Конкурсные программы — одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга
Необходимым условием существования, жизни и развития любого народа является определенный уровень его духовного и физического здоровья. На настоящий момент следует выделить неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, семейную дестабилизацию, утрату современной семьей функций традиционного эффективного института социализации. Девиантное поведение возрастает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. Дети часто проживают в антисанитарных условиях, не получают достаточного питания в семье (среди девиантных подростков этот показатель доходит до 90%). Недостаток родительской ласки, внимания и любви, ранняя депривация неформального общения с взрослыми, фактическая безнадзорность в семье порождают проблемы психологического характера, Это явление, принявшее в последнее время довольно широкие размеры, названо социальным сиротством (дети находятся фактически на позиции сирот при живых родителях). Недоразвитие вследствие такой депривации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности, повышенной уязвимости подростка и определяет особенности отклоняющегося поведения. Весьма распространенной становится неполная семья, в категории девиантных подростков неполные семьи по разным источникам составляют от 70 до 90%. На социализацию ребенка в семье существенно влияет и социально-культурный параметр. В многодетных и неполных семьях у родителей часто нет ни времени, ни «нервных ресурсов» для контроля за подросшими детьми на фоне неизбежных забот о «хлебе насущном». Это еще один дополнительный источник отвержения подростка в семье. В таких семьях подростки рано обретают эмоциональную и социальную независимость от семьи, однако в отличие от более благополучных сверстников, школа для них не становится значимой сферой социального и культурного роста вследствие интеллектуальной, а часто и эмоционально коммуникативной неразвитости и «вторичного» отвержения со стороны одноклассников. Таким образом, вынужденная и преждевременная эмансипация от семьи оказывается пагубной с точки зрения нормальной социализации в подростковом возрасте. Переходя из класса в класс (а зачастую и оставаясь на второй год), такие подростки все сильнее ощущают социальную изоляцию и в результате «выталкиваются» в дворовые и уличные разновозрастные молодежные компании, часто с делинквентной или криминальной ориентацией.
В связи с тем, что у ребенка, в силу отсутствия жизненного опыта, его социальные ожидания менее, чем у взрослых членов социума, определены в отношении адресата ожиданий, ребенок может ориентироваться только на собственное внутреннее интуитивное знание о том, что он может быть любим, защищен и обеспечен жизненными благами в необходимой для развития степени, но он не может знать о том, кто может дать ему все это. Если семья не удовлетворяет потребностей ребенка, то он не в состоянии самостоятельно определить того адресата, которому направлены его возрастные социальные ожидания. Поэтому ребенок, необеспеченный необходимым количеством внимания со стороны взрослых, обычно начинает искать его самостоятельно и может в своих поисках стать жертвой агрессии социальной среды. В настоящей социальной ситуации, экономически предельно сложной, ребенок страдает от фоновой социальной агрессии даже более, чем взрослый. Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, свидетельствует о том, что 75% подростков не охвачены организованными формами творческого досуга по месту жительства и учебы, а незанятость подростков в свободное время и несформированность интереса в личностном развитии являются основными причинами правонарушений и преступлений.
Одним из способов отвлечь детей от улицы является организация для детей интересного и полезного досуга, вовлечение их в здоровый образ жизни и занятия спортом. Детский досуг это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, так как именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо легче формировать уважительное отношение к себе и даже личностные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. В сфере досуга в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость и др. Досуг может стать важным фактором интеллектуального и физического развития детей. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов, помогают реализовать ребенку,
подростку то лучшее, что в нем есть.
Именно поэтому основной задачей нашего ОДОд с момента открытия (2002 год) стала - организация досуга детей, обучающихся в школе и проживающих в микрорайоне во внеурочное время. Наша школа находится, в так называемом «спальном» районе. Контингент учащихся в основном - это дети, проживающие в общежитиях, дети из неполных семей, а также дети из неблагополучных семей. И перед коллективом школы и педагогами ОДОд
стоит непростая задача не только сохранить контингент учащихся в условиях неравной борьбы с развлекательными заведениями за внимание и время ребенка (через дорогу от школы находится огромный торгово-развлекательный центр), но и сделать жизнь ребенка в школе интересной и радостной, наполнить ее событиями и «увести с улицы». Для этого в нашем образовательном учреждении выстроена система взаимодействия воспитательной, социальной служб, а также системы дополнительного образования.
В этом году в ОДОД действует 14детских объединений различной направленности. Широко представлены детские объединения художественно-эстетической и спортивной направленности. Всего детские объединения посещает 724 воспитанника.
Огромной удачей для нашего ОДОд стало открытие в 2005 году ДО «Театральная студия «Счастливая долина».
В студии занимается около 100 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. За небольшой период существования студии создано много спектаклей, тематических литературно-музыкальных композиций. Ежегодно студийцы участвуют в международном Брянцевском фестивале, в межрайонном фестивале детских театральных коллективов
«Начало»,а в 2008 году стали его дипломантами, в 2007 году студийцы завоевали гран-при на II Открытом фестивале детского театрального творчества «Малая сцена», кроме того, ребята активно принимают участие в районном конкурсе чтецов. Доброй традицией в школе стало проведение новогодних представлений для учащихся начальной и средней школы силами театральной студии. И, что очень важно роль в новогоднем спектакле, хотя бы небольшую, получает каждый студиец. С детьми в этом детском объединении работают талантливые и очень любящие свою работу и детей люди: руководитель студии - педагог дополнительного образования Мотошина Галина Константиновна, концертмейстер- Арсентьева Ольга Николаевна и педагог, преподающий студийцам основы сценического движения, постановщик танцев для спектаклей Морозова Роза Леонидовна. Не секрет, что некоторые воспитанники студии далеко не лучшие ученики в школе и, поведением хорошим зачастую они не отличаются, но, приходя на занятия в студию, они становятся другими. Они преображаются. Потому что на этих занятиях все они – звезды. Здесь ребята учат трудные тексты, в том числе и из классической литературы, учатся правильно двигаться и говорить, учатся хорошим манерам. А уж, когда они выходят на сцену! Не это ли шанс показаться своим одноклассникам, родителям, учителям совершено с другой стороны и порой изменить их мнение о себе в лучшую сторону. Ведь детям так нужно, чтобы их любили, уважали и понимали. И все это они ощущают являясь
воспитанниками театральной студии «Счастливая долина»
Конечно театральная студия не единственное детское объединение в нашем ОДОд, где дети могут провести свое свободное время и реализовать себя. У нас работает замечательная изостудия, где ребята учатся рисовать различными техниками, а потом могут продемонстрировать свои достижения на выставке творческих работ. У мальчишек есть возможность заниматься футболом, а так как наше отделение дополнительного образования принимает участие в программе ФК «Зенит» «Зенит-детям», наиболее способные из них получают шанс стать воспитанниками спортивной школы ФК «Зенит»- «Смена».
Коллектив нашего ОДОд надеется, что своим трудом вносит, пусть небольшую, лепту в то, чтобы школа стала для детей настоящим «островком безопасности» в этой не простой взрослой жизни.
Зав.ОДОд ГОУ СОШ №264
Барабанова Наталья Леонидовна
13PAGE 15
13PAGE 14215