Конспект урока на тему И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе:совместить несовместимое7класс
Разработка урока по методической теме:
«Задачно-исследовательская деятельность на уроке как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций учащихся в инновационной практике педагога-словесника»
Урок литературы в 7 классе
Метапредметный урок на тему: «И.С.Тургенев. Стихотворения в
прозе: совместить несовместимое».
Аннотация к уроку
Выбранный тип урока объясняется тем, что сегодня важно не столько дать ученику большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, чему способствует внедрение принципа метапредметности. В соответствии с новыми стандартами мы стремились формировать личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия, что позволяет учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. На уроке ученики не запоминают, но осмысливают важнейшие понятия, как бы заново открывая их. Поэтому на уроке уделяется большое внимание нравственным установкам и принципам.
Данный урок разработан мною и позволяет учитывать потребности обучающихся (ориентация на творческую самореализацию, индивидуализацию обучения), а так же реализует положения ФГОС второго поколения.
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к пониманию литературоведческого термина « стихотворения в прозе» и решению проблемного вопроса: как же удалось автору совместить несовместимое, создав совершенно новый жанр произведений для русской литературы – стихотворения в прозе. Сформировать коммуникативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия (УУД). Вызвать эмоциональный отклик на заявленную проблему.
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения: «поле проблем», «аналитик» и др. В ходе урока дети решают ряд лингвистических задач (ЛЗ)
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя
Тип урока: сообщение новых знаний и способов деятельности.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные:
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;
умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
умение видеть культурологические связи
Предметные:
понимание литературы как особого способа познания жизни,
формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;
воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
Решаемые учебные проблемы
Выявление художественной идеи стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык» и роли образно-выразительных средств в стихотворениях.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Стихотворение в прозе, художественная идея, образно-выразительные средства, смысловой центр повествования
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Учебная презентация
Методическое назначение средств ИКТ
Визуализация информации
Ход урока
Этап 1. Мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
1.1.Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация имеющихся знаний обучающихся по изучаемому вопросу. Представление учителем учебной ситуации (погружение).
1.1.1. (Звучит романс. На фоне музыки – слово учителя)
Учитель. Если вы спросите родителей, знакомых, просто взрослых людей, кто такой Тургенев, вам непременно скажут, что это великий русский писатель, романист, книги которого 150 лет назад раскупались с молниеносной быстротой, и перечислят его романы: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», повести «Ася», «Первая любовь» и многие другие произведения. И только немногие скажут вам, что автором строк звучащего романса является И.С. Тургенев. Сегодня мы продолжаем открывать новые страницы его творчества. Вы знакомились дома со стихотворениями в прозе. Поделитесь с нами, что они заронили в вашу душу. Не смущайтесь, если не все понятно. Скажите, какой отклик нашли стихотворения в вашей душе. Возможно, мы и рано обратились к ним, но, как сказал Лев Озеров, русский поэт, переводчик, литературовед: «Читатели растут вместе со мной!»
Ответы учащихся.
Учитель. А сейчас Вашему вниманию я предлагаю просмотреть презентацию – домашнее задание, которое выполнила ученица , почитав произведение «Воробей» (просмотр презентации)
(Беседа с обучающимися о том, является ли этот текст стихотворением и о том, каким ребята представляют себе рассказчика.)
Учитель. Ребята, вопросы к вам, прочитанные Вами тексты являются ли стихотворения. И каким вы себе представляете рассказчика.
(Глядя на портрет И.С.Тургенева, представленный на слайдовой презентации, и запись темы урока).
Учитель. Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые обрамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотников» был создан в начале творческого пути. Сборник стихотворений в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Им и посвящен сегодняшний урок. А какова цель нашего урока?
Целеполагание– формулирование учащимися целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – уметь.Обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока.
1.1.2. Беседа о И.С.Тургеневе. Обучающиеся отмечают, какие особенности характера и творчества писателя отражают представленные на слайдовой презентации цитаты:
«Главное в нём – правдивость» (Л.Н.Толстой).
«Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные
портреты женщин. Может быть, таких, как он написал, и не было, но
когда он написал их, они появились». (А.П.Чехов).
«В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который
также, как и все люди, достоин иметь человеческие права».
(М.И.Калинин).
«В теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева».
(Н.В.Гоголь).
(Коммуникация – приходим к общему решению)
На основе беседы школьники индивидуально составляют кластер (Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом») к слову Тургенев.
Например:
Тургенев-
справедливый и талантливый,
пробуждает, вдохновляет, заставляет задуматься,
любит родную природу,
писатель, мастер слова и т.д.( П1)
Учитель. Литературный путь он начинал еще в студенческие годы, писав стихи. И так случилось, что на закате своей жизни вдали от Родины, горячо им любимой, он снова обратился к стихам. Но стихам необычным – в прозе.
Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений - стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, поэтому они и названы стихотворениями. Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений.
(Семантика названия. Давайте проанализируем название произведения)
Кстати, автор долго искал название своему позднему детищу. Вначале озаглавил его «Посмертное» («Posthuma») и не имел намерения публиковать его при жизни. Затем возникло имя Senilia», т.е. «Стариковское». Но там было столько жизненной силы, что никак не вязалось с названием. И только потом остановился на названии «Стихотворения в прозе». Почему таков жанр этих произведений? Каковы его особенности? – это и есть предмет сегодняшнего разговора.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
2.1. Активизация деятельности учащихся
Учитель. Обращаясь к нам, его читателям, И.Тургенев говорил: (эпиграф).
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе» в 1880 году.
Скажите, значение, каких слов вам непонятно, вызывает затруднение?
В обращении встретилось слово сподряд. Как вы понимаете значение этого слова? ( сподряд-подряд - т.е. одно за другим, без пропусков.
Еще одно слово: в раздробь - по Ефремовой: Враздробь. Раздробленно, по частям, порознь.
Учитель. Обобщение:
Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям? Почему?
Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.
Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто объединяющее их. В 1818 году была опубликована работа Л.П. Гроссмана( русский советский литературовед, писатель; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], профессор) о «Стихотворениях в прозе», которая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения единое целое: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...»
Что необычного в названии цикла (стихотворения в прозе).
Как же удалось автору совместить несовместимое?
(Обращение к учебнику, чтение материалов о стихотворении в прозе, составление плана прочитанного (работа в парах). Ребята анализируют свою работу, сравнивая свой план с образцом, представленным на слайдовой презентации).
2.1.1.Совместная деятельность
Учитель. А теперь нам надо понять жанр этих произведений.
1). «Стихотворения в прозе». Это словосочетание. Где главное слово? Значит, автор указал нам, что в основе его миниатюр лирика, лирическое начало. Вспомните отличительные признаки лирики.
1) изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживаниии какого-то определенного момента. Субъективность.2) Непосредственное личное, субъективное переживание, сохраняя черты индивидуального, в то же время приобретает черты типичного, общего. Выраженное в лирическом произведении чувство находит отклик в чувствах многих людей. 3)Образ-переживание в лирике.4) Лирический герой.5) Стихотворная форма словесного выражения.
Учитель. Итак, предлагаю вам выделить характерные признаки стихотворения в прозе:
1. Давайте рассуждать вместе. Условимся называть их миниатюрами.
Посмотрите, какое по объему это стихотворение? Небольшое (небольшой объем)
2.Текст единый или делится на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы)
3.Выражает свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность особенность наших миниатюр – лирический характер, лиризм.)
4. Какова цель, назначение лирического произведения? (Воздействовать на чувства. Найти единомышленников. Поэтому они доверительны, написаны от первого лица, автобиографичны). Обращение к чувствам лирического персонажа, выражение личных переживаний и впечатлений.
5. Можно ли назвать это произведение стихотворением?
Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя.
6. Чем это стихотворение отличается от привычных нам? Здесь нет рифмы.
7. Обратим снимание на содержание. Давайте просто укажем проблемы, которые затрагивает автор (учащиеся перечисляют – т.е. проблемы философские и нравственные).
А как об этом говорит автор? Есть сюжет? Почему? (Нет, обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя)
8.А теперь давайте подумаем, как удается автору в таком маленьком по размеру произведении сказать о важном и сказать так, что мы чувствуем настроение автора и сами переживаем, сопереживаем, не принимаем, удивляемся, восторгаемся – целая палитра чувств. (насыщенность изобразительных средств).
9. Какова особенность этого произведения –то, что это стихотворение в прозе.
Учитель. Прочтём определение в учебнике
Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.
Этап 3 Практикум, проверка полученных результатов
3.1.Исследовательская работа с текстом «Собака»
Учитель. Предлагаю обратить внимание еще на одно стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Собака» по следующему плану:
План анализа стихотворения в прозе:
1.Название.
2.Тема.
3.Основная мысль.
4.Авторское отношение.
5.Художественные средства.
3.2.Формирование собственной позиции
Учитель. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Русский язык» и выпишите из текста эпитеты, соотнесенные с понятием «pyccкий язык». Объясните их значение.
- Почему для автора язык является надежной поддержкой и опорой?
- Прочитайте выразительно предложение, содержащее утверждение в форме вопроса. Какое образно-выразительное средство использует автор? Зачем?
Выразительное чтение последнего предложения.
- Каково движение чувств автора, нашедших отражение в стихотворении?
Обращение к цитатам писателей о русском языке: высказывания М.В. Ломоносова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Толстова, А.А.Ахматовой
(Слайдовая презентация)
- В чём видели значение русского языка писатели? ( Каждый ученик заканчивает предложения:
Значение русского языка писатели видели в
Любить русский язык – значит
Этап 4. Подведение итогов урока, домашнее задание
4.1.Целостное обобщение полученной информации.
Подведение итогов, запись ответа на вопросы в тетрадь.
Учитель.
- Какие вопросы, волновавшие писателя, нашли отражение в «Стихотворениях в прозе»?
4.2.Рефлексия Учащиеся.
- Что нового я узнал (а) о Тургеневе - писателе и человеке?
Самооценка работы на уроке (план самооценки на слайде презентации), комментарии учителя.
4.3.Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть, индивидуальные задания: подготовить сообщение о дружбе Н.А.Некрасова с крестьянскими детьми, подготовить сообщение «искусствоведа» о картине И.И. Левитана «Владимирка» и И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»
13PAGE 15
13PAGE 14915
Рисунок 26Рисунок 26Рисунок 26Рисунок 22Рисунок 2215