Публикация: За «Школой Эйдетики» будущее.

За «Школой эйдетики» будущее.



... Воображение оказывается одною из тех способностей или свойств, посредством которых мы обсуждаем, добиваемся истины или заблуждаемся.

Аристотель



Человек получает за свою жизнь огромное количество информации, однако большую половину узнанного - забывает. Люди мирятся с этим, считая, что хорошая память (особенно феноменальная) - либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь. Но оказывается, что это совсем не так.
Московский научно-внедренческий центр «Эйдос» занимается развитием особой - образной памяти. Люди, пришедшие сюда, могут овладеть способностями, которые считаются привилегией только высокоодаренных личностей. Директор центра Игорь Матюгин и его коллеги достигают на своих занятиях на первый взгляд фантастических результатов. Закончив курсы обучения, люди, жалующиеся на плохую память, начинают быстро запоминать длинные ряды слов, порой на незнакомых языках, сложные таблицы чисел, формулы, многостраничные художественные тексты и прочую информацию. Границы их памяти расширяются в 5 - 10 раз. Многие дети, прошедшие обучение в центре, претендуют на то, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса. 16-летнаяя Настя Черток запоминает и воспроизводит без ошибок 1050 слайдов в течение двух часов. Налобин Михаил, 15 лет, запоминает 1100 не связанных между собой слов, а Логвинова Галина, 22 года, с завязанными глазами запоминает 110 дощечек с различной шероховатостью.
Автор этой необычной методики Игорь Матюгин шел к ее открытию много лет. Исследователь собрал огромный материал, позволяющий не только изучить основные виды памяти. Он проанализировал и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности - на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как изменяется внутренний мир человека, его общение с другими, его жизненный путь, если одна сторона его психической жизни - память - получает столь необычное развитие. И лишь убедившись, что личность становится намного гармоничнее и внутренне богаче, что не возникает никаких отрицательных последствий для здоровья, он запатентовал методику.
«Эйдос» в переводе с греческого языка - яркий образ. Отсюда и название одного из направлений психообразной культуры, сейчас прочно забытого - эйдетизм. Эйдетизм - это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который исчез из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предмета, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям.
Еще в 1907 году австрийский врач Урбанчич заметил, что плохо слышащие дети удерживают в памяти образы предметов и на следующий день. Позже, в 30-е годы, немецкие ученые братья Йенш первыми ввели в современную психологию термин «эйдетизм» и доказали, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили они, но различали явный эйдетизм и скрытый. Явный эйдетик видит несуществующий в данную минуту предмет с открытыми глазами, а скрытый - продолжает видеть исчезнувший предмет, лишь закрыв глаза и сосредоточившись на нем. Проводя свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ Германии и обнаружили 100% эйдетиков, из них 40% - явных и 60% - скрытых. Т.е. практически все обследованные дети обладали эйдетической памятью
А поскольку эйдетизм присущ детям, то они очень быстро все схватывают. Тем более, что все методы обучения детей очень похожи на увлекательную игру. Многие дети не любят математику : абстрактные цифры, формулы, пересечение фигур в объеме их часто пугают. Применяя образы, они с удовольствием занимаются математикой, потому что «Школа эйдетики» учит видеть их цифры живыми и дети с ними с удовольствием общаются. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка - это ворона, которая летит. Четверка - стул сломанный, и из него торчит пружина. Причем цифры могут быть не только предметами, они могут быть похожи на людей. Применяя эти или похожие образы, они легко запоминают любое количество цифр.
Запоминают ребята и ряд слов, которые друг с другом никак не связаны, например, «забор», «пустыня», «капля», «лошадь». Как? Эйдос учит их ярко «видеть» самые разнообразные и невероятные сюжеты, в которых эти слова объединены. Допустим: стоит в пустыне забор, а лошадь пытается через него перепрыгнуть, потому что там есть капля, и лошади хочется утолить жажду.
Советский психолог Л. Выготский говорил, что в детстве мышление, память и фантазия неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные. Методика работы с образами очень многое дает ребенку. Все дети прекрасно запоминают любые тексты, стихи, особенно историю, они ее образно «видят», как на картинках.
Доктор психологических наук Э.Г. Симерницкая считает «достоинством предлагаемой системы является то, что она имеет сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, она открывает широкие возможности и для коррекции отклонений в психическом развитии, обусловленных недостаточностью мозговой деятельности».
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов".
Л.С.Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".
Согласно Е.И.Игнатьеву, "основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление".
А "Философский словарь" определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений".
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть "безработным". Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

Давно известно, что язык - это зеркало и социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе. Утрата языковой культуры, грамотности не должна оставлять нас равнодушными.
На протяжении столетий основные методические принципы обучения правописанию оставались неизменными и предполагали в первую очередь четкое и ясное усвоение правил, исключений из них, запоминание трудных и не поддающихся проверке слов и упорную многочасовую отработку практических навыков : упражнения, диктанты, изложения, сочинения. Однако все эти классические методики никогда не ориентировались на психологию восприятия языка, особенно на ее возрастные аспекты. Если взрослому человеку нетрудно понять, что настоящее образование не развлечение, а труд, то ребенку усвоить эту аксиому значительно сложнее.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «земленика», «пагода», «каньки»; платок, но «плоточек»; береза, но «бирезовый» и т.п.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами, например, в таких словах, как : солдат, топор, канава и др. Эти слова дали в среднем лишь 58% правильных написаний, слова класс, касса, металл и др. - только 53%. Почти все эти слова включены в учебники по русскому языку для начальных классов.
Не секрет, что современные дети мало читают (книгу вытеснили телевизор, компьютер), в большинстве своем косноязычны, их лексический запас ограничен, и поэтому проблема грамотности для них оказывается едва ли не самой сложной. Обычная школа с этим часто не справляется. Особый интерес поэтому представляет оригинальная научная методика, разработанная учеными-психологами - авторами «Школы эйдетики».
По статистики самое большое количество ошибок допускается учащимися в словарных словах.
Словарные слова - это те слова, для которых не существует никаких правил и единственный выход из этой ситуации, который видят дети, учителя и родители, это зубрить, повторять, проверять до тех пор, пока эти слова не будут писаться автоматически, что в свою очередь требует много сил, времени и нервов. Но зачастую все получается как в старом анекдоте:
Учительница оставила Петю после уроков и дала задание: сто раз написать слово «шёл». Петя усердно работал и оставил учительнице записку : «Задание выполнил. Пошол домой»
Чтобы такого не было, «Школа эйдетики» разработала методику, позволяющую запоминать словарные слова с одного прочтения и на всю жизнь. При этом запоминание написания слов превращается в увлекательное занятие, когда одновременно развивается воображение, фантазия, а значит мышление и интеллект.
В каждом случае при запоминании словарных слов - приоритет за ведущей модальностью учеников («визуалы» или «аудиалы»); другая причина состоит в сложности представления слова через образ. Как известно, есть слова, которые легко нарисовать или подобрать к ним созвучия, а есть такие, которые одновременно рисуем и подбираем созвучную фразу.
В связи с этим выделяю такие методы работы над словарными словами:
Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть заглавная или строчная, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква «А».


Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь : сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки. Практика показала, что установка на «рисование глазами» быстро формируется, и ее легкость может спровоцировать учеников запоминать правописание слов таким способом даже тогда, когда есть четкое правило, определяющее написание нужной буквы.
В таких случаях достаточно несколько раз обратить внимание на эти случаи, и дети начнут писать «правильные» слова по своим правилам, а словарные слова - по своим.
Психологи утверждают, чтобы лучше запоминать, нужно задействовать различные виды памяти. В своей практике учителя обычно «нажимают» на зрительную, слуховую, речемоторную память детей. Но ведь это еще далеко не все ресурсы нашей памяти. А почему бы не использовать эмоционально-образную, кинестетическую, тактильную память? Так же при этом мы должны помнить, что эмоциональная окраска запоминаемого материала способствует его запоминанию. Вот почему мы долго помним обиды. С детства храним неповторимые мгновения радости. Мы на долгие годы запоминаем улочки городов или лесные дорожки, если с ними было связано что-то значимое, важное для нашего сердца.
Здесь очень уместно сравнение.
Если вы делаете зарубку на куске металла, она будет настолько глубока, насколько сильно вы ударите. То же происходит в нашей памяти. Отпечаток будет тем лучше закреплен, чем сильнее впечатление. Если вы когда-нибудь видели, как разбивается о землю охваченный пламенем самолет, вы не забудете этого никогда. Если вы видели тонущего человека, которому вы не в силах оказать помощь, вы этого также не забудете.
Поэтому в этом случае нужно помнить правило Для облегчения запоминания создавайте сильные образы.
Пример : скандал



Итак, трудную букву в словарном слове мы рисуем, т.е. создаем художественный образ буквы, причем рисунок связан со смыслом слова и лучше, если оно будет эмоционально окрашено.


Корзина



Следующий метод - звуковые (фонетические) ассоциации - предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна.
Например, слово завтрак. Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится : «На завтрак РАКИ»
Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрываем запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется.
Следующее слово стадион
Здесь нужно запомнить уже написание двух гласных.
Находим два созвучных слова СТАДО ДИКИХ и договариваем фразу «Стадо диких зверей на стадионе»
Вернемся к слову корзина
К этому слову Володя применил не графический, а фонетический метод, а подтолкнули его эмоции, связанные с этим словом. Когда-то из корзины он не убрал арбузную корку. Туда сбежались муравьи и его за это родители наказали. Теперь это слово проверяет так КОРКА В КОРЗИНЕ.

При подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами получается нагромождение фраз, в которых легко запутаться, что является недостатком данного способа. В этом случае рекомендуется воспользоваться комбинированным методом.
Комбинированный метод - это использование при запоминании словарного слова и графических и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв.
Пример : металл (меч из металла + лл (рис.))



При этом учителю следует помнить о том, какое отношение он создает у детей к запоминаемому материалу. Эксперименты показывают, что из суммы предлагаемой для запоминания информации человек запоминает лишь 16% безразличной ему, 80% эмоционально окрашенной и 4% той, отношение к которой он не смог охарактеризовать.
Известно, что знания усваиваются лучше, когда ребенок личностно включен в этот процесс. Но что означает эта личностная включенность? Ведь ребенок все время включен в процесс образования : он запоминает, думает, отвечает. Т.е. он постоянно включен интеллектуально : не включенной остается его эмоциональность. Лишь тогда, когда ребенок эмоционально реагирует на происходящее и привлекает свой не только интеллектуальный, а и жизненный опыт, можно говорить о ее личностной включенности.
Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знаний, но в первую очередь - ценность человека, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Это означает, что главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает.
Проблема человеческой уникальности, неповторимости, индивидуальности тесно связана с проблемой творчества.
Творческая деятельность - одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека, показатель высшей степени развития его интеллекта, чувства воли. Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети с большим интересом передают чувства, мысли, стремления в своем творчестве. Чем глубже впечатления, полученные от непосредственного восприятия, чем ярче образы соображения, тем острее потребность передать это в своем творчестве. Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний.
К 60-летию образования нашего района был издан сборник «Солнечные лучики», он был составлен из произведений учащихся средней школы № 1, опубликованных в районной газете «Вестник района». Из двадцати трех авторов этой книги, 16 - мои ученики, из 72 произведений, 59 написали мои выпускники.

Ирина Новоселова

Цветной зонт.
«Снова капли бьют по крышам,
Снова небо хмурится.
Ну. Когда бы я ни вышел -
Вечно дождь на улице», -
Проворчал сердито зонт.

- Как можно услышать о чем ворчит зонт? Только благодаря развитию воображения, образного мышления.

А вот еще одна работа

Ирина Пуртова

Мечтать не вредно.

Мечта, как крылатая птица,
Уносится в ясную даль.
За ней нам с тобой не угнаться,
Ее не поймать, как ни жаль.
Взлетит она, но не присядет,
Сверкнет опереньем своим
Назад никогда не вернется,
А радость подарит другим!

Это ли не творчество? А ведь Ирине в то время всего было десять лет.

«Почему, - часто спрашивают у меня, - Ваши дети могут так сочинять, почему у других так не получается?» Главное объяснение этому я вижу в том, что стремительное развитие науки и техники вытеснило образное мышление. Технократический век подмял под себя образную культуру. Рассказанную перед сном сказку, требующую от ребенка игры воображения, заменило телевидение. Они принесло с собой готовые стереотипные образы и потеснило собственную детскую фантазию. Развившаяся в школах система зубрежки тоже начала губить детей, отбирая у них яркие образы, подсовывая взамен те же дешевые стереотипы.
В здании РОО была выставка картин, выполненных учителями нашего района, в том числе учителем изобразительного искусства Айплатовой Р.Л.. Одна из ее работ называлась «Ветка сирени». Настя, увидев ее, воскликнула : «Екатерина Васильевна, я чувствую, как пахнет эта сирень».
А Маша на выставке картин Кузнецова В.Ф. в районном краеведческим музее, увидев на одной из его картин цветущее персиковое дерево тихо произнесла : «Это дерево освежило весь зал». Это ли не примеры яркого образного мышления.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Поэтому каждую свободную минуту на уроках или после них стараюсь использовать либо для чтения, либо для игр.
Вот некоторые из них.

Игра 1. Сравнения.

«Все познается в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция применим и к языку.
Закончите предлагаемые словосочетания, при этом не ограничивайтесь известными предложениями, придумайте свои.
Например: Трусливый, как заяц (воробышек, мышонок ...)
Хитрый, как ...
Теплый, как ...

Голодный, как ...
Мудрый, как ...

Верный, как ...
Понятный, как ...

Здоровый, как ...
Бездонный, как ...

Душистый, как ...
Быстрый, как ...


Игра 2. Эти удивительные слова.


Представьте, что мы входим в комнату, плотно закрываем за собой дверь и оказываемся в удивительном мире звучащих слов. Прислушайтесь и скажите, какое слово по звучанию кажется вам :
Самым длинным
Самым мягким

Самым ласковым
Самым темным

Самым строгим
Самым громким

Самым тихим
Самым светлым

Самым нежным
Самым поэтичным



Игра 3. Золотая середина.

Найдите золотую середину :
Ни днем ни ночью (когда же?)
Ни жив ни мертв (а каков?)
Ни к селу ни к городу (тогда к чему?)
Ни много ни мало (сколько?)
Ни рыба ни мясо (А что?)
Ни с того ни с сего (а с чего?)

Игра 4. Не жалейте слов

Опишите, как можно красочней солнце, ветер, дождь, облака, снег, сосульку, ручей и т.п.
Интересно описывать вдвоем.
Например :
Апельсин - оранжевый, круглый. Крупный, спелый, сочный, ароматный, кисло-сладкий, приятный на вкус.
Апельсин - это дыхание свежести, очарование раннего утра.
Апельсин растет на апельсиновом дереве, он похож на солнышко.
А самое главное - апельсины доставляют нам радость.
Это упражнение можно использовать как коррекционное. Оно поможет изменить отношение к нелюбимому продукту, предмету, человеку. Нужно только найти во всем этом достоинства и прелести.
Игр такого вида и игр, развивающих артистические творчество у нас множество, ребята с большим удовольствием в них играют, а я всегда при этом вспоминаю слова Ф.Шиллера « ... в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества.»
Развитие образного мышления, воображения и фантазии положительно сказывается и на усвоении учебной программы по математике, по природоведению и другим предметам.

Урок математики. Задача.
В парке школьники посадили 60 лип и 15 берез. Во сколько раз больше школьники посадили лип, чем берез?

Дети решают.
Один ученик решение записал так: 60 : 15 = 4 (р)
Другой так : 60 - 15 = 35 (р)
Учительница первого ребенка похвалила, - конечно, молодец, а другого начала стыдить : «Сколько раз можно повторять одно и тоже, если ...»
Милая учительница, а повторять-то здесь как раз и не надо.
Единственное, что здесь нужно, так это нарисовать картинку в воображении детей и все. Дети больше никогда не будут ошибаться в выборе действия решения к такой задаче.
Я делаю так.
Прочитали вопрос : Во сколько раз больше школьники посадили лип, чем берез?
Когда стоит такой вопрос, вы думаете, что нужно или (дети добавляют) вычесть или разделить.
Смотрим на первое слово во сколько раз больше (или меньше) какой знак действия нам подсказывает буква в
Значит : (делим)
Если будет стоять вопрос: На сколько больше посадили лип, чем берез?
Снова смотрим на первое слово в вопросе на и видим в букве Н знак
Это один случай, а таких математических секретов у нас с ребятами много. Вначале о них (секретах) говорю я, а потом они учатся сами находить свои секреты, которые помогают успешно усваивать такую серьезную науку как математика. И тут уже в классе витает дух сотрудничества в обучении, а для меня это самое главное.

То же самое и на уроках природоведения.
Лес - хорошее и надежное укрытие для многих зверей. И разгадываем кроссворд.

























































Это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес 500 кг. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает. (Лось)
Это крупный хищник. Форма следов этого животного весьма характерна. Продвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных. (Волк)
Это животное считают злейшим заячьим врагом. Но правда главная пища их - грызуны. У него отличный слух. За 100 метров может услышать этот зверь мышиный писк. (Лиса)
Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей черные кисточки. (Рысь)
Один из крупных всеядных зверей марийских лесов. Длина его тела 2,5 м, вес 500 кг. Он тяжелее тигра и льва. Малыши - обычно их двое - появляются на свет в январе, феврале. Весом 400 - 500 гр. Легко поддается дрессировке. (Медведь)

Также большого воображения и фантазии требуют наши физкультминутки. И очень хороший материал для развития памяти. А заучиваются они легко и надолго, т.к. чаще всего эмоционально окрашены и сопровождаются движениями.
Только в лес мы вошли,
Появились комары
(Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
(руки за голову кладем и
вразвалочку идем)
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее
Раз-два, раз-два - позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко ...
Впереди, из-за куста, смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседы-шалунишки
- Но закончилась игра и учится нам пора.

Большую помощь в развитии образов нам оказывает музыка для медитаций. Наша любимая кассета «Фантазия». Через эту музыку мы многое слышим, видим, чувствуем, а, значит, познаем себя и окружающий нас мир.

Включаю музыку ...
Спокойным, ровным голосом говорю: «Давайте, ребята, тихо, чтобы не спугнуть жителей леса, зайдем в него ... Мы слышим как шелестит трава ..., как поют птицы ... Видим, как быстро в траве пробежала мышь... Вот жук медленно карабкается по стволу дерева ... Мы вдыхаем аромат трав и цветов... Нам легко и радостно.»
Это и прекрасный отдых для детей.

Положительные результаты, наблюдавшиеся при использовании этой системы для коррекции трудностей школьного обучения, хорошо согласуются с выводом современных психологов о том, что оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль «природных особенностей».
Как уже известно, воображение это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.
Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.
Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциациивсе это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Развитие образного мышления и воображения не только у учеников, но и у себя тоже, помогает найти путь к каждому ученику и создать ситуацию успеха в учебе.
Вот несколько примеров.
В 1992 году в первый класс пришли два брата Саша и Гриша Бугаевские. Саше было почти 7 лет, а Грише 4 года 10 месяцев и он очень хотел учиться. Мы с родителями решили - не отказывать ему, а сами думали - поучится неделю, устанет и желание пропадет. Прошла неделя, две, первая четверть - каникулы. Прихожу утром в школу, Гриша сидит на стульчике. Спрашиваю : «Что-то случилось?» «Я пришел учиться. Я хочу учиться. Вы будете учить?» «Конечно!» И так мы учились все три года - и на «отлично». В раннем возрасте образы особенно ярки и Грише они помогали в успешной учебе.
Уезжая в Израиль (они поменяли место жительства), Гриша учился в четвертом, а на математику ходил в 5 класс, а Саша, который начинал вместе с нами, был уже в шестом классе. Приходит первое письмо из Израиля. Ольга Михайловна (мама) пишет: «Сдали личные дела в школу. Все удивились. Возраст не соответствует классу. Пришлось сдавать тестирование. Мальчишки молодцы. Все тесты зашкалили. Папа Владик смеется - гении со справкой, благодаря Вам, Екатерина Васильевна». Как приятно, что наша сельская школа дает знания на уровне.
Когда-то в моем классе был такой ученик - Толя Зуев. Программу начальной школы по математике мы с ним прошли за 2,5 года. Когда мы были в четвертом, Толя по математике - в шестом, все ребята заканчивали седьмой класс, Толя на отлично сдал экзамен по алгебре за девятый.
Такие дети есть, только их нужно вовремя заметить и помочь. Считаю, что здесь как никогда нужно учитывать их стремление к знаниям и не сдерживать, чтоб не развивалась леность ума.

Но развитие образного мышления, воображения, фантазии, а, значит, мышления и интеллекта помогает в работе и со слабыми учениками.
Вот один из примеров.
Ирина пришла в первый класс не 1 сентября, а в середине ноября из другой школы, другого района республики. Девочка была замкнутой, учеба в школе давалась нелегко, ее хотели перевести в класс с задержкой психического развития. Обратились к директору нашей школы, пришли ко мне, я не отказала. Первое, что я сделала, постаралась заинтересовать девочку и это у меня получилось. А потом работа, работа. И первым нашим помощником был снова «Эйдос», а у Ирины образы были яркие, ее воображение, фантазия сделали свое дело.
Школу она закончила без троек, поступила в Оршанский педколледж, студентка 4 курса. Сейчас находится на практике в нашей школе, в моем классе. Старательна, требовательна к себе и детям. Приятно смотреть на общее взаимопонимание детей и студентки-учительницы.

Используя эту систему, дети успешно усваивают программу обучения.
Постоянно интересуюсь успехами своих выпускников. Так сложились обстоятельства, что я была классным руководителем одного выпуска с первого класса по одиннадцатый. Из 18 учащихся один закончил школу с золотой медалью, четверо - с серебряной. Двенадцать ребят поступили в высшие учебные заведения, и успешно продолжают свое обучение

Но главное, конечно, - это не цифры, а то, что дети не потеряли интерес к учебе, любовь к школе. Они любознательны, восприимчивы, с ними интересно работать и общаться.

Но жизнь ребенка - это не только учение. У каждого из них есть свое увлечение. А кто знает, может быть, это увлечение - его будущее. И моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы заметить сильную стороны ребячьей индивидуальности и помочь ее развить. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. И здесь опять приходит на помощь эта же система «Эйдос». Уверена: не талантливых, не способных детей нет.

Сейчас я являюсь классным руководителем 2А класса, стараюсь строить воспитательную работу так, чтобы каждый ученик нашел свое увлечение и занимался его развитием. В классе 25 учеников. 20 ребят посещают танцевальный кружок при Доме детского творчества, пятеро детей посещают музыкальную школу, 6 - кружок мягкой игрушки, 5 - моделирования и 4 - секцию борьбы.

Увлечение ..., но это тоже труд, нелегкий труд.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать!!!

Преподаватели и специалисты по развитию детских способностей сейчас признают, что процессы обучения и воспитания должны опираться на развитие воображения в раннем возрасте. Познакомившись с работой «Школы Эйдетики» Майкл Ла Бросс пишет: «Тысячи детей узнали то, что должны узнать миллионы : для людей нет ограничений ... кроме тех, которые мы выбираем сами, и единственная цель, которую они не смогут достичь - та, которую они не могут вообразить».

Я убедилась в этом, в это поверили и мои дети.

























13PAGE 15


13PAGE 142015




15