Классный час «О той, кто жизнь дарует и тепло» (мамы в жизни великих писателей и поэтов)
«О той, кто жизнь дарует и тепло» (мамы в жизни великих писателей и поэтов)
Цель урока: Формирование и развитие культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.
Эпиграфы:
Сердце матери - это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в любое время можно расплатиться. (Монтегаса).
Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери. (О. Уальд).
Мама- это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран).
«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира от Матерей!» (Максим Горький)
Презентация. (1-5 слайды) Звучит песня «Мама» в исполнении М.Магомаева.
1.О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно и без спросу
Ей седина вплелась в густую косу?..
Дохнуло стужей, горечью утрат
Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратиться вспять.
Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймешь, что значит мать.
Не первым, не последним на земле
Кричу: «И кто придумал это?»
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле
Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,
Которого священней в мире нет. А. Шайхиев.
Что может быть на свете священнее имени матери? Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. По отношению к матери мы определяем, каков человек.
Слово «мама» - особое. Оно рождается с нами, сопровождает нас всю жизнь, с нами и уходит.
Попробуйте выстроить в порядке значимости друзей, знакомых, родственни-
ков. Трудно
По традиции можно начать с родственников. Но степень близости, духовного родства может быть большей с другом
Допустим, поломав голову, вы справились с задачей. Но можно ли список считать окончательным? Иногда стоит появиться новому человеку, чтобы все остальные отступили на задний план. Всё может произойти. Но никакие перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение человека, который дал нам жизнь.
Мама - вне списка, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное
Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей – профессиональных, дружеских, любовных, и в то же время содержит все их зёрна, потому что мать несёт в себе идею человека. Мама создаёт новые жизни и тем самым передаёт эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями.
Случайно ли, что ребёнок, не умеющий говорить, раньше всех слов произносит: « Мама»?
А если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтём там, что слово «МАМА» образовано самими детьми на стадии лепета удвоением слога «МА». Это слово почти одинаково звучит на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском.
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желаю исповедаться ему.
Родник, услугу указав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивает капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И скрыв слезу при ясном свете дня,
«Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба». Р. Гамзатов
Во все времена известные поэты и художники свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете – мамам, которые дарят нам жизнь, поют песни, сидя у детских кроваток, гладят по голове, когда нам бывает невыносимо трудно, и любят нас, такими, какие мы есть - не за что-то, а просто так. «Нет лучше академии, чем колени матери», - эти слова сказал более двух веков назад поэт, критик и публицист, профессор Гарвардского университета Джеймс Расселл Лоуэлл.
Сегодня на уроке мы узнаем о том, как относились к мамам величайшие люди России, поэты и писатели; и я думаю, их отношение к самым дорогим людям станет для вас добрым примером.
Слайды 6-7.
2. Лев Толстой был навеки разлучен со своей матерью в день ее смерти 4 августа 1830 г. Марии Николаевне Волконской было тогда 30 лет, а сыну ее через несколько недель должно было исполниться два года. В своих незаконченных «Воспоминаниях» (1903-1906 гг.) Толстой признается, что не может вспомнить свою мать, однако сохранил в памяти нетронутым ее духовный облик: «Родился я и провел первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1/2 года, когда она скончалась. По странной случайности, не осталось ни одного ее портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить ее. Я даже рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно, и я думаю не оттого только, что все, говорившие мне про мою мать, старались говорить о ней только хорошее, но потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего». 10 марта 1906 года, когда Льву Николаевичу Толстому было 78 лет, он сделал такую запись на отдельном листке бумаги:
«Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление желание ласки любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумно, но все это правда».
Слайды 8-10.
3. Фёдор Михайлович Достоевский рассказал об одной незабываемой встрече с Н.А. Некрасовым: « Он говорил мне тогда со слезами о своём детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери – и то, как говорил он о матери, та сила умиления, с которой он вспоминал о ней, рождали предчувствие, что если будет что-нибудь святое в его жизни, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путевой звездой даже в самые тёмные и роковые мгновения судьбы его, то это, конечно, его мать, существо, столь любившее его».
Маме он остаётся верен всю жизнь. Всё его творчество проникнуто идеей материнства. Мать – главный, центральный проложительный герой поэзии Некрасова. Поэт явил миру образы удивительной духовной красоты.
Это и Дарья ( «Мороз-красный нос»), и Орина, мать солдатская, и жёны декабристов. А над всеми ними встаёт образ матери поэта, которая была его путеводной звездой.
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла, - грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?..
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О прости! то не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь... Н.А.Некрасов
О таких стихах говорят «писано кровью сердца»
Слайды 11-13.
4. Семнадцатилетним юношей Антон Павлович Чехов написал своему двоюродному брату Михаилу:
« Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие».
И самое замечательное, что этим юношеским словам Чехов оставался верен всю жизнь.
Иван Андреевич Бунин вспоминает: «За обедом и ужином он ел мало, почти всегда вставал из-за стола и ходил взад и вперед по столовой, останавливаясь около
гостя и усиленно его угощая, и все с шуткой, с метким словом.Останавливался и около матери и, взяв вилку и ножик, начинал мелко-мелко резать мясо, всегда с улыбкой и молча».
Казалось бы, всего лишь простая бытовая деталь, но как видится за всем этим мягкая, деликатная забота о маме.
Владимир Иванович Немирович – Данченко, русский драматург и режиссёр, основатель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], писал: « К матери у него было самое нежное отношение. Его заботливость доходила до того, что, куда бы он ни уезжал, он писал ей каждый день хоть две строчки».
Слайды 14-15.
5. Первый сборник стихов Сергея Есенина, который вышел в свет в 1916 году, назывался “Радуница”. Что обозначает это слово? B.И. Даль высказывает в своем словаре предположение, что произошло оно от слова “радеть”, что означает “проявлять заботу, старание, опекать”. Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу, радел о самом близком человеке - о матери, Татьяне Федоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери C. Есенин посвятил эти задушевные строки:
Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.
Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться -
Чайная чашка скользит из рук.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай, под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Много я видел и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.
А за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне - осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду. С.Есенин
Слайды 16-17.
В 1923-1925 гг. С.Есенин жил в коммунальной квартире в Брюсовском переулке. Здесь же жили его сестры Катя и Шура, сюда приезжала из Константинова Татьяна Федоровна. Об одном из ее приездов Есенин писал 6 марта 1925 года: «Вчера приехала моя мать, я в семье, счастлив до дьявола».
В 1925 году, в последний год жизни Есенин был дома пять раз. Три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад...
Дальше мои впечатления пропадают, заканчивает Евдокимов, потому что зажало мне крепко и жестко горло; таясь и прячась, я плакал...»
Слайд 18. Звучит «Письмо матери» в исполнении А.Малинина.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне. С.Есенин
- Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце.
Отчего?
Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой.
Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемящее нежные слова нашел поэт для матери.
6. Зажигаю на столе свечу со словами: Когда он впервые покидал родную саклю , отправляясь в путь, мать поставила на окне зажженную лампу. Он шел, оборачиваясь, снова шел, но огонек родного дома мигал ему сквозь туман и мглу.
Слайды 19-20.
Огонек на маленьком окне мигал ему сквозь многие годы, пока он колесил по свету
Однажды Р. Гамзатов посетовал: «Человеку всегда не хватает времени для друзей, для звезд, для того, чтобы поклониться могиле матери У каждого писателя есть тайная мечта: написать когда – нибудь свою заветную, лучшую книгу. Но как раз для нее-то и не хватает нам времени часа раздумий.»
Можно взять на себя смелость и вольно соединить основные мысли этого высказывания: поэт нашел час раздумий о матери, поэт поклонился высоким сыновним словом, написав поэму «Берегите матерей». Читая ее, думаешь: нет, это не час раздумий, это год, годы, вся жизнь. В единочасье, сразу это слово прийти не может.
Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира»; без которых нет жизни на земле.
Послушайте отрывок из этой поэмы – сцену прощания отца и сына:
Ты сынок? –
Чуть приоткрылись веки.
Взгляд чуть-чуть зажегся – и погас.
Эту ночь мне не забыть вовеки.
Вот и наступил прощанья час.
Смерти угодил я под копыта,
Видно, в стремя встал не с той ноги
Душу дома, маму береги ты;
Слышишь, сын мой, маму береги!
И замолк навек, отца не стало
Но звучаньем прерванной строки
Все кругом гудело, рокотало,
Повторяло:
Маму береги!
Хлынул дождь – и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
Мама, это – дерево родное!
Голосом отца твердит земля:
Мать – весь мир, и рощи, и поля.
Яростно бушует непогода.
В черном небе не видать ни зги
Грохот грома – голос твой, природа –
Просит каждый час любого года:
Душу мира – маму береги! Р.Гамзатов
7.Тема материнской любви, любви к матери поистине неисчерпаема.
«Вся гордость мира от матерей,- сказал Максим Горький,- без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Сегодня нашими собеседниками были великие поэты и писатели.
Но вы тоже можете сказать свои слова о самых близких и родных вам людях, ваших мамах. (Сочинения и стихи учащихся). (Слайды 21,22)
8. И закончить наш урок я хочу строками Расула Гамзатова:
Встаньте все и выслушайте стояСохраненное во всей красеСлово это древнее, святое!Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!Слово это сроду не обманет,В нем сокрыто жизни существо,В нем исток всего.Ему конца нет.Встаньте, я произношу его: мама!Воспеваю то, что вечно ново.И хотя совсем не гимн пою,Но в душе родившееся словоОбретает музыку свою...Слово это - зов и заклинанье,В этом слове - сущего душа.Это искра первая сознанья,Первая улыбка малыша.Слово это сроду не обманет,В нем сокрыто Жизни существо.В нем - исток всего.Ему конца нет. Встаньте!...Я произношу его: Мама!
Слайд 23. Звучит песня «Это слово мама» в исполнении В. Кикабидзе.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315