Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки» (Интегрированный урок технология +музыка)


Ефремов Юрий Иванович
учитель технологии СШ №1
п.Затобольск,
Костанайского района, Костанайской области
Специалист высшего уровня квалификации 1 категории

План-конспект открытого урока в 9 классе на районном семинаре учителей по трудовому обучению

Раздел. Художественная обработка древесины

Тема урока «Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки»
(Интегрированный урок технология +музыка)

Цели урока:
Образовательные: усвоение технологии изготовления сувенирной домбры, формирование у учащихся трудовых знаний и умений, развитие творческих способностей у учащихся

Развивающие: совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, дать возможность учащимся при помощи последовательности действий изготовления сувенирной домбры, достичь цели.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, правильной организации труда; развивать мотивацию изучения этапов изготовления сувенира, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная, индивидуальная работа.

Методы:
Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, работа с технологической документацией, демонстрация.

Репродуктивный: инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, география

Материально-техническое оснащение урока:

Линейка, карандаш, рашпиль, эл.лобзик, , сверло, наждачная бумага, маршрутная карта, заготовки древесины, стамеска, шаблон, копир, токарный станок, минициркульная пила

Задача урока:
- продолжить формирование основных технологических операций по изготовлению домбры

План урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
III. Ознакомление с УТД. Выполнение практического задания: изготовление сувенира с использованием технологической карты
IV. Итог урока.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, цели занятия.

Вступление.
Тема сегодняшнего занятия «изготовление сувенирной домбры»
Цель занятия:
Овладеть практическими навыками по изготовлению музыкального инструмента

Учитель
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но это вас пусть не смущает. Вы полны сил, энергии, хорошего настроения и мы начинаем наш урок.

На нашем сегодняшнем уроке мы узнаем наиболее интересные моменты из истории музыкального инструмента – домбра и попытаетесь изготовить её в сувенирном варианте не только полностью вручную (как это делалось веками мастерами из цельного куска дерева путём выдалбливания стамеской углубления в корпусе), но и с использованием станочного оборудования наших мастерских. Это экономит и время на изготовление, и передаёт более точные формы изделию. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Ведущий-ученик

Как гласит пословица» НаCыз KазаK – KазаK емес, наCыз KазаK – домбыра», что в переводе означает: истинный казах не сам казах, а домбра. «Коснись песня слагается, звуку все живое покоряется», отмечает поговорка о домбре, самом любимом казахском музыкальном инструменте.


Но в начале, послушайте, как звучит тенор-домбра (альт-домбра рассчитана на детей). Звучание инструмента во многом зависело от используемого мастером материала, толщины стенок корпуса, который является усилителем звука (чем тоньше стенки, тем звук звонче) из какого материала сделана дека, которая служит для отражения звука (крышка корпуса). Обычно её делают из сосны или ели
Поэтому при изготовлении корпуса необходимо учитывать эти моменты.

Музыкальное сопровождение (учащийся играет на домбре)

А сейчас вы узнаете о происхождении этого инструмента, её историю.

История инструмента

Ученик:

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау)
, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов в городе Алматы. Изображенный древним художником на скале рисунок сильно похож на домбыру по форме. На основании этого сделали вывод, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Ведущий-ученик

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов
Ученик:

О домбре и её происхождении существуют легенды:
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Ведущий-ученик

Откуда же появилось само слово домбра. Версий достаточно много. Вот одна из них

Ученик:
Одни полагают что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дунбаk» и «бурра», что означает «хвост ягненка»
Другие полагают, что лексема (слово) домбра состоит из двух слов: дем (дыхание) и беру (дать), связанных непосредственно с музыкальным исполнительством. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.


Учитель:
Изготовление домбры считается одним из уникальных видов ремесленничества. Как говорят мастера смастерить домбру – дело сложное. Если, к примеру, работать не покладая рук, в течение месяца можно изготовить всего, лишь один инструмент. Издревле было принято, чтобы в каждой семье кто-нибудь мог с этим справиться. Хотя мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов костанаец Мухамбеткали Рахалиев изготовил за свою жизнь три тысячи штук казахского народного инструмента домбры.

II. Изучение нового материала.
Из каких же основных частей состоит домбра.(демонстрация)

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид.

Основные части домбры:

Ученики демонстрируют основные части инструмента

Шанак корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак дека домбыры, воспринимая посредством вибрации, звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента тембр.

Гриф - с расположенными на ней ладами и нотными точками (ладов 19 точек 7).

Струна источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки, использовали и в качестве материала для струн, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.

Подставка очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передаются колебания струн на деку и колебаний к корпусу, подставка является ключом к звучанию домбры.
Их три:
Пяточная подструнная подставка
Пороговая подструнная подставка
Подвижная подструнная подставка

Учитель
После всего услышанного и увиденного можно перейти к практической части урока, предварительно ознакомившись с технологией изготовления музыкального инструмента, представленных в технологической карте, и техникой безопасности

Изготовление домбры условно можно разделить на 5 этапов
1. подготовка материала (подготовительный этап)
2. точение цельной заготовки на токарном станке по копиру
3. изготовление отдельных частей изделия
4. сборка изделия
5. декоративная отделка

Изучение технологической карты и ознакомление с техникой безопасности
Технология изготовления сувенирной домбры


































































Последовательность изготовления изделия
Оборудование и инструменты
Рабочий чертёж

1.Подготовить материал:
- отрезать рейку (
- выстрогать в размер (
- распилить рейку пополам
Линейка, угольник, верстак ножовка, рубанок,

30

270

2. Склеить 2 бруска , вложив между поверхностями брусков бумагу
Бумага, клей, ножницы, кисть, зажим верстака или струбцина


3. разметить поверхность торцов под страховочные кольца, предварительно обозначив центр и начертить диаметр окружности кольца
Верстак, линейка, карандаш, угольник



4. запилить выступы на торцах и используя стамеску обработать поверхность в размер ( по высоте кольца)
Ножовка, зажим верстака, стамеска, киянка, рашпиль


5. установить на шипы страховочные кольца
Верстак, рашпиль, киянка


6. установить заготовку на токарном станке
Токарный станок, резцы, копир



7. обработать поверхность заготовки по копиру

8. отделка поверхности шлифованием

9. снять заготовку с центров

10. располовинить заготовку, предварительно сняв кольца

11.отрезать выступы с торцов и зачистить поверхности
Токарный станок


Наждачная бумага




Нож


Электролобзик, наждачная бумага


12. Придать форму и уклон ладошки. Разметить центры отверстий для колышков


Нож или стамеска, шлифовальный круг






13. Изготовить деку (по форме корпуса), разметить центр звукового отверстия и просверлить
Ручной или электролобзик, карандаш, корпус домбры, линейка, центровое сверло, сверлильный станок




14 .Выдолбить отверстие в корпусе и обрезать кромку корпуса
на толщину деки. Склеить деку с корпусом (на циркульной пиле работает учитель)
Приспособление для крепления заготовки домбры, сверлильный станок, сверло, шлифовальный круг, минициркульная пила, карандаш, клей, кисть



15.Изготовитьпороговую подструнную подставку (у ладошки)ипяточную подструнную подставку(между грифом и декой, закрепить по месту (приклеить)
Подвижную подставку
Нож, кисть, клей

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

16. разметить нотные деления



17. Декоративная отделка домбры (орнамент, морение-покраска, лакирование)
Морилка, краска, кисти, лак, клей, орнаменты, ножницы


18.закрепить леску на грифе по разметке ладов и натянуть струны
Леска, нож





Техника долбления. (сверление и фрезерования)

Заготовку размечают и закрепляют в приспособлении. Само приспособление закрепляют на рабочем столе сверлильного станка. Одновременно происходит сверление и фрезерование отверстия путём перемещения приспособления на рабочем столе станка и поворотом шпиндельной бабки. При этом фрезеруется овальное отверстие по форме корпуса домбры, глубина фрезерования устанавливается опытным путём.

Зачистить углубление в корпусе можно при помощи полукруглой стамески. Выбирайте древесину от края к центру

При работе стамеской ее держат за край рукоятки правой рукой, нажимая на нее и таким образом продвигая вперед. Левой рукой при этом стамеску берут за полотно; при помощи левой руки регулируется толщина снимаемого слоя древесины.

. Помните о технике безопасности. Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками отступления от этого правила нет!
Вначале это может показаться неудобным, но потом приходит осознание целесообразности этого условия: руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте
При случайном сходе с заготовки стамеска должна пойти в сторону, а не на вас.

Техника безопасности на сверлильном станке

1. Проверьте работу станка на холостом ходу
2. Прочно закрепите деталь на столе
3. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.
4. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков
5. Перед сверлением деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.
6. не наклоняйте голову близко к сверлу;
7. не кладите посторонние предметы на станину станка-
8. не тормозите руками патрон или сверло;
9. не отходите от станка, не выключив его.
10. Опилки сметать с помощью щётки.

Техника безопасности при работе с электролобзиком

- избегайте физического контакта с рабочим полотном инструмента, вне зависимости от того включён он или нет. Острые зубцы пилки могут травмировать, находясь даже в нерабочем состоянии;

Руки держите на безопасном расстоянии от полотна пилы
Перемещение заготовки осуществляйте плавно, без рывков

. Проверка знаний
1.назовите основные части домбры и каково их назначение
2. назовите основные этапы изготовления музыкального инструмента
3. объясните технику долбления отверстия на станке
4.обьяснить технику точения по копиру
5. техника безопасности при работе со стамеской
6. техника безопасности на электролобзике

III. Практическая работа.

3. Вводный инструктаж.

1. Демонстрация.
2. Показ трудовых приемов.
4. Самостоятельная практическая работа.

Текущий инструктаж: целевые обходы.

1-й обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение ПТБ.
2-й обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
3-й обход – проверить завершающий этап работы и осуществление учащимися самоконтроля.

5. Заключительный инструктаж.

1. Анализ характерных ошибок и их причины.
2. Сообщение оценки каждому учащемуся.

IV. Итог урока.
Уборка рабочих мест








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115