Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с неслышащими дошкольниками.
Синицына Елена Викторовна
Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат 1», г. Хабаровск
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с неслышащими дошкольниками.
Информационно-коммуникативные технологии - это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных электронных источников, в том числе и из Интернета; а также использование в учебной деятельности компьютера и компьютерных программ, интерактивной доски и мультимедийного проектора и тд.
Применение информационных технологий позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на занятии; способствует совершенствованию практических умений и навыков дошкольников; позволяет индивидуализировать процесс обучения; повышает интерес к занятиям; активизирует познавательную деятельность малышей; развивают творческий потенциал детей.
Компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении, повторении; контроле знаний, умений и навыков; для проведения мониторинга развития устной и письменной речи. Наиболее эффективной технологией является использование на занятиях цифровых образовательных ресурсов коррекционно-развивающего содержания, игровых аудио-тренажеров, адаптированных тематических презентаций.
Для овладения коммуникативной культурой, познавательного развития воспитанников можно использовать такие программные средства как «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Городской двор», «Моя жизнь», «Планета математика», для развития произносительной стороны устной речи компьютерные программы: «Видимая речь», «Учимся правильно говорить», «Игры для Тигры», логопедический тренажер «Дельфа-142». Решение учебных и коррекционных задач с помощью игровых компьютерных программ органично встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Специальные компьютерные программы и адаптированные тематические презентации нацеливают на овладение воспитанниками коммуникативных навыков с учетом их психосоматических возможностей. Они дают возможность полноценно использовать сохранные анализаторы восприятия детей с нарушением слуха, построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности и создать процесс обучения и развития с позиций его целостности.
ИКТ направленные на развитие диалогической речи, являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Во время проведения учебных занятий как современное средство наглядности использую мультимедийные презентации, игровые аудио-тренажеры, которые создаю сама: «У врача», «Завтрак», «Коза», «Ваня и Таня», «Что ты рисуешь?», «У тебя есть собака?», «Сказка о глупом мышонке» дошкольники овладевают навыками диалогической речи. Дополнение презентаций табличками с фразами из диалогов, позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, которые наполнены исчерпывающей аудиовизуальной глобальной структурированной информацией. Звук, движение, цвет на экране это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным, интересным.
Созданные мною интерактивные тренажеры: «Времена года», «Чего не хватает», «Сложи картинку», «Цветик-семицветик», «Найди ответ», «Животные» дают ребенку возможность работать в его индивидуальном темпе, в соответствии с уровнем его развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники. В ходе игровой деятельности у дошкольников повышается речевая активность и произвольное внимание, развивается мыслительная деятельность. Выполнение простейших движений мышкой развивает сенсорные возможности, способствует быстрому запоминанию очертаний букв как если бы они, выполняли те же самые движения ручкой. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт сам.
Эффективность работы по развитию познавательных способностей значительно повышается при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе информационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения и развития.
Использование в учебном процессе интерактивной доски усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами, дает возможность создавать ссылки на аудио -, видео-файлы или Интернет-страницы, что позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов; позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные на занятии; развивает мотивацию, делает занятия интересными и увлекательными для учителя и воспитанников. Педагогу на занятии интерактивные средства обучения дают возможность обмениваться методическими материалами с преподавателями и заранее подготовиться к занятию, обеспечивают хороший темп урока и экономят время, вдохновляют на поиск новых подходов к обучению, облегчают планирование с помощью структурирования материала по страницам, стимулируют профессиональный рост. Ребятам предоставляют большие возможности для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, облегчают процесс осмысления и усвоения грамматического материала в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Возможности ИКТ могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах.
Полная замена деятельности учителя; частичная замена;
Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
Использование тренинговых программ;
Использование диагностических и контролирующих материалов;
Выполнение самостоятельных и творческих заданий;
Использование игровых и занимательных программ.
В функции учителя ИКТ представляют источник учебной информации наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации), индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Тестовый контроль, организованный с применением ИКТ дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание ребенка. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Основные направления использования компьютерных технологий на занятиях по развитию речи:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, игры, сказочные персонажи)
-Тренажёр
- Контроль за умениями, навыками дошкольников.
Роль ИКТ на занятиях по развитию речи:
1. Стимулируют познавательную деятельность, дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала дошкольников.
2. Повышают мотивацию учения дошкольников и закрепление интереса к изучаемому путем активного диалога дошкольника с компьютером (текст + звук + видео + цвет), путем ориентация учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).
3. Способствуют глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций, визуализацию учебного материала, межпредметную интеграцию.
4. Позволяют разнообразить формы представления учебного материала, заданий для самостоятельной работы.
Таким образом, использование ИКТ в образовательном процессе с неслышащими дошкольниками помогает создать более продуктивную атмосферу на занятии, заинтересованность детей в изучаемом материале. Эффективность занятий по развитию речи зависит от правильного подбора средств ИКТ, адекватных поставленным педагогом целям, задачам и правильной организации работы на занятии.
Литература:
Горланова Е. Г. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/8259-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologij-v-obrazovatelnom-protsesse.html
Кротко Л. В. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]