Проект Создание Красной книги посёлка Кузнецовский Задорожней Татьяны


Российская Федерация Воронежская область Кантемировский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская средняя общеобразовательная школа
Тема проекта:
«Создание Красной книги посёлка Кузнецовский»

Автор проекта Задорожняя Татьяна
Руководитель Ляпунова В.Г.
учитель биологии
п. Кузнецовский – 2016
Аннотация
Данный проект «Создание Красной книги посёлка Кузнецовский» представляет номинацию «Флора и фауна».
Целью работы является изучение состава и экологического состояния растительного и животного мира посёлка Кузнецовский, выявление редких и исчезающих видов и создание на этой основе Красной книги своей местности.
В своей работе я попыталась показать деятельность по реализации проекта по охране редких и исчезающих видов, значение создания Красной книги своей местности.
Мною изучался видовой состав растительности и животного мира природных сообществ на этапах экологической тропы, оценивалось их состояние, выявлялись виды, встречающиеся редко, находящиеся в угнетённом состоянии и нуждающиеся в охране.
В ходе работы над проектом я изучала литературу по данной теме: школьные справочники о растительном и животном мире, сборник работ воронежских авторов «Заповедные уголки Воронежской области», книги, содержащие сведения о растениях и животных Красной книги России и Воронежской области.
К работе прилагаются 22 фотографии местных природных сообществ и представителей флоры и фауны, выполненных автором работы.
Оглавление
Введение…………………………………………………………. ……..4 - 5
Основная часть.
Создание Красной книги посёлка Кузнецовский…………………6 – 20
Флора парковой зоны посёлка Кузнецовский……………….6 - 7
Оценка флоры и фауны пруда…………………………………8 - 10
Экологическое состояние растительности оврага…………10 - 12
Оценка флоры и фауны балки………………………………12 - 16
Создание Красной книги посёлка Кузнецовский
и охрана органического мира своей местности……………17 - 19
Выводы ………………………………………………………………….... 20
Заключение ………………………………………………………………. 20
Список использованной литературы
и программного обеспечения ………………………………………….21
«Красная книга – это документ
совести Человека. Каждая нация
перед лицом мира несёт ответственность
за сокровища своей природы»
(из Международной Красной книги)
Введение
Много исчезающих и редких видов растений и животных уже включено в «Красную книгу» и находятся под защитой государства, но ещё больше их – таких обычных и привычных для нас с детства – может легко и незаметно тоже попасть в неё в самом недалёком будущем без надлежащих мер охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01. 2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства РФ от 19.02.96 № 158 «О Красной книге Российской Федерации», приказом Минприроды РФ от 06.04.2004 № 323 «об утверждении стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов», Законом Воронежской области от 05.07.2005 № 48 – ОЗ «Об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории Воронежской области» с целью усиления охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, лишайников и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Воронежской области, 1 июля 2008 года администрация Воронежской области утвердила положение о Красной книге Воронежской области.
Проводя систематические наблюдения над растительным и животным миром нашей местности, инициативная группа старшеклассников нашей школы решила создать свою «Красную книгу». Проект сложный, требует много времени, знаний, самое главное уважительного отношения к природе. В своей работе я постараюсь показать некоторую часть работы, которую нам удалось организовать и провести по осуществлению данного проекта и своё участие в его реализации.
Цель работы: изучение экологического состояния растительного и животного мира п.Кузнецовский, выявление редких и исчезающих видов и создание на этой основе Красной книги своей местности.
Задачи работы:
сравнение видового состава растительности и животного мира и их состояния различных природных сообществ исследуемой местности;
определение влияния деятельности человека на состояние флоры и фауны своей местности;
выявление редких растений и животных своей местности и определение способов их охраны;
способствование пропаганде экологических знаний среди населения;
создание Красной книги посёлка Кузнецовский; осуществление практической деятельности по охране органического мира.
Тематика выполняемого учебно-исследовательского проекта актуальна, так как позволяет практически участвовать в решении природоохранных задач, выявлять экологические проблемы своей местности и более детально изучать экологическое состояние растительности и животного мира своей местности, играющих важную роль в природе и жизни человека и нуждающихся в постоянной охране.
Место и сроки реализации проекта.
Место реализации проекта – окрестности посёлка Кузнецовский, этапы школьной экологической тропы. (Приложение 1)
Сроки реализации – апрель 2015 – март 2016 года.
В работе мною использованы следующие методы: наблюдение за состоянием растительности и животного мира выбранных природных сообществ, проведение ботанических и зоологических описаний, составление экологической карты местности.
Создание Красной книги посёлка КузнецовскийДля выявления редких и исчезающих видов животных и растений своей местности и создания на этой основе Красной книги я изучила списки охраняемых растений и животных Красной книги Воронежской области, описания флоры и фауны своей местности учащимися Кузнецовской школы за предыдущие годы и личные наблюдения за состоянием природных сообществ нашей местности.
Ещё в 90-е годы в нашей школе была организована экологическая тропа, основными этапами которой явились следующие природные сообщества: микрозаказник возле школы (1), парк (2), пруд (3), овраг (4), дно и склон балки (5) и луг (6). (Цифрами обозначены этапы экологической тропы на карте в приложении).
Для реализации проекта по созданию Красной книги своей местности я провела исследования, выявляя на каждом этапе экологической тропы виды организмов, наиболее характерные для данных природных сообществ и виды, нуждающиеся в охране.
Флора парковой зоны посёлка Кузнецовский.
Мною изучалось состояние растительности парка на территории посёлка Кузнецовский.
Возраст парка – 35 лет. Ранее парк был центром отдыха населения. На территории парка находился детский сад. В настоящее время парк утратил своё первоначальное значение.
Господствующей древесной породой является клён американский, реже встречаются вяз полевой, ясень обыкновенный, груши и яблони. В подлеске произрастают акация жёлтая, слива колючая (тёрн), ирга овальнолистная, шиповник коричный и несколько кустов боярышника кровяно-красного и бересклета. В травянистом покрове в летний период доминируют злаки: ежа сборная, полевица луговая, мятлик луговой. Часто встречаются клевер луговой, зверобой продырявленный, земляника лесная, некоторые представители губоцветных и сложноцветных. В наиболее загущенной части парка в апреле месяце цветут пролеска сибирская (2 ареала) и хохлатка Геллера (1 ареал).
По экологическому состоянию большинство деревьев относится к категории ослабленное (повреждённое) дерево (по данным комплексных экскурсий учащихся школы). Кроны деревьев узкие, сильно вытянуты вверх. На многих деревьях наблюдаются наросты, капы, грибы-трутовики. Отмечается загущенность растений в подросте. Весной 2015 года учащиеся школы и население посёлка участвовали в природоохранной акции по очистке парка. Начатая работа будет продолжена. Особое внимание решено обратить внимание на охрану первоцветов: пролески сибирской и хохлатки Геллера (Фото 1, 2). Первоцветы наиболее часто уничтожаются людьми, так как после долгой зимы люди устают от скучного пейзажа, неярких красок и поэтому все стремятся принести домой букеты раннецветущих растений, причем, иногда не остаётся даже растений для воспроизводства популяции, поэтому в целях охраны первоцветов необходимо вести разъяснительную работу среди школьников и населения.

Фото 1 Фото 2

2.Оценка флоры и фауны пруда.
Пруд в окрестностях посёлка Кузнецовский создан с целью орошения близлежащих полей. Используется населением для поения скота при выпасе, летнего отдыха и купания населения, а также является единственным в округе общественным местом свободной рыбной ловли (пруд не состоит на балансе какой-либо организации).
Из древесных растений встречаются одиночные ивы, дикие груши; многие из травянистых растений, произрастающих здесь, влаголюбивы. В прибрежной зоне на юго-восточном и юго-западном берегах можно видеть заросли рогоза широколистного и частухи подорожной. На более освещённых берегах пруда растут тростник обыкновенный, мята полевая, щавель конский, одуванчик лекарственный, полынь обыкновенная, череда трёхраздельная, в самой узкой части пруда - камыш. (Фото 3, 4).

Фото 3. Фото 4.
Из растений с плавающими листьями распространена ряска, из водорослей – одноклеточные и многоклеточные нитчатые зелёные.
К прибрежным животным относятся сурок-байбак. (Фото 5)

Фото 5
Многочисленны мыши-полёвки, дикие утки, цапли, лебеди, реже – чайки. Из пресмыкающихся и земноводных здесь обитают ужи, травяные лягушки, жабы. Очень редко встречаются черепахи. (Фото 6, 7, 8, 9)

Фото 6 Фото 7

Фото 8 Фото 9
Много насекомых (стрекозы, бабочки, жуки, комары) и других беспозвоночных животных. К обитателям водоёма относятся рыбы (карась, сазан, щука, ёрш), ложноконские пиявки, речные раки, жуки-плавунцы, рачки бокоплавы, водомерки, брюхоногие моллюски. (Фото 10)

Фото 10
Растительность и животный мир пруда нуждаются в охране. Воды пруда загрязняются отходами животноводческой фермы (баз для содержания крупного рогатого скота в летнее время находится вблизи водоёма – менее 300 м). Здесь же находится свалка. Берега пруда загрязняются рыбаками и отдыхающими. В последнее время привычными стали пожары в результате сжигания камыша и рогоза местными жителями.
Школьниками принято решение взять под охрану лебедя, цаплю, чайку.
3. Экологическое состояние растительности оврага
Овраг представляет собой линейно-вытянутое эрозионное понижение глубиной свыше 10 м, характеризуется слабым развитием почвенно-растительного покрова.
Одним из первых растений в данном овраге ранней весной зацветает мать-и-мачеха. (Фото 11). Распространена она на южном склоне оврага. У мать-и-мачехи длинный ветвистый корень, который даёт много побегов, а семена, попав на землю, могут прорасти уже через несколько часов. Листья у растения появляются позже, в конце мая, начале июня, когда цветение заканчивается. На огородах мать-и-мачеха считается сорняком, а здесь, в овраге она никому не мешает. К тому же мать-и-мачеха – растение лекарственное и пользуется спросом у населения, как средство от кашля, поэтому нужно обратить внимание на сохранение численности этого растения.

Фото 11.
Чуть позже в этом овраге появляются единичные экземпляры тюльпана лесного, охраняемого растения Воронежской области.
Тюльпан лесной – красивое, изящное растение с достаточно крупными (до 6 см) желтыми цветками. Каждый год материнская луковица заменяется новой, кроме того образуются длинные горизонтальные и вертикальные столоны. Для сохранения вида необходимы усиление режима охраны известных мест произрастания, контроль над состоянием его популяций, поиск новых мест произрастания, введение его в культуру и расселение в подходящих местах. (Фото 12)

Фото 12.
В летнее время в овраге распространены злаковые и сложноцветные, из кустарничков - кустарничек семейства бобовые (местное название дереза), которое местное растение использует для изготовления мётел. Из злаковых здесь распространены плевел опьяняющий, ежа сборная, костёр безостый, лисохвост луговой и другие; из сложноцветных – полынь горькая и обыкновенная.4. Оценка флоры и фауны балки
На дне балки представлена, в основном луговая растительность, на склонах – степная.
В весеннее время на склонах балки цветут редкие для нашей местности растения ирисы, пион тонколистный. Они не образуют сплошного ареала, их распространение ограничено склонами северной экспозиции. (Фото 13, 14, 15, 16)

Фото 13 Фото 14

Фото 15 Фото 16
Эти красивые цветы привлекательны для местных жителей, поэтому школьникам необходимо вести разъяснительную работу среди младших школьников и взрослого населения с целью предупреждения массового сбора цветов в весеннее время.
Гораздо шире ареал произрастания в балке кустарника, занесённого в Воронежской области в Красную книгу – миндаля степного. Это растение находится в более выгодном положении: случаев его уничтожения не выявлено. (Фото 17)

Фото 17
Ещё одно редкое охраняемое растение нашей местности, встречающееся весной на склоне балки – прострел раскрытый или сон-трава. Это многолетнее растение, которое произрастает, в основном, в лесах и на опушках. У нас нет лесных насаждений, поэтому это растение у нас встречается крайне редко. Все прострелы являются декоративными растениями и из-за своих красивых цветков чрезвычайно страдают. Кроме этого некоторые прострелы используются в народной медицине. Угроза исчезновения прострела раскрытого так велика и реальна, что в борьбу за его сохранение включились не только ботаники, но и органы власти. Прострел раскрытый внесён в Красную книгу Воронежской области.
Гораздо чаще на данной территории в весеннее время здесь встречается горицвет весенний. Но ареал его распространения у нас незначителен, и поэтому это растение также нуждается в охране. (Фото 18)

Фото 18
В больших количествах на дне и склонах балки произрастают фиалки, незабудки, барвинки. (Фото 17, 18, 19)

Фото 17 Фото 18
Фото 19
В летнее время растительность склонов балки – преимущественно злаковое разнотравье. Здесь господствуют костер береговой, пырей, ежа сборная. Данное природное сообщество богато лекарственными растениями (душица обыкновенная, чабрец, шалфей луговой, зверобой продырявленный и др.), которые пользуются у населения большим спросом. И хотя данные растения встречаются здесь в большом количестве, необходимо вести постоянный контроль над их численностью. Декоративные растения представлены здесь золотарником, мальвой лесной (просвирником), смолёвкой обыкновенной, гвоздикой-травянкой. На склонах балки встречается земляника лесная, ягоды которой местное население постоянно заготавливает, поэтому за численностью этого растения также нужно постоянно следить.
Животный мир данного сообщества представлен многочисленными сурками-байбаками, которые в результате охраны государства не только восстановили свою численность, но и широко распространились в окрестностях посёлка. Но это не должно нас успокаивать, потому что в летне-осенний период их много гибнет под колёсами тракторов и машин, а также в последнее время их начали уничтожать ради мяса и жира. Из птиц можно назвать жаворонка, жёлтую трясогузку, редко прилетают перепела и куропатки. Есть пресмыкающиеся – ящерицы и медянки. В последнее время появились гадюки степные и веретеницы. Беспозвоночные животные представлены различными пауками, бабочками, жуками, кузнечиками, кобылками, муравьями (на данной территории 7 муравейников). (Фото20).

Фото 20.
Редко можно встретить довольно крупное насекомое с зелёноватым или жетовато-белым телом - богомола. Богомол также занесён Красную книгу нашего посёлка, за его численностью ведётся контроль. (Фото 21)

Фото 21.
Существенное влияние на состояние луга оказывает хозяйственная деятельность человека – выпас скота и сенокошение. При этом уменьшается число однолетников, истощение почвы; улучшается вентиляция почвы, но при этом происходит и её осушение, так как после уборки сена поверхность не защищена от солнца. Отсутствие ухода за лугами привело к полному стравливанию ряда участков и сильному засорению ядовитыми и другими, не поедаемыми животными, растениями. Среди сорных растений лугов повсеместно встречаются полынь, конский щавель, мытники, лебеда. Примеси этих трав снижают качество сена, затрудняют его сушку, приводят к порче сена, а иногда и к отравлению животных. Всё это результат отсутствия должного внимания со стороны руководства местного хозяйства к мероприятиям по улучшению и охране лугов. Поэтому требуется принятие неотложных мер: устранить причины засорения лугов сорными и густостебельными растениями.
6. Создание Красной книги посёлка Кузнецовский и охрана органического мира своей местности.
В этой главе я подведу итоги проведённого исследования, расскажу о том, что нам, учащимся Кузнецовской школы удалось сделать по охране органического мира, что ещё предстоит сделать и какова моя роль в этом проекте.
Наш посёлок расположен на крайнем юге Кантемировского района Воронежской области, в степной зоне. Естественные древесные массивы отсутствуют, древесная растительность представлена единичными экземплярами или искусственными насаждениями. В растительном покрове преобладают травы. Их видовой состав достаточно разнообразен: в работе названа только часть растений, встречающихся в нашей местности. Некоторые растения распространены в других сообществах, о некоторых я забыла сказать, а некоторые просто не смогла определить из-за отсутствия необходимых определителей и справочников. Видовой состав животных беднее. К названным в работе животным можно добавить зайцев, лисиц и волков; хорьков, ежей и летучих мышей; из птиц – грачей, ворон, воробьёв, дятлов, кукушек и синиц. В последнее время часто встречаются дневные и ночные хищники. Редко у нас можно встретить сороку, малиновку, иволгу, снегиря, услышать соловья. Много у нас насекомых и других беспозвоночных, но за их численностью нужно вести систематическое наблюдение, и я пока выводы по их экологическому состоянию сделать не могу.
В настоящее время оскудение флоры происходит по двум основным причинам. Первая – уничтожение тех специфических условий местообитаний, вне которых многие только к ним приспособленные виды растений существовать не могут. Вторая причина – наличие у определённых видов растений или животных тех или иных полезных человеку свойств. К наиболее уязвимой группе растений относятся те, которые выкапываются из почвы целиком вместе с корнями, корневищами, клубнями или луковицами. Немало красиво цветущих растений выкапывается и пересаживается из естественных условий к себе на участки, из-за чего окружающий ландшафт теряет свою яркость и красочность.
Вторая группа растений – это те, которые население собирает на букеты ради красивых крупных или душистых цветов, этим самым лишая его возможности размножаться семенами. В свою Красную книгу мы включили растения, относящиеся к этой группе: прострел раскрытый, пион узколистный, пролеску сибирскую и хохлатку, фиалку, гвоздику-травянку, все виды колокольчиков, тюльпан лесной. Особо нужно сказать о ландыше, который в нашем посёлке не растёт, но в списках нашей Красной книги он на красной странице. Ландыш майский в небольших количествах встречается в лесах в окрестностях села Осиковка, в пяти километрах от нашего посёлка. В мае во время цветения ландыша жители окрестных сёл устремляются в леса, к сожалению, не для того, чтобы только полюбоваться этими цветами.
Третья группа растений – это те, у которых съедобны или красивы плоды. В Красную книгу у нас включён ковыль перистый, который у нас занимает небольшие ареалы. У него собираются в букеты побеги с зерновками, заключёнными в цветковые чешуи с длинными серебристыми остями.
Деревья и кустарники тоже страдают от любителей наломать ветвей и побегов с красивыми цветками и плодами. Речь идёт о черёмухе и сирени. Черёмуха в диком виде у нас встречается только в одном месте и страдает от любителей ароматных красивых цветков и лекарственных плодов. Сирень обламывают во время её цветения. Когда смотришь на изувеченные, искорёженные, пригнутые к земле, уцелевшие в силу своей исключительной живучести заросли этих кустарников, приходят на ум слова В.Пришвиной из её книги «Наш дом», отнесённые к сирени: «Сирень цветёт, и есть множество людей, у которых возбуждается только одно желание – сорвать цветы и унести их к себе, сделать это прекрасное… своей собственностью, так что, скорее всего вся собственность есть выпадение из области красоты и добра». [2, с. 130]
При создании своей Красной книги мы учитывали все эти факторы и особенности составления Красной книги России и Воронежской области.
Так все охраняемые виды мы разделили на пять категорий:
1) исчезающие виды – находящиеся под серьёзной угрозой исчезновения, сведения о них мы печатаем на красных листах бумаги; 2) сокращающиеся виды – ещё встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но численность которых падает; сведения о них напечатаны на жёлтой бумаге; 3) редкие виды – встречающиеся в небольших количествах или на ограниченных территориях (сведения на белой бумаге);
4) неопределённые виды – те, которые мы не смогли определить и те, о которых у нас мало сведений (их изображения на голубой бумаге). На зелёных листах мы будем печатать сведения о видах, численность которых удалось восстановить.
Я участвую в проведении наблюдений над растениями и животными, оформлении страниц Красной книги и предоставлении фотографий. Моя цель на ближайшее время – сделать фотографии первоцветов нашей местности и наблюдения за представителями животного мира.
На следующих фотографиях показаны рабочие моменты по реализации проекта щкольниками. (Фото 22).

Фото 22
Выводы и практические рекомендации
Любой проект требует определённых знаний, сил и, конечно, финансовых вложений. Я считаю, что основным вложением в наш проект является совесть человека, а основные мероприятия – это разъяснительная работа среди учащихся школы и населения. Наши учащиеся всегда участвуют в природоохранных акциях, конкурсах, создании экологических проектов и организации и проведении мероприятий по охране природы для школьников и родителей, создании стенгазет и листовок для населения.
В этом году необходимо продолжать работу по изучению флоры и фауны своей местности и вести кропотливую работу по охране природы, воспитывая, прежде всего, экологическую культуру населения.
Заключение
В данной исследовательской работе я использовала литературу по данной теме, материалы личных исследований и наблюдений, отчёты о комплексных экскурсиях в природу учащихся нашей школы по изучению растительного и животного мира. Расширены знания о растительных сообществах, изучено экологическое состояние данных сообществ.
На этом работа учащихся и моя лично не заканчивается. Впереди работа по лесовосстановлению, охране природных территорий, новые проекты. Планирую работу над проектом по более узкой теме (например, по изучению насекомых или зимующих птиц), а также детальное изучение редких видов флоры и фауны.
Список использованной литературы и программного обеспечения
Вахромеева М.Г. Растения красной книги СССР / М.Г.Вахромеева, В.Н.Павлов. – М.: Педагогика, 1990. – 240 с.
Заповедные уголки Воронежской области /Сост. Т.П.Андрейков. – Воронеж, 1983. – 174 с.
Козлов М.А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных /М.А.Козлов, И.М.Олигер. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
По страницам Красной книги. Растения /Под ред. В.И.Парфёнова. – Минск, 1987. – 248 с.
Растения России /Сост. Н.Ю.Васильева. – М.: ВАКО, 2009. – 80 с.
Рубцов В.Г. Зелёная аптека / В.Г.Рубцов. – Лениздат, 1984. – 240 с.
Ушакова О.Д. Красная книга России. Растения / О.Д.Ушакова. – С.-Петербург, 2008. – 64 с.
Ушакова О.Д. Красная книга России. Животные / О.Д.Ушакова. – С.-Петербург, 2008. – 64 с.
Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц / В.М.Храбрый. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
Учебное электронное издание. Биология. Лабораторный практикум. – Республиканский мультимедиацентр, 2004.