаться, безопасное поведение.
Основными направлениями в воспитательной работе с учащимися 5-11 классов считаю:
формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;
развитие самосознания и культуры самовоспитания;
приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности.
формирование общечеловеческих нравственных ценностей.
Необходимо научить ребенка опираться в своем поведении на систему обязанностей и прав человека, принятую в обществе и государстве; ввести в его систему личностных смыслов понимание того, что только в условиях их соблюдения будущий гражданин почувствует себя свободным и защищенным; аккумулировать такую образовательную среду, которая снабжает школьников разнообразным опытом взаимодействия с социумом (самопознания, самоорганизации, самовоспитания, формирующих реальную позитивную самооценку своих сил и возможностей), опытом, основанным на самодеятельности взрослеющего человека, обогащающего и расширяющего границы социального пространства его личности.
В дальнейшем я планирую описать свой опыт работы по организации детского коллектива в методическом пособии «Особенности развития подросткового коллектива в условиях гимназии». Создать личный сайт учителя для свободного общения с коллегами из других регионов с целью повышения кругозора и обмена опытом.
Приложение № 1
Уровень подготовки по математике моих выпускников 2013 года
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Моя педагогическая деятельность даёт положительные результаты. Среди учащихся нет неуспевающих по математике. Абсолютная успеваемость составляет 100% во всех классах. В выпускных классах в 2013 году качественная успеваемость 53.3% в гуманитарном классе и 65,38 % в экономическом.
Приложение № 2
Диаграмма успеваемости выпускников 9 класса по результатам ГИА
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В 2009-2010 учебном году ГИА сдавали 26 моих обучающихся. Абсолютная успеваемость составила 100%, качественная-92%.
В 2010- 2011 учебном году подготовила 94 человек (9а, 9б, 9в, 9г класса) к ГИА. Качество обученности составило 96 %, абсолютная успеваемость - 100%. В процентном отношении оценок «5» - 69%, что является очень высоким показателем, свидетельствующем о качестве процесса обучения.
Качество образования выросло благодаря применению, по моему мнению, технологии развивающего обучения.
Приложение № 3
Результаты диагностической работы в 8 классе
(внешняя экспертиза)
Результаты теста
Количество человек
%
Приняли участие в тестировании, всего
22
100%
Результативность
От 70% до 100%
21
95,45%
От 45%до 69%
0
0,00%
Менее 45%
1
4,55%
Качество обученности
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
По результатам внешней экспертизы при выполнении диагностической работы в 2012-2013 учебном году 95,45% учащихся 8а класса выполнили от 70% до 100% работы, уровень обученности в классе составляет 86,36% (выполнили работу на «5» и «4» - 19 человек из 22, на «3»-3 человека).
Приложение № 4
Результаты ЕГЭ по математике в 2013 году
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
На ЕГЭ в 2013 году все мои учащиеся справились с работой и показали высокие баллы: в 11г классе средний балл - 48,4; в социально - экономическом классе средний балл 55,5. Средний балл у моих учащихся выше среднего балла по НСО (который составляет 49 баллов), по городу Новосибирску (51 балл) и по Калининскому району (47,4 балла).
Root Entry