Технологическая карта по литературному чтению на тему: Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс 4 Предмет литературное чтение Тип урока комбинированный урок
ТЕМА Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»)
Цели (для учителя)
Образовательные: учить определять, сравнивать научно-популярный текст от художественного текста; дать представление о истории создания «Золотого ключика, или Приключения Буратино».
Развивающие: развивать наблюдательность, устную речь, внимание; учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений; воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию, и мотивации к познанию нового; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: письменно формулировать ответы на вопросы; извлечение необходимой информации из произведения, определение основной и второстепенной информации; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; добывать новые знания: поиск и выделение необходимой информации, находить ответы на вопросы, используя текст; определять тему и главную мысль в микротексте (в каждой части), «сжимать» объем полученной информации; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; умение формулировать выводы, опираясь на прочитанное, определять значимость полученной информации для себя.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; выразительное чтение и пересказ текста; оформление своих мыслей в устной форме; умение работать в группе.
Планируемые предметные результаты: формировать умение на основе анализа объектов делать выводы; читать материал научно-популярной статьи; находить в статье информацию; формировать умение обобщать и классифицировать информацию по общим признакам; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
Ресурсы (оборудование): Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.; м/м презентация; интерактивная доска; ноутбук.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи этапа
Форма организация учебн. деятельн.
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая);
методы и приемы работы.
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.Организационный момент (2 мин)
Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.
Фронтальная
Словесный метод.
1. Приветствие
2. Эмоциональный
настрой на работу
3. Проверка готовности к уроку
– Здравствуйте ребята! Я рада всех вас приветствовать на уроке. Садитесь
На уроке будьте старательными,
Будь спокойными и внимательными.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
– Сейчас у нас с вами урок литературного чтения. Я хочу получить о вас информацию (при помощи обучающей структуры Тэйк оф – Тач даун (встать-сесть))
– Кто готов к уроку, встаньте. Садитесь
– У кого лежит учебник и тетрадь по литературному чтению, встаньте. Садитесь
– Кто пришел на урок с хорошим настроением? Садитесь.
Приветствую учеников.
Эмоционально настраиваю обучающихся на работу.
Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД:
1. Готовность и способность к саморазвитию, и мотивация к познанию нового.
II. Проверка домашнего задания (7 -10 мин)
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки.
Индивидуальный
Словесный метод – беседа.
Практический метод – зачитывание своего мнения.
1. Проверка домашнего задания.
– На прошлом уроке у вас домашним заданием было ответить на вопрос в рабочей тетради. Вы готовы?
– Я вас внимательно слушаю, как вы думаете, почему же не всегда исчезает седина? (Ответы детей, обсуждение ответов)
Организую проверку домашнего задания – ответ на вопрос: «Почему же не всегда исчезает седина?».
Отвечают на вопрос, обсуждают ответы, делают выводы.
Познавательные УУД:
1. Письменно формулировать ответы на вопросы.
2. Извлечение необходимой информации из произведения, определение основной и второстепенной информации.
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
1. Донести свою позицию до других: уметь оформлять свою мысль в устной речи, уметь слушать и понимать других.
III. Постановка темы и определение целей урока (2-3 мин.)
Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.
Индивидуальная Словесный метод – беседа.
Наглядный метод – материал учебника, м/м презентация.
– Сегодня на уроке мы продолжаем путешествовать по бескрайнему океану детской литературы. Будем учиться вдумчиво читать, развивать речь, читательскую самостоятельность. Обязательно узнаем что-то новое и интересное.
– Откройте учебник на странице 102. Содержание.
– Напомните, Кто такой Маршак? И почему путешествие «вокруг»? (Ответы детей)
– С каким произведением познакомимся? (Б Галанов. «Пишу на ту же тему по-своему») (Слайд 1)
Организую условия для самостоятельного определения детьми темы урока.
Предполагают тему урока, отвечают на эти вопросы.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Личностные УУД:
1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Осознание и осмысление учебного материала. Систематизация знаний и умений (10 -12 мин)
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; развитие стремления к чтению, умения анализировать текст.
Фронтальная
Индивидуальная
Словесный метод – рассказ, чтение.
Наглядный метод – иллюстрации в учебнике, м/м презентация.
Практический метод – слушание, чтение, выделение главного.
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения.
3) Повторное чтение текста.
– Знакома ли фамилия? О чем говорят цифры? (Да, годы жизни) (Слайд 2)
– Что значит книжки про книжки? (Книги о том, как писались другие книги)
– Прокомментируйте название главы «Пишу на ту же тему по-своему...». Как вы его понимаете? Можно ли связать эту фразу с наблюдениями, сделанными на прошлом уроке? (Ответы детей)
– Какую подсказку дают иллюстрации в учебнике? О какой книге пойдет речь? (Буратино)
– Перелистайте страницы учебника и пробежите по тексту глазами (чтение по диагонали), на эту работу у вас 2 минуты. (Слайд 3)
– Сколько частей в тексте вы увидели? (2)
– Можно ли предположить, о чем пойдет речь?
– Прочитаем первую часть.
– На что обратили внимание?
– На какие вопросы отвечает автор? О чем рассказывает? (Ответы детей)
– Какая информация показалась особенно важной? Интересной? (Ответы детей)
– Какие трудности встретили во время чтения?
– Значение всех ли слов вам понятно?
– Что значит сотое издание?
– Можно ли этот текст назвать художественным? (Это научно-популярный текст.) (Слайд 4)
Чем он отличается от художественного? (Ответы детей)
– Вторую часть прочитаю вам я, а вы возьмите в руки карандаши и отметьте то, что вам покажется наиболее важными – ключевые слова.
– Какие фразы подчеркнули? (Ответы детей)
– Так Алексей Толстой писал про Пиноккио или про Буратино? (Ответы детей)
– Перечитайте текст, выделите в нем главное, обозначьте границы частей (каждая часть рассказывает об одном факте, явлении, отвечает на один вопрос).
– Выделили? Прочитайте мне, что выделили в 1 части (Две книжки о деревянном человечке, главное – 1-й абзац на с. 83.)
– Вторая часть? (Предложение Толстого поработать для детей, главное – последний абзац 1-й главки (с. 84).)
– Третья часть? (Превращение героев Коллоди в героев А. Толстого, главное – 2-й абзац (с. 85). (Слайд 4)
Организую работу с текстом до чтения, во время чтения, задаю вопросы по тексту, организую работу учащихся по выделению главных-ключевых слов и частей.
Отвечают на вопросы, читают текст, отвечают на вопросы, выделяют главные части в тексте, зачитывают главное.
Познавательные УУД:
1. Добывать новые знания: поиск и выделение необходимой информации, находить ответы на вопросы, используя текст.
2. Определять тему и главную мысль в микротексте (в каждой части), «сжимать» объем полученной информации.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные УУД:
1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
V.Физкультминутка (2 мин)
Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.
Фронтальная
Словесный метод.
Практический метод – следят за движениями ромашки в электронной физ. минутке, приседают.
– Теперь, немного отвлечемся, отдохнем. Посмотрите на экран и следите за движениями ромашки. (Слайд 6-8)
– А теперь немного разомнемся, встаньте из-за парт, присядьте. Поприседайте 10 раз.
– Присаживайтесь на свои места.
Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.
Обучающиеся следят глазами за движениями ромашки, приседают.
VI. Проверка уровня усвоения знаний и умений (5-7 мин)
Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Фронтальная
Групповая
Словесный метод – беседа.
Наглядный метод – м/м презентация.
Практический метод – пересказ, работа в группах.
1. Пересказ биографии писателей.
2. Работа с текстом после чтения.
3. Работа в группах по таблице рассказать о писателе.
– Посмотрите на слайды, прочитайте биографию писателя Карло Коллоди. (Слайд 9)
– Есть желающие пересказать всему классу биографию этого писателя? Чем он знаменит? (Пересказ детьми биографии)
– Прочитайте следующую биографию. Как зовут этого писателя? Он вам знаком? Расскажите о нем. (Слайд 10)
– Что нового узнали? Важны ли для вас новые знания и открытия? Чем? (Ответы детей)
– Как вы поняли, почему Алексей Толстой вместо перевода сказки Карло Коллоди написал другую? (Ответы детей)
– Предлагаю вам поработать в группах по 4 человека, выберите себе в группе лидера, который после обсуждения вопроса будет отвечать за команду.
– Все расселись? Все помнят правила работы в группах? Итак, начнем.
– На слайде представлен внешний вид главных героев этих сказок. Подумайте, в чем схожесть и отличие их внешнего вида. Даю вам минутку на размышления. Команда, которая будет готова раньше поднимает вместе руки вверх и отвечает на вопрос, а остальные проверяют правильность или добавляют, но не перебивают. (Слайд 11)
(Как мы видим у Пиноккио на голове жёлтая панамка с синей лентой и пёрышком, а у Буратино колпак в красно-белую полоску с красным помпоном. У Пиноккио на шее синий бант, а у Буратино оранжевый пушистый помпончик. У Пиноккио есть перчатки, но нету носков, а у Буратино всё наоборот, есть носки, но нет перчаток. Шорты у них разных цветов, у Пиноккио они красные, а у Буратино они чёрные. У Пиноккио белая рубашка и на ней черная жилетка, а у Буратино красная подпоясанная рубашка с белым воротником. У Буратино остроконечные деревянные туфли, а у Пиноккио кожаные ботинки.)
– В чем схожесть и отличие их характеров. (Слайд 12)
(Буратино по характеру «доверчивый дурачок с коротенькими мыслями», но при этом он решителен, любопытен, любит приключения и обладает альтруизмом. Буратино - это мальчишка-озорник. Он страшный проказник, ведь сразу после появления на свет он начинает свои похождения, а по ходу сказки ни один день его жизни не проходит без переделок, которые, как кажется, сами прилипают к нему.
Пиноккио характером очень похож на Буратино, только есть одно различие, при вранье у Пиноккио нос становился всё длиннее и длиннее. Но это было лишь в то время, когда он был деревянной куклой, а когда он превратился в мальчика, то он стал добрее и теперь Пиноккио почти не врёт.)
– Подумайте в кого герои «Пиноккио» превращаются в «Буратино». (Слайды 13-15)
– Всем спасибо за работу, я видела, как вы старались, присаживайтесь на свои места.
Организую пересказ биографии писателей, задаю вопросы по прочитанному тексту, организую условия для проведения работы в группах.
Пересказывают биографии писателей, отвечают на вопросы; работают в группах, коллективно проверяют ответы групп.
Познавательные УУД:
1. Умение формулировать выводы, опираясь на прочитанное, определять значимость полученной информации для себя.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
2. Выразительное чтение и пересказ текста
3. Умение работать в группах.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
VII.Подведение итогов урока(3 мин)
Цель: организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Фронтальная
Словесный метод – беседа.
1. Рефлексия.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Ребята, с чем мы сегодня познакомились? (С историей возникновения «Золотого ключика или приключения Буратино»)
– Ребята, что предложил С. Я. Маршак Алексею Толстому? (Поработать для детей)
– Как вы думаете, была ли эта работа удачной, вам нравятся его произведения для детей? (Ответы детей)
– Предлагаю вам закончить предложения, которые находятся на слайде. (Слайд 16)
На уроке мне понравилось.
На уроке мне было трудно
На уроке мы научились
На уроке мы узнали
Провожу беседу по пройденному материалу. С помощью вопросов, побуждаю учеников к самооценке.
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
1. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Цель: д/з необходимо задавать для того, чтобы дети ещё раз дома повторили, закрепили и обобщили материал, пройденный на уроке.
Словесный метод – объяснение, пояснение
– Открываем дневники, записываем домашнее задание. На следующий урок ответьте на задание 2 учебника, которое находится на странице 85. А так же прочитайте рассказ «Фофка».
– По желанию можете придумать такой же рассказ на ту же тему, но только по-своему, выбрав любое произведение, нарисовать рисунки по вашему рассказу.
– Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать. До свидания! (Слайд 17)
Даю комментарии к домашнему заданию.
Записывают домашнее задание в дневник.
Заголовок 315