Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коррекционная работа». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе


Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Коррекционная работа».
Раздел «Развитие речи»
в подготовительной группе
Составила: учитель-логопед
высшей категории
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
Хуснутдинова Ф.Х.
г. Югорск, 2016г.
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Коррекционная работа».
Раздел «Развитие речи»
в подготовительной группе
Цель: Совершенствование произносительной стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки [С ]-[Ш].
Закреплять понятия, характеризующие звуки: «звук»- «буква», гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые - мягкие.Закреплять умение подбирать слова-рифмы на заданный звук в игре «Дразнилки».
Упражнять в составлении вопросов с помощью опорной схемы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать психологическую базу речи: произвольное внимание, слуховую память, слуховое восприятие, мышление.
Расширять словарь детей новыми вопросными словами «Почему?», «Отчего?», «Какой?», «Какая?».
Развивать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
Коррекционно-воспитательные:
Способствовать формированию эмоционально-благоприятного микроклимата во время занятия.
Воспитывать навыки самоконтроля за собственной речью.
Воспитывать желание оказывать помощь друг другу в трудной ситуации.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение к занятию - презентация, раздаточный материал - предметные картинки по теме занятия, карточки с заданиями, схемы признаков; демонстрационный материал - «Модели звуков», опорные схемы по составлению вопросов «Задаём вопросы».Этап, его продолжительность Задачи этапа Методы, формы,
приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. Деятельность педагога Предполагаемая деятельность воспитанников
Психологический настрой
(1 мин) Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Эмоционально-волевой тренинг: «Приветствие» Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева, справа,
И скорей вставайте в круг.
Дружно, хором повторяйте,
Утро доброе желайте!
Дети встают в круг, дарят друг другу и гостям улыбки и желают всем: «Доброе утро!».
Вводно-организационный
(1-2 мин) Организация направленноговнимания Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир умных игр.
Логопед читает стих:
Много звуков есть на свете.
Шелест листьев, шум волны.
А бывают звуки речи.
Мы их чётко знать должны.
Ребята, давайте, вспомним, что такое звук.
(На экране 1-ый слайд модели «Что такое звук?»)
Дети отвечают: Звуки мы слышим, говорим, поём.
Мотивационно-побудительный, (1-2 мин) Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Создание игровой ситуации. Посмотрите на нашу модель и расскажите, какие звуки бывают.
Дети отвечают по очереди. -- Звуки бывают гласные и согласные;
- могут звучать твёрдо и мягко;
- могут быть звонкими и глухими.
Организацион-
ный этап
(2 мин) Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей. Игра «Мои друзья» - умение выделять заданный звук на слух. Логопед проводит игру «Мои друзья»: Я звук – мои друзья те ребята, в чьих именах есть звук [А].
Мои друзья - те ребята, в чьих именах есть звук [С] (звук [Ш]).
Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные. Дети, в чьих именах есть данные звуки, называют своё имя и становятся рядом с логопедом.
Актуализация
(3 мин) Актуализация имеющихся знаний,
представлений у дошкольников.
Использование графических моделей оппозиционных звуков [С], [Ш] для закрепления умения не путать их в речи.
Игра «Посвистим-пошипим»: дифференциация произношения звуков [С], [Ш].
Логопед вместе с детьми повторяет артикуляционный уклад шипящих и свистящих звуков, их отличия в произношении.
А теперь, потренируем наши язычки. Поиграем в игру «Посвистим-пошипим».
(На экране 2-ой слайд модели «Что такое звук?»)
Дети с опорой на графические обозначения рассказывают о правильной артикуляции звука [С] и звука [Ш].
Дети произносят звуковую дорожку в соответствии с условными обозначениями: змейка вверх – «шипят», насос вниз – «свистят».
Расширение
имеющихся
представлений у детей
( 5-8 мин) Закрепление умений составлять разные типы вопросов с помощью опорной схемы и вопросных слов: Почему? Отчего? Какой? Какая?
Наглядный показ дидактического пособия «Ромашка вопросов».
Использование опорной модели «Задаём вопросы», схемы признаков, картинки объектов.
Вопросное слово Картинка (объект) Схема признака ?
Я знаю, ребята, вы очень любознательные и любите задавать вопросы. Мы с вами уже знаем, как правильно задавать вопросы. А с помощью, какой игры мы научились?
(На экране 3-ий слайд модели «Ромашка вопросов»)
Логопед: Молодцы, ребята! Предлагаю вам самостоятельно придумать вопросы. Что вы будете использовать при составлении вопросов?
Дети отвечают: С помощью игры «Ромашка вопросов».
Дети по очереди называют типы вопросов:
уточняющие,
описательные, восполнительные, «почемучкины», воображаемые,
оценочные,
субъективные.
Модель «Задаём вопросы», схемы признаков, значок вопроса, картинки с объектами.
Динамическая
пауза
(1-2 мин) Смена вида деятельности, предупреждение
утомляемости. Игровой приём на разделение детей в подгруппы с помощью картинок, объединённых каким либо признаком (цвет, форма, материал или рельеф).
Логопед: А чтобы вы придумали, как можно больше интересных вопросов, предлагаю вам разделиться на группы. Как можно это сделать?
Дети разделились на 3 подгруппы. Дети: Рассчитаться на 1-2-3 или с помощью считалочки, с помощью картинок.
Практическая
работа
(2 мин)
Применение умений составлять вопросы с помощью опорных схем. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Работа в подгруппах за столами: составление вопросов с помощью опорных моделей «Задаём вопросы», с использованием карточек- признаков, карточек с вопросными словами и предметными картинками. Логопед: Ребята, когда будете готовы, поднимите руку. Мы с интересом послушаем ваши вопросы. Дети выполняют практическоезадание, взаимодействуют с другими детьми в подгруппе, самостоятельно выбирают объект (картинку), тип вопроса, схему признака. Затем каждая подгруппа предлагает прочитать получившийся вопрос детям из другой подгруппы.
Заключительный этап. Рефлексия
( 3 мин) Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. Привлечение присутствующих гостей в творческую работу детей по составлению вопросов. Затем логопед предлагает детям придумать ещё вопросы и дать возможность гостям прочитать получившиеся вопросы детей.
Логопед: Ребята, молодцы! Очень интересные вопросы вы составили. Сегодня вы проявили все свои знания, умения, любознательность, смекалку, сообразительность.
Логопед предлагает детям попрощаться:
Дружно за руки возьмёмся
и друг другу улыбнёмся!
И все вместе на прощанье хором скажем: ДО-СВИ-ДА-НИЯ!
Дети предложили гостям самостоятельно прочитать получившиеся вопросы и отвечали на них.