План-конспект урока Работа над артикуляцией в классе домбры . Начальный период
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
п . Цаган-Аман
Преподаватель Хечиева Нина Яковлевна
Предмет, ученица, класс Домбра, Зулаева Арина, 2 класс
Тема урока «Работа над артикуляцией в классе домбры . Начальный период»
Дата проведения урока: 15.04.2014
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: закрепление понятий и умений.
Вид урока: традиционный
Цель урока: Сделать работу над техническим материалом осмысленной и интересной. Обратить внимание ребёнка на его дикцию и её влияние на артикуляцию пальцев.
Задачи урока:
Обучающие:
-закрепить понятие «дикция»,
-провести параллель с музыкальной артикуляцией;
-определить упражнения развивающие технику «произношения» пальцев.
-формировать внимательное отношение к звукоизвлечению и исполнительскому процессу.
Развивающие:
- расширить кругозор учащегося, развивать его дикцию, а также технические возможности, координацию рук и речи ребёнка;
-увеличить диапазон понятия «домбровая техника ».
Воспитывающие:
- воспитывать в детях любовь к игре на домбре и музыкальной культуре в целом.
- воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
- воспитать серьезное отношение к занятиям
Материально-техническое оснащение урока: классная комната для групповых занятий, инструмент-домбра, нотные пособия, инструмент- фортепиано, метроном.
Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа, контроль.
Этапы урока:
№
Этапы урока
Цели и задачи
1
Организационный (приветствие, подготовка инструмента, подготовка дидактических материалов урока)
Воспитание умения организовать свое рабочее место и настроиться на активную работу
2.
Теоретический
-Знакомство с понятием «дикция»;
-влияние дикции на артикуляцию: использование скороговорок
Повышение уровня теоретической подготовки.
3.
Практический.
Закрепление учебного материала на практических заданиях:
-Работа над музыкальной артикуляцией при помощи скороговорки
-Упражнения на музыкальную артикуляцию
-Работа над музыкальными произведениями
- Физкультминутка.
Развитие у ученика синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
4.
Заключительный этап: подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, домашнее задание.
Закрепление полученных знаний.
Используемые методы:
наглядный (слуховой и зрительный)
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (инструментальные и ритмические иллюстрации учителя и воспроизведение услышанного учеником)
накопление знаний;
наблюдение;
самоконтроль;
убеждение;
стимулирование;
создание ситуации успеха
Используемые современные технологии обучения:
Технология проблемного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения .
Здоровьесберегающие технологии.
Ход урока:
№
Этапы урока
Содержание урока
1
Организационный (приветствие, подготовка дидактических материалов урока)
Приветствие. Подготовка дидактических материалов урока:
Г.Шрадик «Упражнения для развития техники левой руки»;
В.Карпенко «Школа калмыцкого домбрового искусства»
В.Карпенко «Технический тренаж для индивидуальных и групповых занятий»
Ю.Шишаков «Этюд» A-dur;
2.
Теоретический
-Знакомство с понятиями «дикция» и «артикуляция» ;
-влияние дикции на артикуляцию
- использование скороговорок:
-Мороз мост мостил, мостил, не вымостил.
-У киски в миске сливки скисли.
·
-Во мраке раки шумят в драке.
Ученику предлагаются скороговорки и упражнения для работы дома.
Технология личностно-ориентированного обучения
3.
Практический
Г.Шрадик «Упражнения для развития техники левой руки»
Специальные упражнения с использованием скороговорок (Упражнения Г.Шрадика- скороговорка: -Скок, сорока, скок, сорока,
Слепа с ока, крива с бока.)
Начинать нужно с медленного темпа.
Ученик сначала отдельно проговаривает скороговорку, затем играет упражнение.
-Работа над артикуляцией в «Этюде» Ю.Шишакова и в укр.н.п. обр.А.Тихомирова «Метелица»
- Физкультминутка.
Упражнения направлены на вытяжку позвоночника и выполняются медленно.
1-упр.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох. Повороты туловища в стороны на выдохе.
2-упр.: исходное положение тоже. Руки вдоль туловища. Вдох. Наклоны в стороны на выдохе.
3-упр.: ноги шире плеч. Вдох. Наклоны справа налево и в обратном порядке вниз, доставая кончиками пальцев до пола на выдохе.
4-упр.: Ноги вместе, руки вверх. Тянуться вверх на пределе возможного, затем резкое расслабление. Корпус наклонён вниз, колени чуть согнуты, голова и руки опущены.
5-упр.: на восстановление дыхания.
Каждое упражнение выполняется по пять раз.
Технология личностно-ориентированного обучения
Здоровьесберегающие технологии
4.
Заключительный этап: подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, домашнее задание.
Попросить ученика рассказать о дикции и музыкальной артикуляции.
Отметить активную работу ученика, выставить отметку.
Домашнее задание будет состоять из скороговорок, подготовленных для ученика.
-Ученик должен их выучить и отработать в самом быстром для него темпе.
-Упражнения Г.Шрадика необходимо выучить в темпе = 69, не отступая от поставленных перед упражнениями задач.
-Укр.н.п. обр.А.Тихомирова «Метелица»- добавить главной теме лёгкости не теряя цепкости.
-Ю.Шишаков «Этюд» A-dur- работа над staccato, как средством активизации пальцев при работе над артикуляцией.
-Выучить и выполнять упражнения на вытяжку позвоночника
-Роль учителя музыки развития в современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Используемая литература
1.П.Нечепоренко, Н.Мельников «Школа игры на балалайке» «Музыка» Москва 2004г.
2. А.Шалов «Основы игры на балалайке», «Музыка», Ленинград, 1969г.
3. А.Илюхин «Самоучитель игры на балалайке», «Музыка», Москва, 1978г.
4. Г.Шрадик «Упражнения для развития техники левой руки».
5. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Музыкальное образование”. – М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2007.
6. Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Советский композитор, 1989.
7.В.Карпенко «Школа калмыцкого домбрового искусства. г. Элиста 1992 г.»
8. В.Карпенко «Технический тренаж для индивидуальных и групповых занятий»
15