Исследовательский проект по литературному чтению Секрет книжки-малышки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
города Курчатова
Исследовательский проект по литературному чтению
«Секрет книжки-малышки»

Участники: обучающиеся 1 «Г» класса
Цель: познакомиться с историей создания книжки-малышки.
Задачи: сформулировать определение понятия «книга»; познакомиться со структурой книги, с историей её создания; познакомиться с книжками-малышками и их историей, узнать интересные факты их создания; создать свои книжки-малышки.
Форма проекта: исследовательская.
Участники проекта: ученики 1 «Г» класса.
Форма подведения итогов: презентация.
Информационное обеспечение: фонд школьной библиотеки, компьютерные средства.
В данном проекте учитель выступал как организатор проекта, консультант, управляющий поисковой работой обучающихся на начальном периоде проектной деятельности.
1.Подготовительный этап.
На данном этапе работы нами были поставлены цели и задачи проекта.
Учитель формирует положительную мотивацию учащихся к обсуждению проекта, предлагает им тематическое поле. Также наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему и цель.
Обучающиеся обсуждают тему, определяют свои потребности, в результате чего формулируют цель проекта.
Исследовательский этап.
А) Осуществляется разработка проекта (сбор и уточнение информации).
Учитель направляет процесс поиска информации (при необходимостипомогает определить круг источников информации).
Обучающиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступают в коммуникативные связи, определяют своё место (роль) в проекте.
Б) Создание конечного продукта.
Обучающиеся создают свои продукты деятельности (книжки-малышки: книжка со сказками «Почему на дороге рисуют «зебру»?», «Человек и ёж», «Сказка про петушка» ), создают мини-сборник стихов.
3.Заключительный этап.
Обучающиеся представляют свой проект детям младших классов.
Вступление
Чтение книг – это одно из самых увлекательных занятий для человека. Книги создаются огромными тиражами, в отличном качестве, красочно оформленные, для разных возрастных категорий.
- А что же такое «книга»?
Этот термин имеет несколько значений: во-первых, - это литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания; во-вторых (в полиграфии), - это один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрация) информация, имеющая объём более сорока восьми страниц и, как правило, твердый переплёт.
- Какова же структура «книги»?
1. Суперобложка (бумажная обложка, которая надевается на переплёт или основную обложку);
2. Переплёт (твердое покрытие книги, которое содержит ряд её выходных сведений и предназначено для соединения листов книги вместе и защиты книжного блока);
3. Обложка (мягкая или твердая часть книги, на которой указываются название и автор);
4. Форзац (элемент книги, который соединяет книжный блок с переплётной крышкой);
5. Формат (размер книжного блока по основанию и высоте). Кстати, он равен площади листа, делённой на количество страниц, которые отпечатаны на одной его стороне.
6. Корешок (часть книги, её боковое ребро);
7. Титульная страница (она содержит заглавие книги, её автора и пиктограмму);
8. Текст (это главный элемент книги, передающий смысл);
9. Иллюстрация (графическое изображение книги);
10. Выходные сведения (это справочная информация о печатном издании, которая его классифицирует);
11. Аннотация (краткое описание книги и рецензия на нее);
12. Текст самой книги (книжный блок);
13. Оглавление и содержание (содержание книги, её состав).
- Какой же существует путь книги от автора к читателю?
В начале автор книги представляет свою рукопись в издательство, которое оценивает её подготовленность к изданию, рецензирует и редактирует. Затем оригинал издания передают в художественную редакцию, где разрабатывается проект и оформляется издание. Далее укомплектованный оригинал передают техническому редактору, который выполняет техническую разметку для набора и репродуцирования. Потом оригинал передаётся на полиграфическое предприятие. Так можно увидеть, какой сложный процесс проходит печатное издание от рукописи до читателя.
- А какие бывают «книги»?
А книги могут быть разными: а) по форме (стандартная, книга-свиток, книга-блокнот, книга-гармошка, книга с закладками и даже книга с «колёсами»; б) по тематике (про праздники, игрушки, загадки, увлечения, пожелания и другие); в) аудиокниги (книги-диски с записями различных произведений); г) электронные книги (это классические книги, которые напечатаны не на бумаге, а на электронном носителе); д) антикварные книги (они создают неповторимое ощущение присутствия древности); е) книги на иностранных языках; ж) букинистические книги (книги, напечатанные в советский и постсоветский периоды).
- Некоторые интересные факты о «книге».
Самой большой книгой в мире является Кодекс Гигас – грандиозный рукописный свод начала 13 века (640 (624) страниц, размер переплёта – 92 см в высоту, 50 см в ширину, толщина книги – 22 см, вес – 75 кг).
- А что же такое «книжка-малышка»?
Самой маленькой книгой в мире является «Хамелеон» А.П. Чехова, размер которой 0,9×0,9 мм. Она содержит 30 страниц по 11 строк текста на каждой, 3 цветных иллюстрации. Эта книга была отпечатана и переплетена А.И. Кононенко в 1996 году в г. Омске.
Самая древняя, сохранившаяся до наших дней мини-книга представляет собой бумажный свиток с буддийскими мантрами. Она написана в 770 году, ее ширина равна 57 мм.
Странной библиотекой миниатюрных книжек была библиотека Джозефа Тари (венгерского коллекционера). Она имела свои условия: рост каждого потенциального экспоната не должен превышать 6 – 7 см.
Специалисты из нанолаборатории Университета Симон создали самую маленькую книгу в мире, размеры которой 0.07×0.1 мм.