Модель урока по УМК «Школа 2100» (4 класс) предмет «Литературное чтение» тема урока «Обобщение знаний по сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»


ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра начального образования
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации по теме:
«Инновационные педагогические технологии как условие реализации системно-деятельностного подхода»
Модель урока
по УМК «Школа 2100» (4 класс)
предмет «Литературное чтение»
тема урока «Обобщение знаний по сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»
Выполнена:
Ворониной Татьяной Александровной
учителем начальных классов
МБОУ СОШ №11 г. Ставрополя

Руководитель:
Заведующий каф.
начального образования, к.п.н.
Маяцкая Валентина Александровна,
Ставрополь, 2015г.
Метод постерной презентации
Теоретическая часть
Постерная технология - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
В процессе построения знаний технология может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.
Особенностью данной технологии является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
Результатом работы становится не только сам постер, реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.
Из действующих педагогических методов данная технология приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.
Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.
Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе постерной технологии все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПОСТЕРА (ПО АЛЕКСЕЕНКО И.В.):
1 этап: создание творческих коллективов (парная или групповая работа, сотрудничество между участниками, взаимоконтроль)
2 этап : мозговой штурм (обсуждение разных вариантов решения задания, отбор наиболее удачных решений, постановка целей)
3 этап: изготовление постера (определение концепции, выбор структуры, выбор средств для лучшего донесения информации)
4 этап : презентация постеров (донесение важной информации до слушателей, аргументированное изложение своей точки зрения)
5 этап: рефлексия (определение степени достижения группой поставленных целей, контакт с аудиторией, взаимодействие со слушателями)
Алгоритм работы над постером
Определение тематики постера.
Постановка задач.
Выбор материалов.
Создание творческого продукта.
Презентация продукта.
При создании постера можно использовать:
картинки,
слова,
словосочетания,
знаки,
символы,
лозунг
Практическая часть
Цель:
Обучающая:
- обобщить знания детей по сказке А.С. Пушкина;
- формировать основу правильного типа читательской деятельности;
- дать представление и учить создавать постер.
Воспитывающая:
- создавать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению,
- воспитывать культуру общения в группе;
- уважать мнение товарищей и желание объективно оценивать свои достижения.
Развивающая:
- развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- развивать интерес к жанру «сказка».
познавательные действия:
- постановка и формулирование проблемы,  при просмотре иллюстраций, формулировании и обсуждении названия сказки и ее автора;
- поиск необходимой информации при обсуждении своего выбора;
- умение структурировать знания при внесении своих предложений при обсуждении в группах;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формировании своего ответа;
-поиск и выделение необходимой информации при составлении плаката или картинки,
- умение структурировать знания при выборе материала;
- постановка и формулирование проблем при определении необходимой информации;
- поиск и выделение необходимой информации при обсуждении распределения выбранного материала на ватмане;
- умение структурировать знания при расположении элементов рекламы;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач при возникновении разногласий;
коммуникативные действия:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем;
- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
личностные действия:
- проявление устойчивого познавательного интереса при работе над понятиями «жанр: сказка», «иллюстрация» и просмотре иллюстраций.
- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при работе над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при обсуждении идей и принятии решения;
- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию на всех этапах работы над постером;
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при распределении выбранного материала на ватмане;
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при обсуждении групповых работ;
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при презентации своей работы;
регулятивные действия:
- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при просмотре иллюстраций, формулировании и выдвижении версий рекламы;
- принятие общего решения в каждой группе по изготовлению рекламы;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при обсуждении своей рекламы;
-принятие решения в группах по изготовлению рекламы.
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при подборе необходимого материала для своей рекламы.
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при обсуждении представленных моделей реклам;
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при получении конечного продукта.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- инструменты и материалы: ватман, ножницы, карандаши, фломастеры, линейки, ручки, раздаточный информационный материал.
Тип урока: урок-обобщение знаний
Межпредметные связи:
- технология
- информатика
- ИЗО
Этап урока Содержание заданий (для учащихся) Виды деятельности, формы организации работы Планируемые результаты
Предметные Личностные, метапредметные (формирование УУД)
1.Распределение детей по творческим группам
Определение тематики постера- Разбейтесь на группы по цвету жетона.
- Просмотрите иллюстрации и определите, к какой сказке они относятся и кто её автор?
Посовещайтесь в группе и коллективно определите тему сегодняшнего
урока.
- Разбиваются на группы по цвету жетона.
- Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы, посовещавшись в группах.
- Дети коллективно определяют тему урока. Знать: понятия «жанр: сказка», «иллюстрация», содержание сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Уметь:слушать и вступать в диалог, взаимодействовать и сотрудничать в группе.
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса при работе над понятиями «жанр: сказка», «иллюстрация» и просмотре иллюстраций.
- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при работе над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при просмотре иллюстраций,
формулировании и обсуждении темы и цели урока;
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы,  при просмотре иллюстраций, формулировании и обсуждении названия сказки и ее автора
Общеучебные УУД:
- постановка и формулирование проблемы,  при просмотре иллюстраций, формулировании и обсуждении названия сказки и ее автора;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- постановка и формулирование темы и цели урока;
Логические УУД:
-построение логической цепи рассуждений при обсуждении темы и целей урока.
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнении,- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
учет разных мнений и умение обосновать собственное
-умение договариваться, находить общее решение;
-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
2. Постановка задач - Подумайте, как можно привлечь внимание других учеников к этой сказке?
- Давайте придумаем рекламу к этой сказке. - Дети обсуждают в группах ответ на поставленный вопрос.
- Дети обсуждают в группах варианты рекламы.
Каждая группа предлагает свои версии и определяется с выбором.
Знать: способы привлечения внимания учащихся к сказке
Уметь: аргументировать свои мысли, правильно, доступно их выражать и приходить к общему мнению Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при предложении своих идей;
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при обсуждении идей и принятии решения;
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при обсуждении выдвижении версий рекламы и определении с выбором;
- принятие общего решения в каждой группе по изготовлению рекламы;
- оценивание успешности решения учебной задачи по плану, определённым совместно с одноклассниками и учителем при изготовлении рекламы;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при обсуждении своей рекламы;
-принятие решения в группах по изготовлению рекламы.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- поиск необходимой информации при обсуждении своего выбора;
- умение структурировать знания при внесении своих предложений при обсуждении в группах;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формировании своего ответа;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач при выборе рекламы.
Логические УУД:
- анализ, сравнение, классификация при обсуждении своей рекламы в группах;
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при обсуждении поставленной задачи в группах);
- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при разногласиях в группах;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при обсуждении рекламы;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное при возникновении разногласий;
- умение договариваться, находить общее решение при работе;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при выборе рекламы;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при обсуждении методов привлечения учащихся к чтению.
3. Выбор материалов На столе у каждой группы находятся материалы для изготовления рекламы.
-Выберите информацию, которая вам понадобится для рекламы. -Работают в группах с информацией, высказывают свое мнение, составляют план работы.
-Выбирают необходимый материал для своей творческой рекламы и начинают работать.
Знать: содержание сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтана…»;
принцип составления плана.
Уметь: составлять план, слушать и вступать в диалог, взаимодействовать и сотрудничать в группе, пользоваться колющими и режущими предметами. Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с информацией по изготовлению рекламы;
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при выборе материала.
Регулятивные УУД:
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при подборе необходимого материала для своей рекламы.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации при составлении плаката или картинки,
- умение структурировать знания при выборе материала;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при изложении собственного мнения при выборе;
- постановка и формулирование проблем при определении необходимой информации.
 Логические УУД:
- анализ, сравнение, классификация при составлении рекламы или картинки,
- установление логической цепи рассуждений при составлении картинки,
- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при составлении рекламы или картинке;
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при составлении рекламы или картинки,- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при составлении рекламы или картинки,
-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при составлении рекламы или картинки,
-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при составлении рекламы или картинки.
4. Создание творческого продукта. Оформите результаты своего труда на ватмане.
-Приступайте к работе.
Посовещавшись, группы приступают к работе (создание постера). Знать: правила оформления и расположения информации, правила работы в группах, правила техники безопасности,
способы привлечения внимания учащихся к сказке; 
Уметь: прислушиваться к мнению участников команды, работать в группе, избегать конфликтных ситуаций, творчески мыслить Личностные УУД:
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при составлении рекламы - коллажа,
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при распределении выбранного материала на ватмане;
 Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- построение знаково-символических моделей при изготовлении работы;
- поиск и выделение необходимой информации при обсуждении распределения выбранного материала на ватмане;
- умение структурировать знания при расположении элементов рекламы;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе над рекламой;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач при возникновении разногласий;
Логические УУД:
- анализ, сравнение, классификация при распределении выбранного материала на основной части рекламы;
- построение логической цепи рассуждений при оформлении своей работы.
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при составлении рекламы.- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при составлении рекламы - коллажа,
-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при составлении рекламы,
-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при составлении рекламы,
-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору при составлении рекламы,
-учет разных мнений и умение обосновать собственное при составлении рекламы,
-умение договариваться, находить общее решение при составлении общей рекламы,
-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе в группе,
-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на заданную тему,
-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при выполнении заданий на заданную тему,
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности при создании рекламы.
5. Презентация продукта. -Ребята, давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Представитель от каждой группы должен продемонстрировать свою рекламу и объяснить свой выбор.
- Обсудите увиденные работы в группах.
-У вас получились прекрасные работы.
Вы хорошо поработали и получили новую модель вашей рекламы, которая называется -«Постер».
-Как вы думаете, увидев ваш постер, захотят ли дети прочитать сказку А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…»? -Представитель от каждой группы демонстрирует и комментирует свой выбор.
- Учащиеся обсуждают
в группах представленные рекламы и аргументируют свой выбор.
-Дети высказывают свое мнение. Знать: правила презентации своей работы.
 
 
 
Уметь:
выбирать представителя от группы.
Представлять свою рекламу. Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при защите своей творческой работы;
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при обсуждении групповых работ;
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при презентации своей работы.
Регулятивные УУД:
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при защите своей рекламы;
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при обсуждении представленных моделей реклам;
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при получении конечного продукта.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- умение структурировать знания при защите своих работ по группам;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при представлении своих моделей;
- постановка и формулирование проблем при отчёте о проделанной работе.
Логические УУД:
- анализ при подведении итога проделанной работы;
- построение логической цепи рассуждений при презентации своей работы.
Коммуникативные УУД:
- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при анализе представленных групповых работ;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при демонстрации готового продукта по группам;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при демонстрации творческого продукта;
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору при обсуждении групповых работ;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное при защите своей рекламы;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обсуждении работ групп;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на этапе презентации рекламы;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при демонстрации конечного результата( постера);
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при защите готового продукта.
Литература
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова и др. – М., 2010.
2.Богачинская Ю.С. Опыт использования постерной презентации в процессе формирования тьюторских компетенций/ Ю.С. Богачинская// Школьные технологии. – 2014. - №1 – 142-146.
3.Технологии воспитания и обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск, 2011.
4.«Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания». Мастер-класс учителя истории и обществознания Петрушиной И.В. petrushina.ivsoft.ru›docs/posternaya-5.Технология формирования коммуникативных компетенций. Алексеенко И.В. http://sibac.infoXL Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2014 г.)