Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. Город мечты. Путешествие в неизвестную страну.
Урок изобразительного искусства во 2 «Г» классе МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Учитель начальных классов: Петрусенко Елена Евгеньевна.
Тема урока: «Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну»».
Цели урока:
Обобщить материал по теме: «Архитектура»;
Формировать у учащихся чувство сопричастности с проблемами города будущего, через знакомство с фрагментами фантастического описания архитектурных конструкций;
Развивать умение читать в памятниках архитектуры идею, замысел, обобщенный до символа, понимать особенности выразительных средств архитектуры и использовать их в речи;
Расширять словарный запас учащихся, познакомив их с понятиями: «мечта», «фантазия», «концепции градостроительства»;
Создать на уроке психологически комфортную атмосферу для развития творческого потенциала учащихся;
Развивать коммуникативные, креативные, общеучебные, исследовательские навыки школьников.
Воспитывать любовь, интерес, уважение к мировому архитектурному и литературному наследию.
Тип урока: комбинированный урок по изобразительному искусству с полихудожественным развитием.
Форма урока: виртуальное путешествие.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, большой рисунок космического корабля в виде весёлого осьминога, выставка рисунков и готовых макетов домов на тему: «Город мечты», мальчик-инопланетянин, «Дневник путевых заметок», словарь юного художника, тексты для защиты проектов городов, музыка (космическая), физкультминутка «Домик для поросёнка», композиционный материал (птички, бабочки, цветы), оценочная шкала, смайлики.Опережающее задание: сконструировать модели городов будущего, создать композицию с использованием полученных навыков по складыванию бумаги.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Прозвенел уже звонок.
Ну, а ты проверь, дружок,
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Дети, давайте смайликами покажем наше настроение, улыбнёмся друг другу. Успехов вам!
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое и т.д.)
Садимся поудобнее и отправляемся в космическое пространство на этом удивительном корабле «Осьминог». Но без прошлого и настоящего, трудно отыскать будущее. Чтобы не потеряться, мы будем вести «Дневник путевых заметок».
Звучит космическая музыка
- Какую музыку и краски приносит нам весна?/ журчание ручейка, щебет птиц, треск почек, краски - зелёные, теплые, солнечные и т.д./
- Всё проснулось весной, всё заиграло её красками: города и сёла, реки и леса, люди и животные. Слайд 2
2. Актуализация знаний учащихся.
- О каком городе я прочту стихотворение?
Наш город лучше всех на свете.Стоит на берегу реки. По Волге ходят пароходы, И ловят рыбу рыбаки. В реке не плавают медузы, Зато в полях растут арбузы и помидоры, кабачки…Где эти дивные края?.. Так это Астрахань моя!
- Чем вам нравится наш город? (уютный, чистый, есть река, выход в море, много мест для отдыха, красивые дома и т.д.)
- Кто приводит в порядок наш город? (жители, дворники)
- Где вы любите отдыхать в городе? Слайд 3.
- Что называют архитектурой города? (различные сооружения)
- Кто проектирует города? /Архитектор/
- Объясните, кто такой архитектор?
(Архитектор – художник, который придумывает и создаёт сооружения (дома, мосты, башни, фонтаны, беседки и другие).- Какие архитектурные здания нашего села вам нравятся? Слайд 4
- А вы хотели бы, чтобы наше село стало городом?
-У каждого города есть свой День рождения.
- Что это за удивительные цифры? (458, 349) (Столько лет в этом году будет Астрахани и Красному Яру)
- Красота любого города – его дома.
- Давайте пофантазируем и представим, что еще можно построить в городе или улучшить, чтобы он стал Городом Мечты? Слайд 5
- В этом нам помогут дети нашего класса. (Дети читают наизусть стихи).
Архитектор
Архитектор строит дом,Дом многоэтажный.Строит дом карандашомНа листке бумажном.Нужно всё нарисовать,Вычислить, проверить,Все квартиры сосчитать,Лестницы и двери.Чтоб стоял он много лет,Чтобы был в квартире свет,Ванны, умывальникиДля больших и маленьких.
Озеленитель
Бархотки мои и петуньи,Конечно, не кисть и мольберт,Вдоль грязных дорог я исправноСажаю свежеющий рай,В штанах, перепачканных глиной – Той самой «родимой землей»! – Творец однодневной картины,Я людям и свой, и чужой.
Строитель.
Не дарите мне игрушек:Зайцев, мишек, безделушек.Мне совсем-совсем не надоНи конфет, ни шоколада.Я люблю пилить, строгать,Гвозди ловко забивать.Стану взрослым я когда,Буду строить города!А пока не вырос, братцы,Надо мне тренироваться.Подарите мне набор:Молоток, пилу, топор.
(Т. Ашмарина)
Художник
Художник – деятель искусства.В картинах отражает онСобытия, природу, чувства,Связь поколений и времён.
Шедевры пусть свои творит...Чтоб Мир наш стал намного ярче...Уж утро, он ещё не спит...Творит, чтоб стали мы богаче.
Инженер
В мире множество профессий:
Врач, писатель, детектив.
Я хочу стать инженером,
У меня есть свой мотив.
Чтобы инженером стать,
Нужно очень много знать!
Нужно с физикой дружить,
Математику любить,
Менделеевой таблицей
Нужно очень дорожить!
Буду хорошо учиться –
Это в жизни пригодится!
Буду лучшим инженером,
Могу стать миллионером!
3. Постановка целей и задач урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Чему мы научимся?
- Мы открыли конструкторское бюро по созданию «Города мечты». Наши архитекторы и строители создали макеты домов. В этом им пригодилось воображение.
-Что такое воображение? Слайд 6
(Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше).
4. Этап усвоения новых знаний.
На слайде 7: «Если мечта - это полёт, то есть полёт орла и полёт курицы!»
Учитель. Кто сможет объяснить это высказывание? Действительно, если у вас есть мечта, то нужно приложить много усилий, чтобы она осуществилась.
Не надо надеяться на пословицу о том, что все мечты сбываются. Ведь никто же при этом не говорит, что они сбываются сами собой.
- А скажите, зачем нужно человеку мечтать?
Учитель: Мечты могут служить путеводной звездой для человека, определять его судьбу, мечта вдохновляет человека, повышает его активность, помогает бороться с трудностями. Мечта - это особый вид воображения. Слайд 8
/Выходит гость инопланетянин/
Капитан: О горе мне! После того как в нашем конструкторском бюро произошёл взрыв и все чертежи сгорели, а архитекторы погибли, мы вот уже 10000 триллионов лет не можем построить ни один дом, ни один мост, ни одно здание. Наши жилища разрушаются от времени.
Учитель: Ребята, посмотрите, какой интересный гость у нас сегодня. Он прилетел к нам с далекой планеты за помощью. Неужели мы им откажем? Дорогой, гость Вы приземлились в нужное время в нужном месте. Вы находитесь в конструкторском бюро. И сегодня на уроке, который называется «Города мечты. Путешествие в неизвестную страну», мы будем защищать собственные проекты городов.
Учитель: Мы приближаемся к неизвестной стране «Фантазия».
5. Работа с новыми и понятиями.
Учитель: Наверное, не найдется на свете человека, который не любил бы мечтать, воображать, фантазировать. Фантазии людей окружают нас повсюду: кино, живописные полотна, электронная музыка, фантастические романы – все это воплощение необычного авторского замысла.
Слайд 9
- Вы узнали, кто это? (Шигеру Бан – японский архитектор, который строит сооружения из картона)
- За что этот архитектор удостоен международного признания? (Он строит лёгкие конструкции, тёплые и безопасные. Это определённое направление в градостроительстве) - В каких странах он построил сооружения? (Япония, Франция, Россия, США)
6. Поэтапное конструирование домов. Слайд 10
- Какие бывают дома? (одноэтажные и многоэтажные, деревянные, каменные, железо - бетонные, стеклянные, из шкур животных, листьев растений, бумажные) - Назовите основные части дома. /Стены, крыша, пол, потолок, окна, дверь, балкон, ступени/
- Кто из сказочных героев строил дом?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Домик для поросёнка».
Слайд 11-12 «Техника безопасности»
Слайд 13 « Как сделать дом из бумаги?»
- Что такое композиция? (Композиция – расположение предметов по замыслу художника)
7. Защита творческих проектов. Работа с текстами. Слайд 14.
Учитель: Архитектурные фантазии наших конструкторов действительно очень интересны, необычны. Это говорит о том, что все вы люди творческие, талантливые.
Капитан: А мне уже так хочется войти в эти чудесные дома.
Учитель: Уважаемые гости! Наши архитекторы уже готовы рассказать вам о своих конструкциях. Ребята, у вас на столах в конвертах лежат отрывки из литературных произведений, содержащие описания различных городов. Познакомьтесь с ними и скажите, какое из описаний подошло бы представленному вам городу.
- ответы детей. Группа 1,2,3,4,5
Капитан: Какие умные ребята, и я хоть что - нибудь запомнил?
Капитан: А ещё я сканировал всю работу конструкторского бюро в свой партативный галлограф и нам теперь есть, чем похвалиться дома. Ой, у меня же нет дома. Теперь будет! Мы сегодня столько узнали об архитектуре, что сможем на своей планете создать множество новых городов. А сейчас мне пора прощаться с гостеприимными землянами.
Учитель: Наши удивительные гости исчезли так же внезапно, как и появились. Да, ребята, фантазия – удивительный дар. Мы вернулись в свой класс из страны «Фантазия».
Помните главное - город живет, дышит, процветает благодаря людям, которые в нём живут.
Ученик:
Таким получился наш город мечты:
Дома здесь, как в сказке, и чудо - дворцы,
Но важно, чтоб добрые люди в нём жили,
Счастье, тепло и любовь здесь хранили.
Учитель:
Чтоб не было зависти, зла и болезней,
Чтоб каждый был чем - то другому полезен.
- Ваши дома сделаны руками, а такая работа носит название HAND MADE
8. Подведение итогов занятия и рефлексия:
1. Надо ли мечтать?
2. Что нужно делать, чтобы мечта осуществилась?
9. Домашнее задание. Слайд 16.
- Что нужно делать для того, чтобы развивать свою фантазию?
Подготовить сообщение об архитектуре Поволжья.
Отметьте на шкале результаты своей работы на уроке знаком «+»
/Оценочная шкала Б- быстро, П - правильно, К – красиво на доске фишками/
Отметьте главный смайлик урока. Покажите своё настроение.
Я благодарю вас за активную и творческую деятельность на уроке и хочу отметить вашу работу конфетами «Мечта».
Приложение
«Схемы домов».
Фотографии с оформлением к уроку
Литературные тексты
Воздушный город
Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.
То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над тёмной, уснувшей землёй.
И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывёт. (А. Фет)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!.. (А. Плещеев)
"Воздушные замки" автор ОЛЬГАВоздушные замки – так чудны, так дивны…всегда безупречны, нарядны, правдивы.И строим мы замки себе на утеху – Летаем и таем, и … нам не до смеха:наш замок потребует много усилий...В строительстве арок, балконов красивых.Всю душу в них вложишь, любовь и мечтанья.Вот замок построен - сплошные страданья...
Каким мне представляется город будущего? Я бы ответил, что это город, где вместо автобусов, трамваев и троллейбусов пассажиров перевозят космические корабли, а люди управляют заводами, фабриками, полностью автоматизированными и подчиняющимися компьютерным программам. Дети в таком городе не знают никаких забот: в их распоряжении лучшие игрушки, аттракционы, компьютерные игры. Но проходят годы, мы становимся старше и понимаем, что детские мечты - это всего лишь фантазии.
Город моей мечты - это современный мегаполис с живыми, аккуратны- ми, комфортабельными домами, в которых есть тепло и электроэнергия, в которых не прорывает водопровод и канализация, образуя зловонные реки и озера, в которых работают лифты, а подъезды похожи на выставочные залы.