План-конспект НОД с одарёнными детьми «В поисках цветика-семицветика»


План-конспект НОД с
одарёнными детьми
«В поисках цветика-семицветика»

Цель: развитие предпосылок одарённости у детей 6-7 лет на основе литературного произведения.
Задачи:
Образовательные: Учить опосредованному соизмерению предметов с помощью условной мерки (находить предмет, равный условной мерке).
Развивающие: Развивать мыслительные операции, интерес к экспериментированию, умение выдвигать гипотезы и находить способы их проверки.
Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Закреплять навыки ориентировки в пространстве от себя, практические навыки работы с разнообразным материалом.
Воспитательные: Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается.
Следить за осанкой детей.
Оборудование и демонстрационные материалы:
Мультимедийный проектор, презентация, музыка для психогимнастики, «ковёр-самолёт», мольберт с изображением дорожек, шкатулка, лента, ножницы, маркер, ёмкость с водой, детский крем, бумажные полотенца для рук,
Раздаточный: бросовый материал, клеёночки, пластилин, салфетки для рук.
Предварительная работа: чтение сказки Катаева «Цветик-семицветик».

Ход НОД.
Дети стоят в кругу.
Вос-ль: Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте по нашей традиции возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. (Дети улыбаются) За окном уже весна, но ещё холодно, а у нас в зале тепло и уютно, от наших улыбок.
(Слайд 1.)
Вос-ль: Ребята, посмотрите. (Показывает на экран, на котором, изображение Жени из мультфильма «Цветик-семицветик»)
- Вы знаете, кто это? (Ответы детей)
Вос-ль: Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», помните, мы с вами читали эту сказку? (Да)
- Ребята, но почему-то на Женином лице нет улыбки. Женя, что случилось?
Женя: Здравствуйте, ребята! Я потеряла последний лепесток своего цветика-семицветика, а мне так хочется, чтобы мальчик Витя смог бегать, прыгать и играть со мной в догонялки. Помогите   мне, пожалуйста, найти волшебный лепесток.
Вос-ль: Ребята, а как же мы сможем помочь Жене? (Ответы детей)
Вос-ль: Правильно, а ещё, для того, чтобы ей помочь найти последний лепесток, мы можем отправиться в сказку, и вспомнить, на что Женя потратила другие лепестки «цветика – семицветика».
- Но на чем же мы отправимся в путь? (Ответы детей)
Вос-ль: Да на всём этом мы можем отправиться в сказку, но я вам предлагаю
полететь на «ковре – самолете».
Вот он раскинулся. Посмотрите, какой он большой.
Один, два, три, четыре, пять - мы готовимся взлетать,
Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:
Чтобы наш самолет поскорей летел вперед!
(Слайд 2.) (Звук самолёта) 
Вос-ль: Вот летим мы над полями
Вот и море перед нами
Вижу лодку рыбака,
Море шире... иль река?
Вос-ль: Море.
Вос-ль: Один, два, три, четыре - ну, конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз,
Выше дерево иль куст?
Дети: Дерево.
Вос-ль: Дерево выше, а куст ниже.
Один, два, три, четыре, пять - не ошиблись вы опять
Справа горы высоки. Покажите и скажите где?
Дети: Справа. (показывают)
Вос-ль: Слева - реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?
Дети: Слева. (показывают)
Вос-ль: Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.
Дети: Впереди. (показывают)
Вос-ль: Ой! Ковер клонится назад!
Чтоб на нем удержаться, нужно всем вперед наклоняться.
Всё опасность миновала, продолжаем мы полет.
Вижу сказку я, ребята, встреча с Цветиком нас ждет.
(Слайд 3.)
Ребята, ну вот мы и в сказке, давайте вспомним, на что Женя потратила первый лепесток?
Дети: Она захотела вернуться домой.
Вос-ль: Правильно. Женя заблудилась и пожелала вернуться домой.
(Педагог открывает на мольберте изображения трёх домов, к которым подходят прямые дорожки разной длины. Рядом стоит шкатулка с запиской)
Вос-ль: Ребята, посмотрите, что это за шкатулка? Давайте узнаем, что в ней?
(Педагог достаёт из шкатулки бумагу, начинает читать)
«Для того, чтобы Женя вернулась домой, вы должны найти дорогу к её дому. Но есть одно условие! Дорога должна быть такой же длины, как на этом (показ педагогом) рисунке. Если вы ошибётесь, Женя не сможет вернуться домой, и вы не сможете дальше путешествовать по сказке!
Ребята, как же нам быть? Как найти дорожку нужной длины? Как померить дорожки с нарисованной? (Ответы детей)
Вос-ль: Подождите, ребята, я видела, что в шкатулке лежит что-то ещё. (Достаёт ленту и ножницы и маркер)
- Посмотрите, лента, ножницы и маркер Ура! Я придумала! А вы догадались, что я хочу сделать? (Ответы детей)
Вос-ль: С помощью этой ленточки можно найти нужную дорожку. Надо приложить ленточку к нарисованной дороге и отметить длину. А потом отрезать её по метке. Получится ленточка точно такой же длины, как эта дорожка. Это будет мерка.
Кто догадался, что нужно делать дальше? (Ответы детей)
Вос-ль: Правильно! Приложить мерку к каждой дорожке и найти точно такую же по длине, как веревочка. Эта короче, эта чуть длиннее, а вот эта в самый раз. Она точно такой же длины, как мерка. А значит, именно эта дорога ведёт к дому Жени. Какой же дом Женин?
Дети: Зелёный.
Вос-ль: Молодцы! Мы нашли дорогу - вот она! Точно такой же длины, мы не ошиблись!
Вос-ль: Теперь мы можем оправляться дальше! Давайте вспомним, на что Женя потратила второй лепесток?
Дети: Она разбила вазу и загадала, чтобы ваза вновь стала целой.
Игра «Новая ваза»
Вос-ль: Вот и мы сейчас поиграем в игру «Новая ваза».
Давайте встанем тесным кружком, вытянем вверх руки, прогнём спину и отогнём назад кисти рук. Как только начинает звучать музыка, ваза разбивается, осколки (дети) разлетаются в разные стороны и танцуют под музыку. Когда музыка умолкает, осколки срастаются и превращаются в вазу. Повторяется 2 раза.
Экспериментальная деятельность детей

Вос-ль: Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие. Что загадала Женя, когда оторвала третий лепесток?
Дети: Она захотела отправиться на Северный полюс.
Вос-ль: Да, вы правы, ребята, а скажите там тепло или холодно?
Дети: Очень холодно.
Вос-ль: А каких животных встретила Женя на Северном полюсе?
Дети: Белых медведей.
Вос-ль: Правильно, белые медведи купаются в ледяной воде. Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается и от него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Как вы думаете? (Ответы детей)
Вос-ль: Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, я предлагаю вам провести опыт.
(Дети подходят к столику, на котором ёмкость с водой, детский крем, салфетки)
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы во что?
Дети: В лёд.
Вос-ль: Совершенно верно. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (Ответы детей)
Вос-ль: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Теперь попробуйте объяснить, почему белый медведь, вылезая из воды в мороз, не покрывается льдом? (Ответы детей)
Вос-ль: Да, ребята, вы правы мех животного покрыт жиром, который препятствует обледенению и намоканию. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным мехом, который не пропускает воду.
Ребята, скажите, а Жене понравилось на Северном полюсе?
Дети: Нет, потому что там очень холодно.
Вос-ль: И четвёртый лепесток она потратила на что?
Дети: Чтобы вернуться домой.
Вос-ль: Правильно! Ребята, а можно я расскажу, на что Женя потратила пятый лепесток, ведь я в детстве тоже очень любила эту сказку?
Дети: Да.
Вос-ль: Женя захотела, чтобы все игрушки на свете стали её. Правильно?
Дети: Да.
Изготовление коллективной поделки из бросового материала
Вос-ль: Ребята, уже целую неделю в наш детский сад не приходит Вадик, он заболел и лежит в больнице. И чтобы поднять ему настроение, я предлагаю вам сделать коллективную красивую поделку и подарить её Вадику, чтобы он поскорее выздоровел и вернулся к нам в группу. Вы согласны со мной?
Дети: Да, мы очень хотим, чтобы Вадик поскорее вернулся к нам!
Вос-ль: Сейчас я предлагаю вам сесть за столы. Посмотрите, здесь приготовлены для вас разные материалы. Из них придумайте и смастерите игрушку для Вадика, и придумайте ей название.
(Звучит музыка. Дети делают поделку из бросового материала.)
Вос-ль: Молодцы! Какая замечательная игрушка у вас получилась.
(Дети называют игрушку и ставят её на подставку)
Замечательно, после нашего путешествия мы обязательно передадим поделку Вадику. Ребята, а как вы думаете, ваша поделка понравится Вадику?
Дети: Да.
Вос-ль: А Женя оторвала шестой лепесток для того, чтобы игрушки вернулись на свои места.
Вос-ль: Ребята, сколько осталось лепестков у Жениного «цветика-семицветика?»
Дети: Один.
Вос-ль: Но где же он?
(Слайд 4.)
(Обращает внимание детей на экран)
- Посмотрите, это же Женя, а в руках у неё последний лепесток «цветика-семицветика». А это значит, что мы с вами помогли Жене!
Ну что, Женя, ты рада?
Женя: Я очень рада! Теперь я загадаю желание, чтобы мальчик Витя смог бегать и прыгать. И мы будем играть с ним в догонялки. Спасибо вам, ребята!
Вос-ль: Ну что же нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на наш «ковёр-самолёт», а пока летим, мы сможем вспомнить приключения Жени ещё раз.
(Дети садятся на «ковёр-самолёт» и смотрят клип «Лепесток»)
Вос-ль: Ну вот мы и в садике. Давайте встанем в кружок. Ребята, скажите, а за кого вы сегодня порадовались? (Ответы детей)
Вос-ль: А я очень порадовалась за вас, что вы такие добрые, отзывчивые, дружные. И именно поэтому, у вас сегодня всё получилось, вы смастерили красивую поделку для больного Вадика и смогли помочь Жене.
Давайте возьмёмся за руки, скажем друг другу «спасибо» и «до свидания».


15