Конспект экспериментально — исследовательской деятельности В поисках вдохновения
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Старшая группа «Солнышко»
Образовательная область: познание
Разделы: Ознакомление с окружающим
Тема: В поисках вдохновения (знакомство с воздухом).
Задачи:
Расширять представления об окружающем мире, о неживой природе, о воздухе.
Познакомить со свойствами воздуха: невидимый, без запаха, без вкуса, без определённой формы, способен двигаться и двигать предметы.
Прививать основы экологического воспитания, бережного отношения к планете.
Воспитывать отзывчивость, желание и умение помочь в решении проблемы.
Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, учить делать выводы из наблюдений и обобщать их результаты.
Словарная работа: вдохновение, пирамида.
Полилингвальный компонент:
Баран-Kой,sheep ,
ёж -кірпі ,hedgehog
заяц -Kоян ,hare
воздух –ауa, air.
Предметно-развивающая среда.
Демонстрационный материал:
слайд-презентация «Воздух и его свойства»,
ёмкость с водой,
стакан,
лист бумаги,
термос с кипятком,
бутылочка с шариком, леска,
трубочки для сока,
скотч,
шарики,
веер,
круг из ткани для релаксации.
Раздаточный материал:
бумажные салфетки,
трубочки для сока,
большие стаканы с водой,
маленькие стаканчики с приклеенной на дне бумажной звёздочкой,
султанчики для демонстрации движения воздуха,
веера из бумаги,
полиэтиленовые мешочки,
мыльные пузыри.
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Организует утренний круг «Доброе утро».
Проводит подготовительную беседу о настроении и предлагает посмотреть отрывок из мультфильма про смешариков «Воздух для вдохновения».
Организует объяснительную работу по слову «вдохновение».
Предлагает помочь смешарикам найти свежий воздух для вдохновения.
Вводит полилингвальный компонент.
Улыбаются друг другу и гостям, дарят «волшебные слова» про доброе утро.
Рассказывают о своём настроении, сосредотачиваются на просмотре мультфильма.
Рассуждают, пытаются объяснить слово, выслушивают его трактовку от воспитателя и запоминают слово и его значение.
Соглашаются оказать помощь в поисках.
Проговаривают и запоминают слова.
Организационно-поисковый
Развивает логическое мышление, предлагая дать ответ на загадку о воздухе.
В ёмкость с водой вертикально опускает маленький стакан со смятым листом бумаги внутри. Объясняет, что вода не попадает в стакан и не мочит лист благодаря наличию воздуха в нём.
Доказывает наличие воздуха внутри человека, предлагая выдохнуть в воду через трубочку.
ЗСТ – активизирует детей в д/у «Учимся дышать».
Предлагает угадать запахи разных веществ. Интересуется – это запах воздуха или различных объектов. Помогает сделать вывод: воздух ничем не пахнет.
ЗСТ _ развивает артикуляционный аппарат в гимнастике «Язычок пробует воздух на вкус».
Демонстрирует разные геометрические формы, поясняет, что воздух принимает форму предмета, внутри которого находится, знакомит с пирамидой.
При помощи веера помогает увидеть движение воздуха.
Знакомит со способностью воздуха передвигать предметы в эксперименте «Запуск ракеты».
Проводит краткую закрепляющую беседу о первых полётах в космос.
Обобщает данные экспериментов, называет свойства воздуха.
Предлагает отправиться на поиски свежего воздуха на воздушном шаре. Демонстрирует опыт по расширению горячего воздуха в бутылке.
ЗСТ – проводит релаксацию «Полёт на воздушном шаре», нацеливает детей на бережное отношение к родной планете.
Знакомит с проблемой экологии воздуха, демонстрируя фильм «Экология Алматы».
Размышляют, дают ответ, обосновывают его.
Параллельно с воспитателем проводят опыт с водой. Делают вывод: воздух вокруг нас, но он невидимый, бесцветный, прозрачный. Обращают внимание на слайд 1 с изображением перечёркнутого глаза.
Наблюдают поднимающиеся пузыри, заключают, что это воздух, выдыхаемый из наших лёгких.
Активно двигаются, выполняют движения.
Угадывают по запаху предложенные вещества. Пытаются уловить запах воздуха. Усваивают: воздух не имеет запаха, но доносит до нас запахи других объектов.
Выполняют требуемое упражнение, делают вывод: воздух не имеет вкуса.
Запоминают, что воздух не имеет формы. Усваивают, что такое «пирамида».
Машут веером перед султанчиком, наблюдают, как колышутся ленточки, приходят к заключению, что воздух движется и порождает ветер.
Надувают шары, перекрывают воздух прищепкой, прикрепляют шары скотчем к трубочке, сквозь которую пропущена леска, убирают прищепку, высвобождая воздух. Наблюдают за полётом «ракеты».
Проявляют знания о первых космонавтах, называют их.
Помогают назвать свойства воздуха, пользуясь схемой на слайде.
С интересом наблюдают, как нагревающийся в бутылке воздух расширяется и надувает шарик.
Располагаются на круге из ткани, расслабляются, вникают в смысл слов воспитателя.
Смотрят ролик, делают вывод, что задымлённый воздух непригоден для дыхания.
Призывает к сбережению зелёных насаждений при просмотре сюжета «Волшебный лес».
Предлагает набрать воздуха и подарить гостям.
Поясняют, что деревья очищают воздух и поэтому самый чистый воздух в лесу.
«Ловят» воздух в полиэтиленовые мешочки, закручивают мешочки, любуются их объёмом, дарят гостям.
Рефлексивныйигирующий
Предлагает досмотреть сюжет про смешариков и подарить радость друг другу в виде мыльных пузырей.
Благодарит за занятие, хвалит за активность.
Просматривают мультфильм, берут баночки с мыльными пузырями, пускают пузыри , одаривая ими гостей.
Желают всем добра и хорошего настроения.
Ожидаемый результат.
Знать: воздух необходим для жизни, он везде.
Иметь: представление о свойствах воздуха, навыки проведения экспериментов.
Уметь: наблюдать за течением опытов, делать выводы и обобщения, основываясь на их результатах.
Воспитатель: Зайнулина И.В.
Индивидуальная работа с детьми
дата
Ф.И. ребёнка
Вид деятельности
Цель
Новокшёнов А.
Коваленко Д.
Цой Д.
д/и»Кто быстрее надует шар»
Развивать дыхательную систему.
15