Доклад на тему: Стандарт как основа подготовки специалистов профессионального образования по профессии «Продавец, контролёр-кассир»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса»
(«ГБОУ РХ СПО «Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса»)
ДОКЛАД
Стандарт как основа подготовки специалистов профессионального образования по профессии «Продавец, контролёр-кассир»
Стандарт как основа подготовки специалистов профессионального образования по профессии «Продавец, контролёр-кассир»
Зам. директора по УПРГБОУ РХ СПО «Техникум профессиональныхтехнологий, торговли и сервиса»
Буланова Татьяна Васильевна
Бурно развивается сфера торговли, упор делается на  повышение качества обслуживания   и внедрение передовых технологий продаж. Увеличивается специализация в подразделениях супер- и гипермаркетов, и как следствие, увеличение количества  специализированных  отделов. Исходя из этой тенденции, возрастает  потребность в подготовке узких специалистов  по торговле  конкретной  группой товаров.
Вновь открытые и реконструированные объекты потребительского рынка, как правило, отличаются высоким уровнем технологической оснащенности и дизайна,   высоким уровнем торгового обслуживания и сервиса. Производственный процесс на торговых предприятиях нового формата существенно  отличается от  традиционного. В условиях все возрастающей конкуренции первоочередное место отводится вопросам автоматизации всей технологической цепочки продажи товара, развитию менеджмента, повышению требований к выкладке товара, ценовой политике. Особое внимание уделяется вопросам клиентоориентированности,  повышению лояльности к  потребителям.
Вышеперечисленные тенденции требуют повышения квалификации персонала (как менеджеров, так и рядовых работников), приводят к появлению новых профессий и специальностей, открытию новых подразделений и служб на предприятиях отрасли, модернизации  оборудования.
ФГОС по профессии «Продавец, контролёр-кассир» отвечает требованиям многофункциональности, представлены разные  группы товаров, что актуально для  различных форматов торговых предприятий;
каждый блок (модуль) может быть положен в основу самостоятельного учебного блока (модуля), что важно для работодателей узкоспециализированных магазинов;
учтены новые технологии торгового обслуживания, что отвечает требованиям работодателей, нацеленных в перспективе на внедрение инноваций.
В  современных рыночных условиях  востребованы  специалисты, обладающие комплексом  ключевых, полипрофессиональных, специальных компетенций, что обеспечивает успешность человека в социальной и профессиональной сфере  деятельности. Работодатели, как правило, удовлетворены уровнем теоретической подготовки, но качество практической подготовки их  не всегда удовлетворяет. Кроме того, отмечается потребность работодателей в конкретных специальных и полипрофессиональных  компетенциях,  которым выпускники не обучаются. Этим компетенциям   приходится доучивать на рабочем месте. В соответствии с потребностью работодателей  в стандарте представлены  наиболее востребованные дополнительные  функции:
- продавца-консультанта по отдельным группам продовольственных товаров (алкогольных и безалкогольных напитков, мяса и мясных, зерномучных, плодоовощных, вкусовых, кондитерских, молочных, рыбы и рыбных товаров и пр.);
- продавца-консультанта по отдельным группам непродовольственных товаров  (строительных и отделочных материалов, электробытовых, мебели, тканей, обуви, меховых,  пластмасс и химических, парфюмерных и косметических и пр.);
- продавца-консультанта по  правам покупателя.
Важно пояснить, что в ходе обучения учащийся должен освоить все функции федерального уровня, необходимые для осуществления торгово-технологического  процесса. Кроме этого, у учащегося появляется  возможность приобрести дополнительные специальные и полипрофессиональные компетенции,  наиболее востребованные  работодателями  региона, конкретным  рабочим местом. Обучение, основанное на компетенциях, позволит в дальнейшем выполнить заказ работодателей на доучивание, переучивание, повышение квалификации, т.е. развить систему дополнительного образования с учетом  образовательных потребностей.  Конкретные группы работодателей, в зависимости от специализации и размеров торговых предприятий, имеют разные потребности: в специализированные и крупные магазины (супермаркеты, мини маркеты, универмаги) требуются узкие специалисты, выполняющие одну  или несколько конкретных функций; универсалы, осуществляющие весь торгово-технологический процесс,  востребованы на средних и малых торговых предприятиях (киоски, павильоны, бутики).
В  большинстве предприятий торговли моделью специалиста является квалификационная характеристика, на некоторых – разработаны корпоративные стандарты,  а в образовательных учреждениях  –  это  образовательный стандарт. Таким образом, у   всех субъектов  образовательного процесса разные представления о требованиях к специалисту,  т.к. отсутствует единая  модель.
Стандарт может использоваться: обучающимися – для выбора профессии и для самооценки в ходе освоения профессии; преподавателями – для проектирования рабочих образовательных программ, выбора методов обучения; работодателями  – для оценки результата образования, заявок на повышение квалификации, подготовку, переподготовку взрослого населения,  для разработки должностных инструкций, корпоративных стандартов.
Стандарт по профессии «Продавец, контролер-кассир» разработан в соответствии с определенным классификационным правилом. В  основе правила -  логика   торгово-технологического процесса (ТТП). Основными  этапами  ТТП являются:   предпродажная подготовка товара, продажа товара, составление отчетности. При  осуществлении каждого этапа необходимо выполнить конкретные функции.
Каждая из функций может стать   впоследствии специальностью, так например,  подготовка  продовольственных товаров  к выкладке находится в компетенции комплектовщика;   выкладкой товаров  занимается мерчендайзер; консультированием покупателей в специализированных магазинах – продавец-консультант; расчетные операции  с помощью ККТ  производит кассир торгового зала  (кассир-операционист). На предприятиях торговли небольшого формата  все производственные функции может выполнять один работник. На крупных предприятиях  существует разделение функциональных обязанностей, на разных этапах ТТП функции  выполняются отдельными специалистами, параллельно друг другу.
Каждая функция  представлена  набором компетенций:
полипрофессиональных, которые являются актуальными  для группы профессий или специальностей торгово-экономического профиля,специальных, которые являются уникальными   для каждой профессии, связаны  непосредственно с профессиональными функциями, востребованы в конкретной профессиональной области.
Освоение компетенций может осуществляться в рамках программ начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
Содержание образовательных программ – едва ли не самый важный элемент в системе качества профессионального образования. От него, в первую очередь, зависит уровень подготовки выпускников и их успешная адаптация на рынке труда: что мы, педагоги, вместе с руководителями и специалистами производства вложим в студента, то у нас и получится. Получиться должен такой специалист, который сможет выбирать из нескольких предложений по трудоустройству то, которое его удовлетворяет, и работать так, чтобы это устраивало работодателя. В этом же заинтересованы и родители, и государство, а значит, все они могут и должны повлиять на изменение ситуации с подготовкой и трудоустройством молодых специалистов. Приоритетом логически вытекают основные направления образовательной политики России:
1) обеспечение инновационного характера базового образования;
2) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, повышение доходности бизнеса любыми путями заставляет многих работодателей приспосабливаться к непростым условиям выживания в пространстве острой конкуренции и чиновничьего произвола. Приспосабливаются по-разному, в том числе экономят на кадрах. С целью снижения затрат нанимают гастарбайтеров, принимают молодых специалистов на испытательный срок без оплаты, не оформляют трудовые отношения договором, не дают социальных гарантий и т.п. В организациях, как правило, отсутствует служба по контролю качества, повышение квалификации и аттестация специалистов проводятся исходя из минимума финансовых и временных затрат, только при угрозе закрытия организации.
Что же делать в этой ситуации образовательному учреждению?
Поддерживая и реализуя основные на-В организациях, как правило, отсутствует служба по контролю качества, повышение квалификации и аттестация специалистов проводятся исходя из минимума финансовых и временных затрат, только при угрозе закрытия организации.
Что же делать в этой ситуации образовательному учреждению?
Поддерживая и реализуя основные направления образовательной политики, наш техникум создал структуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях учебно-научно-производственного объединения, имеющего тесные и взаимовыгодные связи с работодателями. Подготовка специалистов неразрывно связана с практическим обучением в условиях производства, разработкой и реализацией реальных дипломных проектов, широким участием студентов в предметных олимпиадах и конкурсах бизнес-идей на разных уровнях,
Современная материально-техническая база позволяет вести учебный процесс в техникуме на новом уровне. Уже не является диковинкой использование сети Интернет для решения учебных задач, разработки проектов. Наличие у студента флэш-карты – обязательное условие его успешной учебы, так как большинство учебных материалов, самостоятельные работы студентов создаются и проверяются в электронном формате. Интерактивное обучение, обучение через участие в реальных бизнес-процессах, участие в хоздоговорной деятельности техникума, подработка студентов по профилю будущей специальности – все, что создает специалиста высокой квалификации – используется преподавателями. Администрация техникума поддерживает любые инициативы и создает условия для их реализации.
Следующие задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом техникума: разработка средств оценки профессиональных компетенций
выпускников, проведение внутренних аудитов качества образования.
К реализации этих направлений техникум идет разными путями:
1) разработка фонда оценочных средств на основе методических рекомендаций –Федеральный института развития образования (ФИРО);
2) совершенствование системы менеджмента качества образовательных услуг;
3) размещение на сайте техникума публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.
Конечно, все преобразования проходят сложный путь. Низкий уровень общеобразовательной подготовки и личностного развития выпускников школ, равнодушие некоторых родителей к судьбе подростка, неготовность части преподавателей к инновациям в обучении, низкая заработная плата работников госучреждений, издержки частного бизнеса, отсутствие государственной поддержки трудоустройства выпускников – все это мешает реализовать основные направления развития профессионального образования в полной мере.
Мечтать, строить планы, учиться, добиваться поставленных целей мы должны сами и должны научить этому наших студентов. В этом наша миссия – миссия Педагогов. Освоение профессиональных компетенций, формирование и развитие личностных профессионально значимых качеств через инновации в содержании образовательных программ и обеспечении условий их реализации гарантирует получение квалифицированного специалиста, востребованного работодателем.
Сегодня все общеобразовательные учреждения страны работают в соответствии с ФГОС. При этом меняться образовательные стандарты по федеральному закону «Об образовании» должны не реже одного раза в течение 10 лет.
 Главное новшество заключается в том, что в стандарте прописан не только объём знаний, но и направления социального развития и перечень социальных навыков, которыми должен овладеть обучающийся в результате прохождения обучения. Все они тоже прописаны в ФГОС.
По версии разработчиков ФГОС,   основным критерием качества образовательного процесса должна стать «инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса». Именно этот критерий фиксирует в правовых нормах новый стандарт. Суть нововведения действительно сводится к тому, чтобы научить учеников самостоятельно получать знания и делать выводы. Однако одного введения нового образовательного стандарта для этого мало. Это будет зависеть от того, какие учебные материалы и методики преподавания будут использованы, а также в значительной степени от самих педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС - включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы профессионального образования;
- к структуре основной образовательной программы профессионального образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной  программы профессионального образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Всё будет зависеть от качества исполнения новой инициативы.
Перед нами стоит цель – сделать наших учеников более самостоятельными. Причём с самых первых курсов. Федеральные государственные образовательные стандарты образования (ФГСО) предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает «достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности».