Конспект урока географии на тему Климат Республики Татарстан(8 класс)

Тема: Климат Республики Татарстан  
Цель: Сформировать знания о климатических факторах на территории РТ
 Задачи:
-   обучающие: улучшить знания  о климатообразующих факторах РТ
- развивающие: развить познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать в группе с учебником;
-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах
 Планируемые результаты:
- личностные : учащиеся должны знать основные климатические пояса, уметь читать климатическую карту,  осознавать ценностность географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
предметные: дать представления о понятие «Климатические факторы»
 Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
 Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
 Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки (6 шт.), музыка «Прогноз погоды» и татарская музыка.
Эпиграф к уроку: "Мой Татарстан, Моя республика
Ты равная, средь равных расцвела,
В венке российских республик свободных,
Мой прекрасный цветок,
Мой родной Татарстан!
Ход урока
1.Организационный момент:
1.Приветствие: Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок. Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А главное, мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.2. Определение  отсутствующих .Скажите, кого нет в классе?(ответы детей)3. Проверка готовности учащихся к уроку. Все готовы к уроку? (ответы детей).Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
2.Этап актуализации и осмысления. У вас на столах карточки, возьмите их подпишите и начинайте заполнять. Здесь надо закончить предложения.
Карточка №1
Закончите предложение .Республика Татарстан расположена в восточной части .. равнины. 2. Республика вытянута с запада на восток на. км 3. Самым южным является район. 4 Основные месторождения нефти располагаются в Альметьевском, Лениногорском, Азнакаевском районах, т.е в природно-географической части под названием. 5. На северо-западе республика Татарстан граничит с республикой , а на северо- востоке с республикой.

-Ребята, обратите внимание на эпиграф урока. (дети читают) Что для вас Татарстан, с какими явлениями, событиями у Вас ассоциируется Татарстан?( ответы детей: мой дом, моя Родина, Волга, тюбетейка, чак-чак самолетостроение, Оргсинтнз и т.д.). Для каждого из нас Татарстан дорог по-своему. Дорог потому, что это наша Родина. И каждый горд за свою республику по-своему!
Вот так, как Наби Даули:
(Учащиеся читают стихи на фоне тихой татарской мелодии.)
"Друг мой, гость, не дивись, что подснежник растет Край цветов за столетья свои не зачах, Он на щедрой ладони России цветет, Татарстан - моя родина, предков очаг!"
Или как Хасан Туфан:
Ты всей жизни смысл и существо,  И любовь к тебе, земля родная,  Я несу как знамя! Твоего имени святого не пятная"
Или как Сибгат Хаким
"Спросите нас: - откуда вы? - Мы с Волги, из Казани. Поит нас Волжская вода, Мы хлеб растим, пашем стада, Качаем нефть, грузим суда,  В свободном Татарстане"
Ребята, а что вам известно об истории образовании РТ, когда началось заселение территории современной РТ?
( Ответы детей)
(100 тысяч лет назад началось заселение РТ
- в IX-X в. Возникло государство Волжская Булгария - 13-15в. Волжская Булгария входила в состав Тюркского государства Золотая Орда. Развал Золотой Орды послужил образованию ряда государств в том числе и Казанского Ханства
- в 1552г. Казанское Ханство присоединяется к Российскому государству
- до 1917г. РТ - часть Казанской губернии, куда входили и прилегающие территории, было 7 уездов
- 1920г. была образована ТАССР
- 30 августа 1990г. - Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете
- 6 ноября 1992г. принята конституция РТ и принято официальное название РТ после референдума
- 15 февраля 1994г. заключен договор между РТ и РФ "О разграничении предметов ведения" взаимного делегирования полномочий между органами государственной власти РФ и РТ.)
-Что такое Республика Татарстан?( Работа с Конституцией РТ Вывод учащихся: Республика Татарстан - суверенное государство, выражающее волю и интересы многонационального народа республики, объединенное с РФ на основе договора.)
-Что имел в виду Н.Даули когда говорил о РТ: "Он на щедрой ладони России цветет!" (ответы ребят, о дружбе и сотрудничестве с Россией, РТ-часть РФ)
-Что вы можете сказать о площади РТ. Сравните ее с площадью других субъектов РФ?( Татарстан больше площади европейских государств Бельгии, Голландии, Дании - в 1,5 раза, Ирландия равна площади РТ, но меньше площади Калмыкии, Башкортостана, Якутии.)
-Назовите соседей РТ?( На Западе – Чувашия
На северо-западе - Марий -Эл и Оренбургская область
На севере - Кировская область и Удмуртия
На востоке – Башкортостан
На юге -, Самарская, Ульяновская области (ВСЕГО 8))

- Расскажите о рельефе РТ. (РТ расположена на Восточно-Европейской равнине. В целом представляет волнистую равнину. Самая высокая часть это юго-восток-Бугульминская возвышенность. Есть еще на юго-западе- Приволжская возвышенность. И одна крупная Заволжская низменность. В РТ широко распространенны формы рельефа, созданные текучими водами -это речные долины, балки, лощины, овраги)

_Какие полезные ископаемые есть в РТ? (в основном осадочные породы палеозойской эры- нефть, каменный уголь, природный газ, гипс, фосфориты, мел, песок, гравий,глина)
Молодцы.
3. Изучение новой темы. Звучит музыка «Прогноз погоды».(выходит ученица рассказывает о погоде в Аксубаево на сегодняшний день)
- Ребята, а с чем ассоциируется у вас услышанная музыка?( Прогноз погоды).
- Что такое прогноз погоды?(Это предсказание состояния тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени).
- А как называется многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности? (Климатом. клима (греч) – наклон). Молодцы.
 И ,как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Сегодня мы с вами начинаем знакомство с климатом нашей республики. Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему «Климат РТ». Какова цель урока? (Сформировать знания о климатических факторах на территории РТ) .Прежде, чем мы начнем говорить о климатообразующих факторах, давайте вспомним 1.Основные климатические пояса в которых расположена территория России?( ( арктический, умеренный)
- Назовите переходные климатические пояса в которых расположена территория России?(субарктический, субтропический)
 - Перечислите типы климата умеренного пояса? (умеренно-континентальный,  континентальный, резко-континентальный, муссонный)
-А как вы думаете какой тип климата в РТ? (умеренно-континентальный)
- Значит, лето у нас какое?(теплое непродолжительное, а иногда жаркое) а зима? (умеренно холодное). Климат РТ благоприятное для жизни и деятельности людей или неблагоприятное?(благоприятное, и для жизни людей и для жизни животных и растений)
Главную роль на формирование климата играет солнечная радиация и воздушные массы. Величина солнечной радиации в республике достаточно высокая. Суммарная радиация в г. Казани равна 97 килокалориям на 1 кв. см. в год, это на 12 килокалорий больше , чем в Нижнем Новгороде. Величина баланса увеличивается с севера на юг, что вызывает изменение климата в этом направлении. Здесь отсутствуют крупные водоемы, за исключением Куйбышевского и Нижнекамского водохранилища, поэтому влияние их на климат не большое , распространение только на прибрежные полосы. Большое влияние на климат РТ оказывает снежный покров и облака. Территория РТ ежегодно покрывается снегом. Ребята, сколько месяцев лежит снег?(5-5,5 месяцев?  Самым теплым месяцем является июль со средней месячной температурой воздуха по территории 18 – 20 °С, самым холодным – январь со средними месячными температурами от -13 °С. Продолжительность теплого периода (с устойчивой температурой выше 0 °С) колеблется по территории в пределах 198-209 дней, холодного – 156-167 дней. Осадки по территории распределяются сравнительно равномерно, годовая сумма их составляет 460 – 540 мм. 
Работа по учебнику. Откройте на стр.26 Поработаем в паре, Заполним таблицу. Прочитайте о воздушных массах РТ и зафиксируйте в таблице.( ответы детей)
Вспомним о своем здоровье. (ФИЗМИНУТКА)
Рубрика «Это интересно»( выступает ученик)
-А вы знаете, ребята ,ученые всего мира установили , что климат меняется через каждые 30 лет Первые научные наблюдения проводились в 1901 -1930 годы,1960-1990годы,  с 1961-1990 годы ,а сейчас с 1991 -2020год А скажите что сейчас происходит с климатом  потепление или похолодание ? (Да ,ребята верно потепление .)
-Самая холодная зима в РТ была в 1942 году. Столбик термометра отпускался до -47 градусов
- Самое жаркое лето в РТ было в 2010 году. Температура +35-45 градусов.
- А науку, которая изучает климат называется климатология
- Кто является основоположником этой науки в России ? ( Александр Иванович Воейков)
Приём "Ладошка" Обрисуйте свою ладошку и на каждом пальчике напишите
Задание. Все мы граждане РТ, РФ. Что бы вы сегодня смогли сделать для того, чтобы наша родина стала еще лучше, еще краше, еще богаче, всего 5 дел, конкретно зависящих от Вас лично. (несколько учеников вслух озвучивают свои работы)
4.Домашнее задание. Изучить стр. 26-38 учебника
Творческое задание на выбор:
Определить агроклиматические ресурсы своей местности. Какие культуры они позволяют выращивать.
Составить кроссворд по теме «Климат» (не менее 10 слов).
Опережающие сообщения о внутренних водах,  об экологических проблемах Татарстана 

5. Заключительный этап .Подходит к концу наш урок. О чем мы говорили?(о климате).Какой климат РТ?(умеренно континентальный) Я уверена, что вы сегодня получили очень богатую информацию о РТ, и надеюсь, что по-другому станете думать о своей родине, во всяком случае, мне так хочется. 
Рефлексия: Игра: « Чемодан, мясорубка, корзина» На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Мясорубка – информацию переработаю.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Корзина – всё выброшу.
Урок окончен. Спасибо за урок!






Заголовок 115