«Школа «Эйдетики»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 91 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Рассмотрено
на заседании МС
Протокол №_______
От «___»_____2012 г.
Председатель МС _________________ Принято педагогическим
советом
Протокол № ______
от «___»_______2012 г.
Утверждаю
Директор МБУ школы № 91
Антонова Т.М.
___________________
«____»________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
__Школа «Эйдетики»__
Направление : Развитие памяти, внимания,образного мышления, воображения.__
Тип программы:___________________
Срок реализации программы: 1 год
Класс:___5 класс______
Составитель: Рабочая Елена Александровна учитель математики.
__2013_______год
Пояснительная записка.
Система Эйдетики- память без границ. «Эйдос» в переводе с греческого- «образ». Эйдетизм- это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой – либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
В «Школе эйдетики» детей и взрослых учат мыслить образами, что позволяет удерживать в памяти нужный в жизни объем информации, обучают освобождать свою память от ненужной информации, забывать ее.
Например, дети легко, «оживляют» цифры и начинают с ними с удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка – это ворона, которая летит, четверка – сломанный стул, он скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны запоминать очень длинные ряды слов, даже не связанные друг с другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах. А также запоминание иностранных слов без зубрежки, запоминание стихов, формул, цифр, телефонных номеров, имен, лиц и другой информации. Значительно улучшается внимание, сокращается время выполнения домашнего задания.
К сожалению, в традиционной школе изучение материала опирается на механическую память и логическое мышление, которые в младшем школьном возрасте еще требуют развития и усовершенствования. Все просто не реально запомнить сразу, а ведь нужно…. Подобный процесс обучения противоречит процессу развития мозга, который заложен природой. Такое обучение часто становится причиной психологического дискомфорта и стрессов, которые негативно отражаются на учебе и самочувствии. Специалисты уверены, что методика, которая учитывает особенности ребенка- одна из основных причин высокой успеваемости в школе. Такой методикой считается эйдетика.
Система эйдетики основывается на образном мышлении ребенка и полностью соответствует особенностям развития ребенка. Она способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, благодаря чему возрастают способности концентрации памяти и запоминания.
Система эйдетики развивает такие важные качества, как:
беглость – способность быстро находить решения и генерировать идеи;
гибкость – применение разнообразных подходов для решения задачи;
оригинальность - умение создавать оригинальные идеи и решения.
Основные цели методики:
развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;
активизация ресурсов познавательных процессов;
развитие речи;
стимулирование инициативности;
воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным;
обнаружение и развитие способностей.
Принципы работы по системе эйдетики:
радостная, веселая атмосфера;
мобильность и доступность игрового материала;
разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребенка.
В процессе обучения по программе ставятся следующие задачи:
раскрыть естественный потенциал творческих возможностей ребенка;
активизировать умственные процессы;
развивать все виды памяти;
сформировать стойкий интерес к обучению;
научить жить с позитивным мышлением, усилить веру ребенка в свои возможности;
способствовать развитию образной памяти( образной слуховой, зрительной, образной тактильной, образной обонятельной) и природных способностей обущающихся.
повышение скорости чтения;
«Нейробика» - зарядка для гармонизации функций правого и левого полушария головного мозга.
Продолжительность занятий:

Программа состоит из 32 занятий. Продолжительность одного занятия 45 минут. Переодичность занятия – 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
Введение данной программы предполагает повышение уровня развития познавательных процессов, повышение познавательной активности учащихся.
Учебно- тематический план

п/пОсновное содержание Количество часов
всего теория практика Аудиторные
занятия Внеаудиторные
Занятия
1 Представление. Исследование познавательных процессов. 2 1 1 Протокол исследования .2 Зрительная память 4 2 2 Диалог/Тесты 3 Тактильная память 4 2 2 Диалог/Тесты 4 Как можно увидеть слово 4 2 2 Диалог/Тесты 5 Запоминание цифр, телефонов, исторических дат 4 2 2 Диалог/Тесты 6 Тренировка внимания 4 2 2 Выполнение практических заданий 7 Трансформация 4 2 2 Выполнение практических заданий 8 Как превратить слово в картинку 4 2 2 Выполнение практических заданий 9 Закрепление полученных знаний. 2 1 1 Выполнение практических заданий Итого: 32 16 16 Учебно-тематический план по темам:
№ Тема занятий Кол-во часов Описание примерного содержания занятий
Раздел
1 Исследование познавательных способностей. 2 Определить на сколько у каждого ребенка развита память: зрительная, тактильная, образная.
2 Зрительная память 4 Содержит игры по развитию фотографической памяти, фантазии и образного мышления. Каждая игра содержит оценку в баллах. Сложив их, ученик может узнать насколько хорошо развита у него зрительная память.
3 Тактильная память 4 Способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Это очень интересный вид памяти. Развивается способность к соощущению. Игры научат детей определять «шероховатость» голоса, вспоминать вещи, до которых они дотрагивались в течении дня, избавляться от неприятных переживаний. Дети увидят, как можно прикоснуться к облаку, печали, смеху, музыке.
4 Как можно увидеть слово 4 Приводится 8 методов запоминания. К каждому слову подбираются ассоциации, позволяющие запоминать слова с первого прочтения без зубрежки.
5 Запоминание цифр, телефонов, исторических дат 4 Игровые методы научат в абстрактных цифрах видеть животных и птиц, овощи и фрукты, находить сравнение с людьми. Способ запоминания телефонов с помощью басен и песен.
6 Тренировка внимания 4 Используется метод «Цицерона», метод «Ассоциаций», метод запоминания текстов.
7 Трансформация 4 Трансформация текстов, слов, чисел в мультимедийные сюжеты.
8 Запоминание иностранных слов, текстов, стихов. 4 Методы фонетических ассоциаций «оживления», отстраненности, беглое чтение.
9 Итоговое занятие 2 Проверка степени усвоения, применения в изучении школьных предметов.
Литература:
1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
3. Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.
4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.
5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.
7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.