Анализ работы школьного методического объединения учителей начальной школы МБОУ гимназия №9


Анализ
работы методического объединения учителей начальных классов
в 2012/2013 учебном году
Деятельность методического объединения учителей начальных классов в 2012-2013 строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Использование технологии проектного обучения в начальном общем образовании как механизм реализации стандарта второго поколения».
В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:
Совершенствование методики преподавания предметов с учетом требований ФГОС
Освоение новых форм оценивания учебных достижений и УУД учащихся
Обобщение и распространение опыта учителей по освоению и реализации ФГОС начального общего образования.
Повысить квалификацию педагогов по проблеме: переход на новые учебные стандарты (формировать  ключевые компетентности обучающихся)
Внедрить в практику  работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС
Совершенствовать формы  работы с одаренными учащимися
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
Кадровый состав методического объединения
В истекшем учебном году начальное звено насчитывало 21 класс-комплект.
Педстаж:
До 5 лет 5 – 10 лет 11-25 лет свыше 25
3 чел. 3 чел. 9 чел. 6 чел.
Образование:
Высшее 20 чел.
Ср/специальное1 чел.
Категория:
Высшая 1 категория 9 разряд
8 разряд
13 чел. 4 чел. 3 чел. чел.
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе работают опытные квалифицированные специалисты. 95% учителей имеют высшее профессиональное образование, 62% учителей имеют высшую квалификационную категорию. 29% учителей имеют стаж до 10 лет, 43% - от 11 до 25 лет, 29% более 25 лет. Приведенные цифры свидетельствуют о наличии определенного опыта, и достаточно высокого профессионального уровня учителей начальных классов.
Организация работы ШМО учителей начальных классов была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей начальных классов имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей: рассматривали разделы образовательной программы; требования к составлению предметных программ (каждому учителю пришлось разрабатывать рабочие программы по 5 предметам); разрабатывали: программу духовно-нравственного воспитания; планируемые результаты начального общего образования; систему оценки достижений планируемых результатов в начальной школе; программу формирования УУД в начальной школе; коррекционную программу; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программы кружковой работы.
В этом учебном году было проведено 6 заседаний школьного методического объединения. На заседаниях рассматривались и решались следующие вопросы:
Заседание № 1
Тема: «Утверждение рабочих программ на 2012-2013 учебный год»
Выступали.
Руководитель ШМО Сизонова И. А. проинформировала, что Рабочие программы по учебным предметам начальной школы учителей были составлены согласно «Положению о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ, реализуемых МБОУ гимназия №9» . Все рабочие программы проверены и приняты с учетом замечаний .Заседание №2
Цель: обеспечение нормативно-методического сопровождения учебно- воспитательного процесса.
Обсуждение итогов работы методического объединения и определение задач учителей на предстоящий учебный год по реализации ФГОС
Утверждение плана работы на 2012-2013 уч. год. Рассмотрение рабочих программ учителей начальных классов и графиков прохождения учебного материала на 2012/2013 г. Cизонова И. А.
Новые нормативные документы в педагогической практике начальной школы Левша Т. Ф.
Взаимодействие методического объединения учителей начальных классов с ВОИПКиПРО и ВГПУ по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов Суверина Н. А.
Выставка-обзор «Новинки педагогической прессы по ФГОС НОО» Миляева М. А., Свиридова О. И.
Организация воспитательного процесса с учащимися: планирование воспитательной работы; взаимодействие классного руководителя с родителями; организация мероприятий по сохранению здоровья учащихся.
Утверждение плана работы творческих мастерских. Сизонова И. А.
Планирование деятельности самообразования.
Заседание № 3
Тема: «Формирование УУД на уроках чтения в начальной школе. От действия к мысли».
Мастер-классы (из опыта работы на уроках чтения)
Построение системы работы педагога по повышению уровня собственной профессиональной компетентости (на основе материалов открытого урока) Шестакова Е. Д., Процко Л. В.
Реализация темы самообразования в работе учителя «Использование рефлексивных технологий на уроках литературного чтения » Проскурякова М. И.
Организация работы методического объединения по подготовке учителей начальных классов к участию в профессиональных конкурсах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и «Учитель года» (Сизонова И. А., Суверина Н. А.)
Разное.
Заседание № 4
Тема: «Овладение инновационными педагогическими технологиями как важнейшее условие профессионального роста учителя и повышение качества образования учащихся в соответствии с требованиями ФГОС»
Метапредметные и предметные результаты, формируемые в курсе «Математика». Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов (Сизонова И. А.)
Формирование познавательных УУД на уроках математики» (Давыдова М. С.)Формирование интереса к предмету «Математика» средствами внеурочной деятельности. (Лазутина Н. С.)
Отчет по теме самообразования (Климук Е. В.)
Разное.
Заседание №5
Тема «Реализация формирования программы здорового образа жизни младших школьников в личностно-ориентированном обучении».
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. Глазкова Т. В.
Организация проектно-исследовательской работы на уроках окружающего мира. Новикова И. Л.
Система формирования экологической культуры и эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру по учебникам А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» как средство достижения личностных и метапредметных результатов образования. Курьина Т. И.
Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста учителя и повышения качества образования учащихся (на основе открытых уроков) Шамардина Н. Ю.
Информация творчески работающих участников МО учителей начальной школы по введению ФГОС НОО.
Отчет по теме самообразования Кострюкова И. В.
Разное.
Заседание №6
Анализ работы ШМО за 2012-2013 учебный год
Обзор научно-методических публикаций по Стандарту второго поколения
Формирование компетентности учителя: проблемы и перспективы
Определение проблем, требующих решения в новом учебном году.
Отчет о работе НИР в 2012-2013 учебном году
Начальная школа призвана заложить основы функциональной грамотности учащихся, вооружить их основными умениями и навыками учебного труда, создать образовательную базу для последующего освоения учебных программ основной школы.
Учебный план I ступени школы на 2012-2013 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохранил в полном объеме содержание образования, являющееся обязательным в начальной школе.
В 2012-2013 учебном году учащиеся 1-ых и 2-х классов обучались по УМК «Перспектива», УМК развивающего обучения по системе Л. В. Занкова и образовательной системе «Школа России», что отвечает ФГОС второго поколения. Учащиеся 3-4 классов обучались по УМК развивающего обучения по системе Л. В. Занкова, система Л. В. Занкова с использованием математики Л. Г. Петерсон и окружающего мира А. Н. Плешакова, образовательной системе «Школа России».
Согласно рекомендациям Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, содержащимся в приложении к приказу № 441 от 20.05.2011 г. и № 354 от 13.04.2012г.
В обязательную часть ФБУП введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» - 1 час в 4 классе;
Третий час учебного предмета «Физическая культура» в 1-3 классах МБОУ гимназия №9 использует на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания через уроки «Ритмики».
В качестве регионального компонента в учебный план МБОУ гимназия №9 в режиме шестидневной недели введен :Предмет «Культура общения» во 2-4 классах по 0,5 часа в неделю. Курс направлен на формирование у детей навыков устной речи и коммуникативной деятельности.
Во 2 - 4 классах 2 часа русского языка и в 3 классах 1 час литературного чтения включены в обязательную учебную нагрузку на изучение программного материала.
Часть учебного плана, формируемая гимназией № 9, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), использована на увеличение учебных часов:
Во 2 классе 0,5 часа русского языка отведено на развитие речи учащихся, формирование умения писать сочинения и изложения;
В 3-4 классах 0,5 часа русского языка отведены на совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития, воспитание познавательного интереса к родному языку. (Курс «Школа развития речи» автор Соколова Т.Н.);
Во 2 классах 1 час литературного чтения отведен на развитие речи учащихся, совершенствование навыков анализа художественного произведения, повышение уровня языкового развития, воспитание познавательного интереса к родному языку и литературе (Курс «Школа развития речи» автор Соколова Т.Н.);
В 3-4 классах согласно программам по литературному чтению УМК «Перспектива», «Школа России», УМК системы Л.В.Занкова 1 час также отведен на изучение программного материала;
Во 2- 4 классах 1 час математики отведен на углубление и расширение знаний и навыков, развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, сенсорной и двигательной сфер учащихся, формирования нестандартного мышления. (Курс «Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей» автор Холодова О.А.);
Повышение уровня образовательных программ осуществляются за счет использования методов и приемов обучения, образовательных технологий развивающего обучения, деятельностного типа обучения (Л.Г.Петерсон), информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированного обучения и др.
Повышение педагогического мастерства учителей.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появления новых стратегий обучения в начальных классах, внедрения школьных технологий требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.
Повышение педагогического мастерства учителей осуществлялось через:
курсовую подготовку
ФИО Тема курсов Где, объём
КУРСЫ
Шестакова Е. Д.
Курьина Т. И.
Рыбачева Н. Н.
Лазутина Н. С.
Лунева Э. А.
Процко Л. В.
Новикова И. Л.
Кострюкова И. В.
Кузнецова Н. Н. Курсы по программе «Введение ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательную практику» 2012 – 2013
ВОИПКиПРО72 часа
Черкасова О. А.
Шестакова Е. Д.
Курьина Т. И.
Рыбачева Н. Н.
Лазутина Н. С. Духовно-нравственное воспитание ВОИПКиПРОМиляева М. А. Курсы «Совершенствование современного урока»
15-27.10.12г ВОИПКиПРОЛазутина Н. С. Курсы «Подготовка к конкурсу. Дебют»19.11 – 01.12.12г. ВОИПКиПРОЛазутина Н. С.
Самсонова М. В. Обучение на курсах «Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса в школе и его влияние на развитие критического мышления обучающихся» в рамках развивающей образовательной программы «Учимся с Intel» (сертификат) 72 ч 05.11 .15.11 2012г.
На базе гимназии «региональный координатор программы «Учимся с Intel» по Воронежской области Дендебер И. А.»
СЕМИНАРЫ
Шестакова Е. Д. Августовская конфренция «Потенциал системы развивающего обучения Л.В. Занкова для реализации требований ФГОС» МБОУ СОШ № 78 (август 2012)
Давыдова М. С.
Свиридова О. И. Семинар-практикум «Исследовательская работа на уроках окружающего мира» 28.09.12 ВОИПКиПРОЖабина Е. Н.
Миляева М. А. Семинар-практикум «Исследовательская работа на уроках окружающего мира». ВОИПКиПРО10.10.2012г.
Давыдова М. С. Семинар-практикум для директоров школ «Реализация национальной инициативы «Наша новая школа» в современных условиях» ВОИПКиПРО 18.10.12г.
Сизонова И. А.
Шестакова Е. Д. Семинар «Cовременная модель предшкольного образования как условие обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» На базе МБОУ СОШ № 38 19.10.12г.,
МБОУ СОШ № 5 март 2013г. (сертификат)
Сизонова И. А.
Глазкова Т. В.
Шестакова Е. Д.
Бушманова В. В. Областной семинар в ВОИПКиПРО «Формирование метапредметных и личностных УУД в начальной школе»-сертификат ВОИПКиПРО 6.11.2012г
Сизонова И. А.
Глазкова Т. В.
Шестакова Е. Д.
Бушманова В. В.
Шамардина Н. Ю.
Кострюкова И. В. Областной семинар «Перспектива развития начального образования в условиях реализации ФГОС (на примере системы развивающего обучения Л. В. Занкова)» - сертификат от 21.11.2012г На базе «Амиталь»
21.11.2012г
Самсонова М. В. 1.ФГОС НОО: перспективы развития и организационно методическая поддержка учителя в условиях использования системы учебников «Начальная школа 21 века»
2. Образовательная система «Гармония» областной 16.02.2012г.
22.02.2012г. областной
Сизонова И. А. Семинар «Достижение планируемых результатов обучения младших школьников в условиях использования системы учебно-методических комплектов «Начальная школа XXI века» На базе МБОУ СОШ № 5 09.04.2013г.
Черкасова О. А. 17-18 октября 2012 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд талантливой молодежи выступление на тему: «Молодежь и семейная политика». 17-18 октября 2012 г. Москва
ВОИПКиПРОКонференция в ВОИПКиПРО «Педагогическая деятельность по развитию исторического и гражданского мышления учащихся» Черкасова О. А. Семинар «Информационно – методическое обеспечение реализации ФГОС НОО. Проблемы, пути решения, перспективы» 20.03.2013 ВОИПКиПРОЛазутина Н. С. 1.«Информационно – методическое обеспечение реализации ФГОС НОО. Проблемы, пути решения, перспективы»
2. Второй форум молодых учителей Воронежской области «Молодой учитель «Новой школе» России» ВОИПКиПРО 20.03.2013
ВГПУ 23.04.2013г.
Лунева Э. А.
Процко Л. В.
Новикова И. Л.
Кострюкова И. В.
Черкасова О. А. Областной семинар «Реализация ФГОС в образовательной системе «Гармония» 25.03.2013 На базе ВОИПКиПРОМБОУ СОШ № 48
МБОУ лицея № 6
Областной семинар «Перспективная начальная школа» 26.03.2013г. (Белгород) Областной семинар «Механизмы реализации ФГОС. Надпредметный курс «Мир деятельности» - ключевое звено в формировании УУД» 29.03.2013г.(Москва) Областной семинар Формирование УУД в дидактической системе деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон 01.04.2013г. (г. Москва) Миляева М. А.
Свиридова О. И. «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в контексте преемственности дошкольного, начального и основного общего образования»16.05.2013г. на базе МБОУДОД ДТДиМ (пл. Детей, 1)
Печатные издания и публикации:
Сизонова И. А. http://infourok.ru Урок окружающего мира во 2 классе на тему: "Ориентирование. Стороны горизонта"18.10.2012
http://infourok.ru Урок русского языка" Обучающее изложение по готовому плану" 10.02.2013г. Бушманова В. В. сайт «Педсовет.орг» урок «Письмо строчной и прописной букв Зз» Черкасова О. А. http://nsportal.ruстатьи: «Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС»
Воспитание и развитие личности на основе системно-деятельностного подхода(nsportal.ru)
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе(nsportal.ru)
Уроки:
Конспект урока математики в 3 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Свойства объединения множеств"(nsportal.ru)
Урок русского языка в 3 классе по учебнику Поляковой "Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах» (nsportal.ru)Урок русского языка в 3 классе по учебнику Поляковой "Приставки"(nsportal.ru)
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс(nsportal.ru)
урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс(nsportal.ru)
Конспект урока №1 по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики(nsportal.ru)
worldteacher.ru«Рабочая программа по ОРКСЭ: Основы светской этики» (worldteacher.ru)
Конспект урока № 3 по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этикиЛунева Э. А. Урок русского языка по теме «Текст»
Урок русского языка по теме ««Правописание Ъ и Ь знаков»
Cтатья «Обучение созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования» http://nsportal.ruМастер-классы
Шестакова Е. Д. Мастер-класс для студентов ВГПУ «Олицетворение как живописный прием» 21.10.12г.
Мастер-класс Построение системы работы педагога по повышению уровня собственной профессиональной компетентости (на основе материалов открытого урока) МБОУ гимназия №9
ШМО
Давыдова М. С. Мастер- класс «Геометрический материал в системе Л. В. Занкова» ВОИПКиПРОГлазкова Т. В. Мастер-класс «Геометрическая пропедевтика в курсе математики начальной школы (стандарты 2-го поколения)» ВОИПКиПРОдекабрь 2012г., февраль 2013г.
Открытые уроки
Давыдова М. С. Урок окружающего мира по теме «Тела и вещества»
Урок по теме «Органы чувств» 2 класс для ВОИПКиПРО18.10.12г. ВОИПКРО
28.09.12г. ВОИПКРО
Свиридова О. И. Урок по теме «Времена года» для ВОИПКиПРО 28.09.12 ВОИПКРО
Бушманова В. В. Урок математики по теме «Ломаная линия»
Открытый урок «Письмо строчной и прописной букв Зз» 20.10.12г. ВОИПКРО
29.11.2012г ВОИПКРО
Жабина Е. Н. Открытый урок «Мы и наш мир» (обобщение) (УМК «Перспектива»)
Урок математики «Выражение. Сравнение выражений» 10.10.2012г. ВОИПКРО
29.11.2012г. ВОИПКРО
Миляева М. А. Открытый урок по теме «Погода» 10.10.2012г. ВОИПКРО
Проскурякова М. И. Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» 29.11.2012г. ВОИПКРО
Шестакова Е. Д. Рус. язык «Сложное предложение» 17.04.2013
Математика . « Положительные и отрицательные числа».16.04.2013
Чтение «Необычный взгляд поэта на мир» (по стихотворениям А. Вознесенского). 17.04.2013
Окр. мир «Система пищеварения».23.04.2013г. На базе МБОУ гимназия №9
Курьина Т. И. 16.04.2013 математика «Круговые и столбчатые диаграммы»
18.04.2013 рус.язык «Правописание глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ»
25.04.2013 окр. мир (история)«Страна в 20-30-е годы. Великая война. Великая Победа.»На базе МБОУ гимназия №9
Черкасова О. А. Открытые уроки
17.04.2013 Окружающий мир «Великая война и великая победа»
25.04.2013 Русский язык «Простые и сложные предложения»
26.04.2013 Чтение «Вечные ценности в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет»
30.04.2013 Окружающий мир «Страна покорившая космос» В рамках гимназии
Рыбачева Н. Н. Открытый урок «Басни И. А. Крылова» для студентов ВГПУ 22.10.12г.
Лазутина Н. С. 16.01.2013г. «Правописание наречий»
19.04.2013г. «Графики движения»
24.04. 2013г. «Простое и сложное предложения» В рамках гимназии
Все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации и семинары по различной тематике в рамках реализации ФГОС. Анализ прохождения курсов за 5 лет показал – в начальной школе нет учителей, которые в течение 5 лет не посетили курсы повышения квалификации.
работу по темам самообразования
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. В 2012-2013 учебном году учителя работали по следующим темам:
№ п/пкласс ФИО учителя Тема самообразования
2в Давыдова Марина Сергеевна Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе.
2а Проскурякова
Мария Ивановна Использование рефлексивных технологий в учебно – воспитательной работе.
2б Свиридова Ольга Ивановна Развитие орфографической зоркости
2д Кузнецова Наталья Николаевна Развитие творческих способностей на уроке математики.
2г Миляева Марина Александровна Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников
1в Глазкова Татьяна Васильевна Геометрическая пропедевтика в курсе математики начальной школы.
2е Шамардина Надежда Юрьевна Нестандартные и интегрированные уроки в начальной школе
1д Самсонова Маргарита Владимировна Пути установления и совершенствования механизма осознанного чтения в начальной школе.
3а Процко Людмила Викторовна Деятельностный метод обучения. Исследования и изучение методов и приемов формирования классного коллектива младших школьников в современных условиях.
3б Сизонова Ирина Александровна Проектно – исследовательская деятельность и применение ИКТ на уроках и во внеурочное время.
3в Лунева Эльвира
Александровна Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста
3г Кострюкова Ирина Владимировна Использование дидактической игры на уроках в начальной школе как средство развития учащихся.
3д Новикова Инесса Львовна Проблема культуры общения в свете новых научных исследований, воспитание гармоничной личности через изучение наследия предков.
4д Лазутина Наталья Сергеевна Развитие навыков фонематического письма
4а Шестакова Елена
Дмитриевна Развитие творческих способностей учащихся через учебную и внеурочную деятельность
4б Курьина Татьяна Ивановна Проектное обучение
4в Рыбачева Наталья Николаевна Формирование навыков чтения. Привитие интереса предмета путем индивидуализации домашнего задания.
1б Бушманова Виктория Вячеславовна Основные формы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
4г Черкасова Ольга Александровна Введение предмета «Основы светской этики» в начальной школе.
1а Жабина Елена Николаевна Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе.
1г Климук Екатерина Владимировна Работа со словарными словами
Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень. Работая по теме самообразования, учителя изучали литературу, собирали материал и оформляли его в папки, апробировали различные приемы в обучении учащихся, выступали на методических объединениях, конференциях, разрабатывали дидактический материал, уроки, занятия, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали свою деятельность, представляли накопленный опыт на заседаниях ШМО, мастер – классах для слушателей курсов ВОИПКиПРО, студентов ВГПУ.обобщение опыта работы
Учителя начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Учителями для представления своего опыта работы использовались: участие в городских, областных семинарах; практических конференциях, заседаниях ШМО, представление уроков и статей на сайтах: http://nsportal.ru, http://infourok.ru, http://pedsovet.org/
Используются новые возможности представления педагогического опыта, такие как:
участие в конкурсах:
В 2012- 2013 учебном году Лазутина Н. С. учитель начальных классов участвовала в Муниципальном профессиональном конкурсе «Педагогический Дебют 2013» в рамках IV городского фестиваля педагогического мастерства «От призвания к признанию2013г.» заняла III место
Грамоты от Центра Развития Молодежи за организацию конкурса «Специалист» проекта «ЭМУ» получили все учителя начальных классов;
Сизонова И. А., Бушманова В. В. получили свидетельства о публикации материалов на сайте http://infourok.ru/ , свидетельство и благодарность за подготовку к участию во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта infourok учащихся 3 класса.
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется компьютеры, телевизоры, интерактивные доски, учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение, способствует гуманизации образовательного процесса. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.
аттестацию учителей
В 2012-2013 учебном году подтвердили высшую квалификационную категорию Сизонова И. А., Лунева Э. А., Шестакова Е. Д, Процко Л. В., Курьина Т. И., Жабина Е. Н. Аттестация проводилась по направлению: изучение практической деятельности учителя и анализ активности педагога.
проведение открытых уроков – 25 открытых урока проведено в 2012/2013 учебном году. В этом году проводили открытые уроки для учителей Воронежской, Белгородской областей по ФГОС, для студентов ВГПУ. Была дана положительная оценка проведённых уроков. Учителя использовали элементы новых педагогических технологий, умело организовали исследовательскую деятельность учащихся, реализовывали творческие замыслы, использовали ИКТ.
Освоение современных технологий.
В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса. В течение года заполняли электронные журналы, проводили уроки с использованием мультимедиа и интерактивной доски, готовились к урокам и мероприятиям, используя презентации. Учителя в течение года работали в творческих группах по освоению различных технологий обучения. В своей работе используют элементы технологий проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, наибольшее внимание уделяется технологии развивающего обучения.
Работа с одаренными и способными детьми
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во всех городских, областных, всероссийских и международных конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.Предметные недели проходили в рамках реализации программы по учебно – воспитательной работе с младшими школьниками. В этом учебном году предметные декады проводились по математике, литературному чтению, русскому языку и окружающему миру. При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: путешествия, соревнования, конкурсы фотографий и рисунков, конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, подготовка и презентация проектов. Победителям и призерам вручены грамоты, участникам - дипломы. Учителя, в ходе предметных недель, проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствовало развитию творчества самого учителя. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.
В 2012-2013 учебном году методическое объединение начальных классов выявляет способных и одаренных детей и создает систему работы с ними.
Приоритетными направлениями деятельности стали:
раннее выявление способных и одаренных детей путем проведения школьных туров предметных олимпиад; активизация внеклассной деятельности учащихся.
В  этом учебном году участие в «ЭРУДИТ МАРАФОН  УЧАЩИХСЯ»  ЭМУ  
приняли 352 ученика! Выполнено 756 работ! 66 человек заняли 1 место, 5 человек - 2 место, 9 человек - 3 место. Гимназия № 9 занимает   12 место   в рейтинге активности школ (всего312 школ), в рейтинге результативности-       25 место    (299 школ) .  В регионе мы   занимаем   2 место.
ЭМУ- Специалист. Международный дистанционный конкурс для учащихся 1-4 классов – приняли участие - 362 чел. ( 773 работы)
ИТОГИ:
Международная олимпиада «Русский медвежонок» (приняли участие 165 учеников);
«Кенгуру» математическая олимпиада приняли участие 67 чел.,
Мониторинг «Кенгуру» выполнили 100 человек.
Международная творческая олимпиада «Совенок» приняли участие 48 чел.
Во 2 тур вышли Клиновая Мария, Гончарова Анна 3 «В» класс, учитель Лунева Э. А.
Винокурова Саша и Кравчук Маша 4 «А», учитель Шестакова Е. Д.
В районной интеллектуальной игре «Совята» приняли участие 15 учеников гимназии.
ИТОГИ:2 классы:II место      Клычева Жанна,  2 класс «А», учитель Проскурякова Мария ИвановнаIII место   Крюков Елисей, 2 класс «Б», учитель Свиридова Ольга Ивановна
классы: II место  Леонов Семен, 3 класс «В», учитель Лунева Эльвира Александровна
классы:
II место    Сердюкова Александра, 4 класс «Г», учитель Черкасова Ольга АлександровнаИтоги XV районного фестиваля риторики:
 I место - Гончарова Мария, 3 класс "Б", учитель Сизонова Ирина Александровна
III место - Винокурова Александра, 4 класс "А", учитель Шестакова Елена Дмитриевна
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 1-4 классов (организатор: проект INFOUROK.RU) приняли участие учащиеся 3 класса «Б» - 20 чел. по русскому языку (3 место: Пупкова Ирина, Гончарова Мария, Клочкова Марина, Федосова Анастасия, Думбадзе Георгий, Черкасова Юлия) и 7 чел. по англ. языку (Гончарова Мария – 3 место) и 1 класса «Б» по русскому языку – 15 чел. Учащиеся 4 класса «А» стали победителями школьного и регионального тура интеллектуального марафона учеников – занковцев (учитель Шестакова Е. Д.)
Команда 4 класса «А» приняла участие во Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников – занковцев в г. Казани (4 место) учитель Шестакова Е. Д.
С целью выявления участников будущих городских олимпиад и интеллектуального марафона в школе были проведены предметные олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру в 4-х классах, интеллектуальный марафон для обучающихся 1-4 классов.
Из участников районной олимпиады призовые места заняли:
Математика
1 место – Богер Павел, 4 класс «А», учитель Шестакова Е. Д.
Русский язык
3- место - Деренских Даниил, 4 класс «А», учитель Шестакова Е. Д.
Окружающий мир
место – Сердюкова Александра, 4 класс «Г», учитель Черкасова О. А.
В течение этого года обучающиеся участвовали в различных спортивных конкурсах:
1 место в игре «Веселые старты» в районе, 2 место в городе заняла команда 3-х классов, 1 место в районе по футболу.
Организация внеклассной работы
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа по предметам. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-практические конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, праздники, конкурсы, предметные декады.
Учащиеся начальных классов принимают активное участие в конкурсах, проводимых в рамках гимназии, района, города:
Выставка рисунков «Мой любимый учитель» (127 чел. 3-4 классы)
«Планетарий». Учащиеся получили много познавательной и полезной информации о вселенной. Мероприятие проведено в виде дискуссии.
Сбор макулатуры. Акция «Чистая земля» Собрано более 12 т макулатуры.
Посвящение в гимназисты первоклассников.
Осенний бал. Мероприятие проведено в стиле театрализованного представления.
Конкурс «Осень золотая» (букет)
Конкурс «Мой портфолио»
Спектакль по ПДД «По дороге с Буратино»
Конкурс «Зимний букет»
Конкурс «Покормите птиц зимой»
Акция-поход в детсады №121,120,131 «Подари кормушку»
Акция «Я –горжусь»
Новогодние праздники
Рождественские колядки
Выставка рисунков «Любимый Воронеж»
Конкурс чтецов(стихи о Воронеже)
Выставка рисунков и поделок по противопожарной безопасности
Спортивный турнир «Рыцари, богатыри, солдаты»
Выставки газет «8 марта», «23 февраля»
Музыкально-фольклорное представление «Широкая Масленица»
День Победы
Прощание с начальной школой 4-х классов
Учителя начальных классов ведут огромную воспитательную и краеведческую работу с учащимися:
проведение экскурсий «Костенки» (Сизонова И. А., Шестакова Е. Д.)
краеведческий музей ( Давыдова М. С., Бушманова В. В., Миляева М. А., Проскурякова М. И., Климук Е. В.,Жабина Е. Н., Глазкова Т. В.)
посещение театров ТЮЗ, Оперы и балета, кукольного театра, цирка;
Кремлевская елка в Москве (Черкасова О. А., Бушманова В. В., Курьина Т. И., Рыбачева Н. Н., Процко Л. В.)
Елка в Коломенском г. Москва (Сизонова И. А., Шестакова Е. Д., Лазутина Н. С.)
Музей «Арсенал» (Черкасова О. А., Сизонова И. А., Давыдова М. С., Бушманова В. В.,)
Г. Киев (Шестакова Е. Д., Бушманова В. В., Черкасова О. А.)
Санкт – Петербург (Лунева Э. А.)
Зоопарк (Старый Оскол) – Черкасова О. А., Лунева Э. А.
Зоосад (Бушманова В. В.)
Экскурсия по Воронежу (Климук Е. В., Глазкова Т. В., Лунева Э. А., Бушманова В. В. )Сафари – парк (Лунева Э. А.)
Павловск – Белогорье (Сизонова И. А., Процко Л. В.)
Парк развлечений (Сизонова И. А., Процко Л. В.)
Воронежский заповедник (Глазкова Т. В.)

Предложения:
Для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в следующем учебном году необходимо:
совершенствовать систему выявления и развития одарённых детей;
внедрять разнообразные формы дифференцированной индивидуальной и специально направленной работы на развитие способностей ребёнка;
апробировать инновационные формы и технологии работы с одарёнными детьми
организовать обмен опытом по работе с одарёнными детьми;
Таким образом, работа методического объединения показала, что запланированный план работы ШМО выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Методическое объединение систематически изучает нормативную и методическую документацию; изучает и внедряет в практику работы новые методики и технологии; оказывает методическую помощь молодым специалистам.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
низкая взаимопосещаемость уроков педагогами начальной школы;
накопленный опыт работы учителей мало отражается в печатных изданиях;
создание банка методических разработок учителей в электронном виде

Учитывая вышесказанное, на 2013/14 учебный год ШМО продолжит работу по теме:
«Профессиональная компетентность учителя начальных классов как средство повышения качества образования на этапе реализации ФГОС НОО»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи МО:
ознакомление учителей с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения высокого качества образования обучающихся начальной школы;
развитие стремления учителей к педагогическому творчеству и профессиональной самореализации;
анализ заданий учебника с точки зрения возможностей формирования УУД;
анализ уроков, разработанных коллегами, с позиций требований ФГОС;
разработка уроков в контексте формирования УУД;
отработка первичных умений по формированию у младших школьников УУД.
Составила руководитель ШМО учителей начальных классов Сизонова И. А.