Урок литературного чтения А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане… 3 класс
МОУ СОШ №17 г.Серпухов
Конспект урока
по литературному чтению
учителя начальных классов
Григоровой Регины Анатольевны
г.Серпухов
2016
Технологическая карта урока по литературному чтению.
Тема урока : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Цели для ученика
1.Читательские умения при работе с текстом.
2.Активизировать вдумчивое чтение.
3.Давай характеристику героям сказки, анализировать произведение.
4.Развить поисковую познавательную деятельность.
Цели для учителя
Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; формировать читательские умения детей при работе с текстом; учить давать характеристику героям.
Развивающие: развить познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать , обобщать, анализировать.
Воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умения работать в группе.
Тип урока:
Систематизация и обобщение знаний.
Используемое оборудование:
Учебник по литературному чтению УМК«Школа России» 3 класс, иллюстрации, портреты героев сказки, «кластер», волшебная палочка, шкатулка, презентация, фонограмма отрывка из оперы Н.А. Римского Корсакова «Три чуда».
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Орг. момент.
-Здравствуйте! Слово такое чудесное.
Доброе светлое, чуточку нежное.
Здравствуй те скажем мы новому дню. Здоровья желаем всем и всему!
Здороваются.
Регулятивные УУД:
Осознавать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.
2.Мотивация к учебной деятельности.
М.ц.:
-Каким бы вы хотели видеть наш урок? ( интересным, творческим)
-Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким?( внимательность, старательность..)
Отвечают на поставленный вопрос.
Познавательные УУД: Построение правильного речевого высказывания.
Личностные УУД:
Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
Осознавать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения
3.Актуализация знаний.
М.ц.: использование элемента критич-го мышления.
-Ребята, давайте с вами вспомним, какую сказку мы изучаем?
-Кратко мы называем ее «Сказка о царе Салтане», соберите из слов полное название сказки.
-Сегодня мы продолжаем работать с этой сказкой.
-Определить направление нашей работы поможет нам пословица:
«Мир не без добрых людей».
-Как вы ее понимаете?
-А каких людей больше? Добрых или злых?
-Над этим вопросом мы будем сегодня работать.
-И выясним так ли это.
Тема нашего урока: «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина».
Изучаем «Сказку о царе Салтане».
На доске по очереди дети собирают из разрезанных слов полное название сказки.
Ученики высказывают свои мнения.
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.
Личностные УУД:
Нравственно-этическая ориентация.
4.Обобщение
М.ц.
использование игровой технологии.
Технология критического мышления метод: «Кластер».
Физ.минутка.
Выборочное чтение
5.Применение знаний и умений .
·
6.Рефлексия.
Итог.
М.ц.: использование игровой технологии.
-К какому виду относится это сказка? ( волшебная).
-Докажите! Найдите отрывки в учебнике и прочитайте.
-Я сегодня на урок принесла шкатулку, не простую, а волшебную.
-Отгадайте, какой предмет лежит в этой шкатулке, который может помочь найти ответы на все вопросы? (Это книга)
-У каждого из вас есть такая книга.
-Она послужит нам справочником и поможет найти ответы на все интересующие вопросы.
-А еще у меня в шкатулке предметы, которые принадлежат героям сказки.
-Отгадайте их.
(Царь-корона, Гвидон-пчела, повариха-половник, ткачиха- веретено.)
-У каждой группы на столе лежит «кластер», который вы должны собрать. Для этого у вас есть на столах набор слов характеризующие героя. Подберите характеристику своего героя.
-Составляем единый «кластер» сказки.
(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)
- Изобразите волны, набегающие на берег.
- Летящую царевну Лебедь
- Гвидона, натягивающего лук.
- Танцующую белку, поющую песенки.
- Богатырей, выходящих из моря.
-Кто из вас знает, что за музыка звучала?
- Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».
А написал её русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.
-А теперь найдем подтверждение в нашей волшебной книге.
- Каких героев больше?
-Ребята, давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: Каких людей больше? Добрых или злых?
-У меня на экране есть пословицы, выберите , которые относятся к нашей сказке:
Злой человек не проживет в добре век.
Вся семья вместе , и душа на месте.
Нет ничего тайного , что не стало бы явным.
На обмане счастья не построишь.
-К каким героям мы можем отнести эти пословицы?
-Ребята, у меня есть «волшебная» палочка, с помощью которой вы сможете помочь измениться в лучшую героям сказки.
-Продолжите фразу:
« Я хочу помочь.»
Отвечают на вопросы.
Отгадывают предмет.
Отгадывают предметы из шкатулки
Работают в группах с «Кластером».
Составляют характеристику героя.
Выполняют физ.минутку
Работают с текстом, находят характеристику в учебнике и зачитывают ее.
Отвечают на вопрос.
Читают пословицы.
Объясняют их значение.
Отвечают на вопрос.
Работают с «волшебной палочкой».
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Регулятивные УУД:
Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения, работа в группах.
Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение,
поиск известной информации.
Коммуникативные УУД:
Работа с партнером, диалог с учителем.
Регулятивные УУД:
Взаимопроверка, контроль и коррекция.
Познавательные УУД:
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные
Умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД:
Оценивание детьми собственной деятельности.
15