Эссе на тему Проблемы понятийно-терминологического аппарата


Эссе не тему:
«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
Каждая научная область с ее практическим применением этой науки имеет систему понятий, выраженных определенными терминами. Этим они отражают развитие науки.
С каждым новым периодом развития любая наука, в том числе и специальная психология, пополняется новыми понятиями и терминами по мере открытия новых фактов и выявления ранее неизвестных закономерностей. Некоторые термины остаются в научной дисциплине, а некоторые десятилетиями завоевывают свое право на существование, подвергаясь множественной критики научного сообщества.
Рассмотрим основные проблемы становления и использования понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии.
Прежде всего, стоит уточнить, из чего состоят определения.
В каждом понятии различают содержание и объем. Содержание выражается в совокупности существенных признаков понятия, а объем - в совокупности объектов, которые мыслится в нем.
В процессе становления понятия оно должно быть осмысленно, чтобы потом его можно было подвести к понятиям вида, рода, отряда, семейства, класса и т.д. Наконец, оно должно быть оформлено словесно. Причем, в этом-то и заключается основная проблема – придумать термин таким образом, чтобы он отражал суть явления или факта, был конкретным, кратким, содержательным, благозвучным. Если понятийное оформление явления не состоялось, то, по мнению А. А. Фролова и Ю. Н. Фроловой, то дальнейшие этапы познания этого явления в принципе невозможны.
Эта проблема плавно переплывает в другую проблему, отражающую сегодняшнюю тенденцию некоторых специалистов использовать необоснованное введение новых терминов, не отражающих специфику понятий. Например, вместо терминов «дети с недостатками развития» или «дети с ограниченными возможностями» используются выражения «проблемные дети», «дети с психофизическими особенностями» (как будто у нормально развивающихся детей нет психофизических особенностей!). Употребление подобных терминов недопустимо в научной литературе.
Поиск правильно используемой терминологии в отношении детей с ограниченными возможностями ведется уже вот уже ни одно десятилетие. Это отражает суть третьей проблемы понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии.
Началась она примерно с 20-х гг. прошлого века, когда детей с недостатками развития называли термином «ненормальные дети» (Г. И. Россолимо, Г. Я. Трошина, А. Бине и А. Симона) или «дефективные дети» (Л. С. Выготский и др.). В середине 30-х гг. его заменяет термин «аномальные дети». И уже только в 70-е гг. начинает использоваться термин «дети с нарушениями (недостатками) развития».
Как видим, здесь имеет место использование так называемого эвфемизма, т.е. замены «жестких» терминов «мягкими». Например, замена термина «умственно отсталого» ребенка термином «исключительный ребенок». С другой стороны, используя данный термин, появляется проблема – не соответствия содержания данного понятия, т.к. «исключительный» может относиться и к умственно отсталому, и к одаренному ребенку.
Поэтому происходит «загрязнение» термина «исключительный», потеря его настоящего смысла. В международной практике такие дети называются «лица с физическими и психическими недостатками» (применительно к взрослым) и «дети с недостатками (нарушениями) развития».
В данном случае дискурс по поводу правильного использования терминов для людей с ограниченными возможностями долго ведется из-за отношения в обществе к таким людям. Если в советское время о существовании таких лиц вообще старались умолчать, что сейчас такие люди стали объектом государственной социальной политики. В СМИ много поднимается проблем таких людей, соответственно, в специальной психологии возникает острая необходимость к пересмотру данной терминологии для правильного ее использования.
В заключение стоит добавить, что терминология является одной из составляющих методологии науки, и неправильное употребление терминов будет влиять на понимание сущности деятельности психологов и педагогов в этой области.
Список использованной литературы
Кузнецова Л. Проблемы специальной психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/1999/psy45-1.htm
Лубовский В.И., Валявко С.М. Терминологические проблемы cпециальной психологии и специальной педагогики // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 1. - С. 50-55.
Москвин В.П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка. - М.: УРСС, 2010. – 264с.
Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - №3. – С.126-140