Конспект по математике «Путешествие в математическое королевство»
Конспект по математике «Путешествие в математическое королевство»
I. Программное содержание:
Обучающие задачи:
упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
закрепить знания о последовательности дней недели, времён года
закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки
больше, меньше, равно.
закрепить порядковый счёт
закреплять умение различать и правильно называть геометрические
фигуры.(плоские и объёмные)
Развивающие задачи:
создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
развивать воображение, смекалку, зрительную память;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, плоские и объёмные геометрические фигуры
Демонстрационный материал: «письмо», карточки с геометрическими фигурами, геометрические фигуры (плоские и объёмные)
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, карандаши, карточки с числовыми домиками.
Материал: плакат «Математическое королевство», числовые домики для проверки, сундучок с конфетами
Ход занятия:
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня, когда я шла на работу, со мной приключилась история. Ко мне подошёл странного вида человек, сунул в руки письмо и велел прочитать его только вместе с вами. Ну, что прочитаем письмо?
Чтение письма.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.
Королева Математики».
Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Дети: - Да
Педагог:
-Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. А, здесь какая- то записка, давайте её прочтём.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на плакате? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
-Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
А нас ждет первое задание.
Задание №1
-Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Нам нужно составить натуральный цифровой ряд. Прежде чем мы начнём выполнять задание , давайте вспомним ,что же такое натуральный цифровой ряд? (это числа которые стоят по порядку) Расставьте их правильно. (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10).
Илья, посчитай числа по порядку прямым счётом.
Марина, посчитать в обратном порядке ( счёт от10 до 1).
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
какое число вы поставили между числами 7 и 9
какое число вы поставили между числами 1 и 3
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
назовите последующее число числа 6;
назовите предыдущее число числа 2;
назовите последующее число числа 4;
назовите предыдущее число числа 9;
назови число, которое больше числа 3 на 1.
назови число, которое больше числа 5 на 1.
назови число, которое больше числа 7 на 1.
-Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду
Задание №2
-И я читаю следующее задание:
Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о
равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
Задание №3
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физминутка!!!
Широко расставив ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево-вправо, влево- вправо.
Получается на славу.
Молодцы!
Влево-вправо, влево-вправо
Задание №4
Королева математики во всем любит порядок. Вот и дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку. А в каждом домике жили дни недели. Злой волшебник и здесь навёл путаницу. Нам нужно правильно, по порядку расставить домики с их жильцами.
Сколько всего домиков?(7) А как вы думаете, почему?(потому что в неделе семь дней)
Давайте вспомним какой по счёту первый день недели? ( понедельник)
Какой второй день недели? (вторник)
Какой третий день недели? (среда)
Какой четвёртый день недели? (четверг)
Какой пятый день недели? (пятница)
Какой шестой день недели? (суббота)
Какой седьмой день недели? (воскресенье)
Обратите внимание, у каждого домика есть свой номер. Расставьте домики так, чтобы они соответствовали очередности своим жителям ( дням недели)
Дети выполняют задания.
Задание №5
Ребята, давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в студию
- ночью люди обедают
- вечером вы всей семьёй ужинаете
- В неделе 7 дней
- За понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- Весна наступает после лета
Задание №6
-Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили.
Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить на каждом этаже вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
Задание №7
-Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магических геометрических фигур (плоских и объёмных), которые спрятались в загадках. Если мы, ребята, разгадаем все загадки правильно, колдун больше не сможет пакостить, и превратиться в доброго волшебника.
Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! Круг.
Три вершины, Три угла, Три сторонки – Кто же я? Треугольник.
Он давно знакомый мой,Каждый угол в нем прямой,Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его… квадрат.
Вы подумайте, скажите ... Только помнить вы должны: Стороны фигуры этой Противоположные равны. Прямоугольник.
Встал квадрат на уголок –Ткнулся носом в потолок.Вверх он рос еще дней пять.Как теперь его назвать?(ромб)
Треугольник с полукругом Круг дразнили «толстым другом».Круг, расстроившись до слез,Уже стал и вверх подрос.Кто же угадает тут,Как теперь его зовут.(овал)
Треугольник сунул носВ реактивный пылесос.А без носа он, – о, боже! –Стал на юбочку похожим.Интереснее всего,Как теперь зовут его.(трапеция)Он и мячик, и клубок,И Луна, и колобок.(шар)Вечеринки гость всегдашний,Но не шар и не флажок,Он похож на крышу башниИ на вафельный рожок.(конус)
Шесть квадратов подружилисьИ в него навек сложились.(куб)
У батона колбасы
Мы отрезали носы,Он теперь – мужская шляпаУдивительной красы.(цилиндр)
Молодцы, злые чары сняты!!!
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие?
Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?
Посмотрите, это сладкие гостинцы!!