Урок литературного чтения: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


Урок литературного чтения: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Базовый учебник и рабочая тетрадь: Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Цель  урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.
Задачи:
Обучающая: познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил Яковлевич Маршак). 
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)
Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости, злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости, добросердечности и умению прощать.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Необходимое техническое оборудование Книга «Русские народные сказки», Сказки русских писателей. Текст  сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок А.С. Пушкина
Подготовительная работа: Чтение сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными моментами жизни поэта; конкурсы рисунков: «Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;
Оформление доски:

ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок. Встали красиво,  спинки прямые, с хорошим настроением начнём  наш  урок. Жалею вам удачи.
2. Объявление темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я предлагаю провести исследование,  то есть научную работу. В любом исследовании  есть гипотеза  (слово ГИПОТЕЗА на доске)
3.  Словарная работа
– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что  сказал Самуил Яковлевич Маршак. 
Прочитайте
На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
4. Постановка цели  урока
– Нам с вами нужно будет доказать , что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что это высказывание не верно.
5. Основная часть урока
Учитель: Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы.
Докладчик выйдет к доске,  и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина
Вывешиваю на доску  портрет Пушкина и табличку с датами жизни
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы
Родился  6 июня 1799 года в Москве. Здесь  он жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того времени, пока его не определили в  Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против царского самодержавия  ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое имение Пушкиных.  В ссылке в Михайловском жил вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал нянины сказки.Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре Псковской  губернии, недалеко от Михайловского.
Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих литературных  жанрах  сумел создать замечательные классические произведения,  а в некоторых настоящие шедевры(обращение к выставке книг.)
 К которым мы по праву относим его сказки
– Сколько сказок написал Пушкин ?    ( (5)
– Давайте перечислим их.
Дети:
1830 г.      «Сказка о попе и работнике его Балде»
1831 г.      «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
1833 г.      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1833 г.      «Сказка о рыбаке и рыбке»
1834 г.      «Сказка о золотом петушке».
Учитель:Кстати сказать, «Сказка о Попе и работнике его Балде» в этом году  отметила юбилей так как была написана  ( 1830 году) С момента написания прошло 180 лет! Пушкин создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете  сказки Пушкина.
Викторина
1. Сколько лет жил старик со своею старухой?   ( 33 года).
2. О ком написан отрывок?
«Что и  жить в такой тревоге?Вот он с просьбой о подмогеОбратился к мудрецу,Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне  «Сказка о Золотом петушке»)
3. Кого испугался герой сказки Пушкина?
«Испугался бесёнок и к дедуПошёл рассказать про такую беседу.Черти стали в кружок,Делать нечего – собрали полный оброк…»
 (Балду.   Из «Сказки о попе и работнике его Балде»)
4. Послушайте отрывок  и сказки:
« В дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки».
– О ком идёт речь?  Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)
5. Посмотрите на этот предмет и скажите,  из какой сказки? (Яблоко  из  «Сказки  о мёртвой царевне и семи богатырях)
6. Что грызла белочка под высокой елью? И  в какой сказке это происходило? (Золотой орех в «Сказке о царе Салтане)
7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой сказкой и как их можно соотнести? (Князь Гвидон  в «Сказке о царе Салтане…» превращается в комара, муху, шмеля)
Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках, ответьте
– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна) 
(Портрет появляется на доске)
– Любимая  нянюшка – Арина Родионовна.  Простой русской женщине  посвятил Пушкин такие строки
Ученица рассказывает отрывок.
               НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждёшь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа чёрный путь;Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь…
                                                                           А.С. Пушкин
Учитель: Она знала великое множество русских народных песен,  сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.  Мы с вами говорили о русских народных сказках.
– Что характерно для них?
Троекратные повторы                  на доске
– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына,  дочери,  три задания,  три чуда)Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях  в народных сказках  говорят одними и теми же словами.
«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
«Сивка Бурка»  заклинание тоже повторяется
Емеля  «По щучьему велению, по моему хотению»…
Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните
Устойчивые выражения                    на доске
– Что такое устойчивые выражения ? (Это выражения, которые встречаются ,  повторяются во многих сказках)
Близко ли, далёко ли
Долго ли коротко
Я там пил, мёд пиво пил
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
И стали они жить поживать да добра наживать
– Зачем   использовались в сказках  устойчивые выражения? (Чтобы было лучше запомнить текст сказки)
Учитель: В  русских народных сказках встречаются  устойчивые эпитеты
Устойчивые эпитеты              на доске
– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)
Эпитеты – это образные  художественные определения, чаще всего выраженные прилагательными.
– Приведите примеры эпитетов  из сказок русских народных
Учащиеся приводят примеры
Терем высокий
Сети шелковы
Буйна голова
Земля сыра
и т.д.
Учитель: А теперь будем работать со сказкой  Пушкина. Давайте прочитаем, каким словами начинается сказка А.С. Пушкина.
(Дети читают)
Три девицы под окном Пряли поздно вечеркомКабы я была царица
– Смотрите, как и в  русских народных сказках:  «три девицы», «кабы я была царица».  Давайте сравним.  Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в золоте» (Дети читают)
«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваемА вторая говорит:А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»
– Похожи эти две сказки?–  Которая на ваш взгляд интереснее?– Почему?– А в сказке Пушкина  есть повторы? Найдите.– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.– В кого первый раз?  (Комар)– Второй раз (Муха)– Третий раз (Шмель)– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона чудеса)– Найдите и прочитайте.
Выборочное чтение.
1. Сначала появляется на острове белка
Белка песенки поётДа орешки всё грызёт.
2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»
3. Третье  чудо, когда лебедь превращается в царевну.
«Встрепенулась, отряхнуласьи царевной обернулась,
Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у Пушкина)– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.
Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнах На раздутых парусах»Пушки с пристани палят,Кораблю пристать велят.Князь Гвидон зовёт их в гости,Их и кормит и поит,И ответ держать велит»
– Да, одними и теми же  словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что он  говорит Лебеди? Найдите и прочитайте.(Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,Одолела молодца:Видеть я б хотел отца»
– Как вы думаете, почему же  царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.) – Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так  царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы  его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте  (Выборочное чтение)
Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь;Не мышонка, не лягушку,А неведому зверушку.
– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мамаЕго была счастлива.
Учитель:  А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей сказке устойчивые  эпитеты. (Да)– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)
Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную речь.
Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.
На доске:
Наступает срок родин
В гневе начал он чудесить
 Глядь по верх текучих вод
Лебедь белая плывёт
– Как вы понимаете смысл этих выражений
Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.
Начал чудесить – разозлился, разгневался
Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»
– Приведите  свои примеры простонародных выражений:
1.«За морем житью не худо»2.« Здравствуй, красная девица»3.«И пустили в окиян»
Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В народной сказке обычно царевна такой красоты…
Что ни в сказке сказать.Ни пером описать
– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь?  (Ответы детей)
Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит;А сама то величава,Выступает, будто пава…
– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,А за белыми стенамиБлещут маковки церквейИ святых монастырей.
– Давайте вспомним, чем похожи сказки  Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»
1. Три сестры2.Третью взял в жёны царь3. Первые две стали завидовать4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.6. Есть корабельщики7. Есть три чуда и т.д.
Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным. Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.Князь Гвидон гостеприимный.)
– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная, отзывчивая. Она скромная, только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а  не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)
6. Итог урока
– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод: Так как в сказке Пушкин  использует формы народного песенного стиха,использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка –  повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам  в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:
Чему нас учит князь Гвидон?
Чему нас учит царевна Лебедь?
Или выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,
9. Рефлексия
– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже перечисленных:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
– Спасибо всем за работу! Молодцы!