Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Познание», «Коммуникация» для детей с ЗПР подготовительной к школе группе «В мире насекомых»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики













Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Познание», «Коммуникация»
для детей с ЗПР подготовительной к школе группе
«В мире насекомых»










подготовила учитель - дефектолог
Волкова Евдокия Иосифовна






г. Чебоксары
2014 год

Программное содержание.
Расширить знания детей о насекомых.
Развивать умение различать насекомых по внешним характерным признакам.
Упражнять в согласовании имен прилагательных с существительными в роде и числе.
Обогащать словарный запас по теме: насекомые, пчела, муравей, бабочка, жук, гусеница, божья коровка, крылья, лапки, брюшко; красивый (-ая), яркий (-ая, -ое); летать, порхать, ползать, жужжать.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Коррекционно-развивающая задача: развивать познавательную активность, умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Материал: презентация по теме «Насекомые», слайды на развитие мышления, зрительного восприятия, внимания, разрезные картинки из 6-8 частей, круги желтого цвета, прищепки – по 8 штук.
Методические приемы: художественное слово – речь с движениями, рассматривание насекомых на слайдах, загадки, логоритмическое упражнение, работа с таблицами на слайдах.
Ход НОД.
I. Педагог приглашает детей на «экскурсию» в лес. Сегодня мы отправимся с вами в лес. Встаньте друг за другом.
Речь с движениями:
По тропинке в лес пойдем, Дети шагают
Лужу мимо обойдем, Обходят воображаемую лужу
Перепрыгнем ручеек, Перепрыгивают через «ручеек»
И присядем на пенек Дети приседают
Мы налево поглядим, Смотрят налево
И на направо поглядим, Смотрят направо
К солнцу руки поднимаем Поднимают руки вверх
Чистый воздух мы вдыхаем Вдох - плавный выдох
Слайд «Весенний лес с голосами птиц»
Ах, какая красота!!! Руки вытянуть вперед
Мы не зря пришли сюда!
II. 1. Педагог. Вот мы и пришли. Присаживайтесь на «пенечки» - стулья. Послушайте, как звонко поют птицы. Полюбуйтесь первыми весенними цветами.
Слайд «Первоцветы»
Слайд «Весенний лес»
Беседа.
Педагог. Какое сейчас время года?
Дети. Весна, наступила весна, наступила теплая весна.
Педагог. Что было до весны? Что будет после? Ответы детей.
Педагог. Как вы догадались, что наступила весна? Назовите признаки весны. При затруднении вопрос видоизменяется. Что бывает весной.
Дети. Весной тает снег. Весной ярко светит солнце. Весной прилетают перелетные птицы. Весной появляются насекомые.
Педагог активизирует малоактивных детей, просит повторить ответ, оказывает наводящую помощь.
2. Педагог. Что весне дарит улыбку? Послушайте загадку:
Лучится, смеется, сияет, играет
И с неба на землю лучи посылает
(Солнце)
Выставляются подносы с прищепками, кругами желтого цвета.
Инструкция: прикрепить прищепки к кругу на одинаковом расстоянии друг от друга.
Упражнение на развитие мелкой моторики. Дети прикрепляют прищепки к кругу.
Педагог. Что у вас получилось?
Дети. Солнце.
Педагог. Какое солнце?
Дети. Солнце яркое, лучистое.
3. Педагог. Как по-вашему, почему перелетные птицы осенью улетают? Добивается правильного ответа.
Дети. Потому что они питаются насекомыми.
Педагог. С наступлением теплых весенних деньков появляются насекомые. Вы их увидите, если сумеете отгадать загадки:
Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Слайд «Бабочка»
Педагог. Рассмотрите строение бабочки.
Дети называют части тела.
Педагог. Бабочка какая?
Дети. Красивая, легкая, яркая.
Загадка:
Он работник настоящий,
Очень – очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
Слайд «Муравей»
Педагог. Что есть у муравья?
Дети. Голова, грудь, брюшко, шесть лапок.
Педагог. Муравей какой?
Дети. Маленький, коричневый, трудолюбивый.
Загадка:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
он поделится медком.
(Пчела)
Педагог. Что вы знаете о пчелах?
Дети. Пчелы - полезные насекомые.
Педагог. Узнайте по внешнему виду.
Демонстрируются слайды: майский жук, гусеница, божья коровка, стрекоза.
Дети узнают насекомых по внешним признакам, называют.
Слайд «Насекомые» (5-6 насекомых)
Педагог. Как назвать одним словом?
Ответы детей.
4. Зрительная гимнастика «Бабочка». У педагога в руках игрушка – бабочка. Бабочка «машет» крылышками, дети моргают. Педагог перемещает бабочку влево – вправо, вверх - вниз, дети зрительно отслеживают передвижения бабочки.
5. Педагог. Тяжело сидеть на пенечках? Предлагаю отдохнуть.
Логоритмическое упражнение по Алябьевой Е. А.
Насекомые над лугом
Жу-жу-жу, жужжит пчела: Дети поднимают руки в стороны
Я лечу издалека. и ритмично ими машут, как крылышками.
Зу-зу-зу, комар пищит. Указательные пальцы вверх, руки вытянуть вперед.
Уф-уф-уф, как паровоз Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.
Я любого разбужу».
6. Дети стоят в кругу.
Педагог. Дети, мы рассмотрели разных насекомых. Скажите, что общего у них. Ответы детей. Чем насекомые отличаются друг от друга? Ответы детей.
Педагог. Как по - вашему, насекомые это хорошо или плохо? (элементы ТРИЗ). Дети делают предположения, доказывают, почему.
Вывод педагога. Насекомые разные, но они все нужны в природе.
7. Педагог. Встаньте друг за другом. Речь с движениями:
По тропинке мы идем,
Скоро в садик мы придем,
Будем дальше мы играть,
Насекомых вспоминать.
Дети садятся. Указания по поводу осанки.
На столе - конверты с разрезными картинками.
Инструкция: соберите целое, назовите, что получилось. У всех детей – изображение «божья коровка», картинка разрезана на 6 – 8 частей разными способами. При затруднении помощь оказывает ребенок, справившийся с заданием раньше других.
8. Педагог обращает внимание на экран.
Слайд «Игра «четвертый лишний». Дети исключают лишнее изображение, мотивируя свой выбор.
Слайд «Найди насекомое». Контурное изображение насекомых в наложении. Дети называют насекомых.
Слайд «Продолжи закономерность». Дети устанавливают закономерность чередования, называют пропущенное насекомое.
Дети отвечают, осуществляют контроль за ответами других.
III. Педагог предлагает детям закрыть глаза, вспомнить, что они видели в лесу.
Слайд «Весенний лес с голосами птиц».
Дети открывают глаза, делятся своими впечатлениями, говорят о том, что все живое нужно беречь.
Художественное слово. Дерево, цветок, жучок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

































Список литературы:
Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Метод. пособие - М. 2006.
М.А. Пушкарева, И. А. Морозова: Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7лет с ЗПР. КРО. М.:Изд-во Мозаика-Синтез, 2011.
Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 67 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Заголовок 1 Заголовок 215